Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №7/2000
 Г.С.ХОЛЛ

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

Г.С.ХОЛЛ

(1844 - 1924)

По признанию коллег, на заре становления психологической науки Стэнли Холл выступил покровителем и наставником для большего числа исследователей, чем любые три его самых выдающихся современника, вместе взятых. Новаторские начинания Холла во многом определили облик психологии XX века. Современные психологи хорошо знают его имя, однако упоминают его нечасто. Выступив пионером во многих областях, никакой собственной оригинальной теории он не создал, не основал научной школы, его труды в основном принадлежат истории и едва ли могут служить источником вдохновения для современных исследователей.
Кем же был этот выдающийся американец, каков его подлинный вклад в науку?

ПЕРВЫЙ ДОКТОР В АМЕРИКЕ

Гренвилл Стэнли Холл родился в феврале 1844 года в небольшом городке Ашфилд, штат Массачусетс, в семье небогатого фермера. Его родители были весьма просвещенными людьми и в то же время религиозными. В их мечтах будущее сына было связано с духовным саном.
В 1863 году, следуя пожеланиям родителей, Холл поступил в колледж Уильямса, намереваясь посвятить себя духовной карьере. Учился он хорошо и к последнему курсу сумел собрать множество студенческих регалий. Не слишком увлекаясь богословием, он проявил повышенный интерес к философии, внимательно изучил эволюционную теорию, что впоследствии заметно повлияло на выбор его пути в науке.
В 1874 году Холл познакомился с «основами физиологической психологии» В. Вундта, и это стало поворотным пунктом в его карьере. Он перебрался в Кембридж, штат Массачусетс, и устроился преподавателем английского языка в Гарвардский университет. Параллельно он с усердием принялся за продолжение своего собственного образования, близко сошелся с Уильямом Джеймсом. В 1878 году он представил к защите диссертацию, посвященную тактильному восприятию пространства. Успешно ее защитив, Холл первым в Соединенных Штатах получил докторскую степень в области психологии.
Затем последовала поездка в Европу — в лабораторию Вундта. Холл прилежно посещал все лекции, безропотно соглашался на роль испытуемого в экспериментах, пытался проводить собственные исследования. Впоследствии он, однако, отмечал, что эти занятия не оправдали его ожиданий. Обозревая научные достижения Холла, действительно следует признать, что Вундт на него особого влияния не оказал.

ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГИКИ

На родине перспективы профессиональной карьеры были весьма туманны. Психологов в Америке были единицы, и никто толком не представлял, какая от них может быть польза. Холл понял, что он может применить психологические знания в педагогике. Лейтмотивом его доклада на собрании Национальной педагогической ассоциации в 1882 году была идея о необходимости сделать изучение психологии ребенка приоритетным в деятельности учителя. Эту мысль он не уставал повторять при каждой возможности, и в конце концов она нашла отклик.
Ректор Гарвардского университета предложил Холлу подготовить серию лекций по вопросам образования. На эти выступления поступило множество положительных отзывов, и на карьере Холла это сказалось очень благоприятно. Он был приглашен работать в университет Джонса Хопкинса, где вскоре получил должность профессора. Здесь он приступил к созданию научной психологической лаборатории, которая считается первой в Соединенных Штатах. Впрочем, тут приоритет Холла многие оспаривают. Еще раньше психологическая лаборатория была основана Уильямом Джеймсом, однако она предназначалась в основном для демонстрации опытов, то есть была не научной, а учебной. Существенно и то, что университет никогда не причислял лабораторию Холла к числу своих подразделений: она была оборудована им за свой счет, принадлежала ему на правах частной собственности, и, покидая университет Дж. Хопкинса в 1888 году, Холл все оборудование забрал с собой. (В годы работы лаборатории в ней прошли подготовку многие известные специалисты, в частности Джон Дьюи и Джеймс Маккин Кэттелл).

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1887 году Холл основал «Американский журнал психологии» — первый в США специализированный журнал в данной области, который существует по сей день и сохраняет высокую репутацию. Журнал выполнял важную функцию консолидации усилий немногочисленных в ту пору американских психологов. Он был основан благодаря пожертвованию некого анонимного мецената. Правда, вскоре выяснилось, что жертвователь перепутал экспериментальную психологию с оккультизмом (удивительно живучее заблуждение!), и новых взносов на продолжение проекта не последовало. К тому времени, когда Холл продал это предприятие Карлу Далленбаху в 1929 году, он вложил в него 8000 долларов личных средств, не получив ни гроша прибыли. Холл еще неоднократно выступал основателем психологических журналов. Им был основан также «Педагогический семинар», который, сменив название на «Журнал генетической психологии», существует по сей день, а также «Журнал прикладной психологии». С 1904 по 1915 год Холл издавал «Журнал религиозной психологии».

