О МУЖЧИНАХ БЕЗ МУЖЧИН
Я тоже играл в детстве в войну.
Непонятно, чего больше в поголовной тяге
мальчишек к этой игре — традиций воспитания или
природной мужской склонности. Но что-то
архетипическое в этом есть наверняка. Мужчина?
Значит — воин. И наоборот: воин — значит, мужчина.
Таков всеобщий стереотип, и жизнь веками ему
вполне соответствовала.
Но последний, уходящий век сумел расшатать эту,
казалось бы незыблемую, истину. Выяснилось много
нового. Например, что война (во всех смыслах) — не
лучшее средство разрешения конфликтов (тоже во
всех смыслах). Или что для уступки иной раз нужно
не меньше мужества, чем для завоевания.
Традиционные роли размылись, и теперь суровый
сильный воин уже не бесспорный идеал мужчины.
Тем не менее армия по-прежнему воспринимается
как сугубо мужское занятие. Поэтому и День
защитника Отечества, как его ни переименовывай,
был и остается не только армейским, но и мужским
праздником.
От армии наш еженедельник далек, а вот проблемы
образования и воспитания нам ближе. Поэтому
используем подходящий повод и поговорим не об
армии, а о мальчиках и мужчинах — в школе и дома.
«Школьный психолог» уже как-то писал о главной
проблеме воспитания мальчиков: доминирование
женщин в семье и школе и, как следствие,
неосознанное (а иногда и осознанное!) стремление
воспитывать всех детей по одному типу —
женскому. Девочки-то от этого получаются
женственными, а вот мужчины — женоподобными. Как
говорится, почувствуйте разницу! А потом в узком
кругу подруг не обходится без разговора на тему
«мужчины нынче не те».
Я вовсе не хочу сказать, что «женское воспитание»
плохое. Нет, просто оно другое. И если мы говорим
об индивидуальном подходе к каждому ребенку, то
первым шагом могло бы стать различие в обращении
с мальчиками и девочками.
Слышу, слышу ваши вздохи. Действительно, при
нынешнем количестве мужчин в школе это непростая
задача. А почему их так мало? Об этом много писали,
но иногда не грех и повторить.
Среди множества причин есть одна, имеющая прямое
отношение к сегодняшнему празднику. В российских
педвузах не дают отсрочки от армии, и это порой
становится решающим фактором выбора вуза для
«юноши, обдумывающего житье». В результате даже
те мальчики, которые склонны к педагогической
профессии, в школу не попадают, и очередное
поколение опять воспитывают женщины. И опять
жалуются, что мужчины пошли не те.
Слышите, господа генералы? Хотите солдат и
офицеров — настоящих мужчин? Дайте возможность
им у мужчин же и учиться. Ей-богу, окупится.
Надо же, все равно об армии получилось.
Марк САРТАН