ПРЕЗИДЕНТ УНИВЕРСИТЕТА

В конце 80-х в карьере Холла, да и в истории всей американской науки, произошел знаменательный поворот. Богатый предприниматель Джонас Гилман Кларк задумал основать в своем родном городке Вустер, штат Массачусетс, высшее учебное заведение. Стэнли Холл, который уже успел приобрести репутацию серьезного специалиста в области образования, был приглашен возглавить новый университет в должности его президента. Прежде чем занять этот пост, он предпринял длительное турне за границу, чтобы изучить деятельность европейских высших учебных заведений и пригласить во вверенный ему университет талантливых преподавателей и исследователей.
По возвращении на родину Холл с энтузиазмом принялся за организационную работу в университете, который официально открылся в 1888 году и был назван по имени спонсора — университетом Кларка.
Как президент университета Холл стоял на весьма прогрессивных для своего времени позициях. Вопреки бытовавшим предрассудкам он позволял занимать преподавательские должности женщинам и евреям, широко открыл двери университета для представителей национальных меньшинств. Первым чернокожим американцем, получившим докторскую степень по психологии, был его ученик Френсис Самнер. Впоследствии он сделал блестящую карьеру и возглавил отделение психологии в Гарварде.
В течение 36 лет, когда Холл возглавлял университет Кларка, психология в нем процветала. За это время там защитили диссертации более восьмидесяти молодых ученых-психологов.
В 1892 году Холл выступил инициатором встречи двадцати шести ведущих психологов Америки (на ней, правда, отсутствовали Джеймс и Дьюи), на которой было принято решение об основании Американской психологической ассоциации (АПА). Первым президентом ассоциации присутствовавшие без колебаний избрали Холла.
Одним из первых в Новом Свете Холл проявил интерес к психоанализу. В 1909 году он пригласил З. Фрейда и К.Г. Юнга на торжества по случаю двадцатилетнего юбилея университета. Выступая перед собравшейся в Вустере аудиторией, Фрейд выразил искреннюю признательность за это «первое официальное признание» его трудов. Так началась экспансия психоанализа в Западном полушарии, последствий которой в ту пору даже невозможно было вообразить.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Что же касается собственных научных изысканий Холла, то они относились преимущественно к области детской и педагогической психологии. Для исследования детской психики им широко использовались опросники, которых им совместно с учениками было составлено около двух сотен. На основе полученных материалов Холл написал ряд работ, среди которых наиболее известен капитальный (около полутора тысяч страниц) труд «Юность» — первая в истории психологии монография, посвященная психическому развитию в подростковом и раннем юношеском возрасте.
В объяснении психического развития ребенка Холл опирался на биогенетический закон, на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения в индивидуальном развитии основных этапов развития человеческого рода). Формирование детской психики трактовалось им как фатальный переход от низших стадий развития человеческого рода к высшим. Например, характер детских игр объяснялся как проявление и «изживание» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведением образа жизни воинственных племен. Из этого следовали выводы о том, что детям следует предоставить возможность беспрепятственно проходить «примитивные» стадии своего развития.

ПЛОДЫ УСЕРДНОГО ТРУДА

Холл по праву считается пионером возрастной психологии. Уже на склоне лет, во многом под влиянием собственного опыта, он написал фундаментальный труд «Старость», явившейся первой психологической работой по проблемам старения. В последние годы жизни Холл написал две автобиографии — «Воспоминания психолога» (1920) и «Исповедь психолога» (1923), — во многом субъективные в оценках, но представляющие бесценный материал по истории становления психологической науки.
Холл продолжал активно писать и после своей отставки с поста президента университета Кларка в 1920 году. Он умер четырьмя годами позже, через несколько месяцев после того, как вторично был избран президентом Американской психологической ассоциации. После смерти Холла 99 из 120 членов АПА назвали его в числе десяти психологов общемирового значения, отмечая его талант педагога, усилия по организации науки, его вызов ортодоксальности. Многие, правда, невысоко отзывались о его личных качествах. Да и сам Холл в одной из автобиографий признавал, что вся его жизнь — это сплошная череда причуд, ошибок, грехов и безумств. Впрочем, мелкие житейские грешки забываются, ошибки исправляются (в науке в этом, наверное, и состоит прогресс), а плоды усердного вдохновенного труда остаются надолго.

Сергей СТЕПАНОВ

Спонсор публикации статьи: интернет-магазин сумок и кожгалантереи HandyBrands.ru предлагает приобрести элитные итальянские сумки из натуральной кожи и женские ремни по самым выгодным ценам. На Ваш выбор продукция ведущих мировых брендов. Крупные скидки, удобная система заказа и доставки позволят Вам совершить приятную покупку с максимальной экономии денег личного времени.