ГИЛЬДИЯ
Образование с человеческим лицом
Со времен печальной памяти «Белого
братства» у нас складывается осторожное
отношение ко всякого рода самодеятельным
организациям, чья работа не носит четко
выраженного коммерческого характера, но
претендует на работу с людьми. То есть если они
деньги берут, то с ними все ясно — время такое, а
если не берут или берут мало — тут еще надо
разобраться. Бесплатный сыр бывает только в
мышеловке! Не так ли?
В самом деле, многочисленные начинания по
психологической и психотерапевтической помощи
одиноким людям, семьям, молодежи на основе модных
или уже давно известных волн «просветления»,
«высшего света» и тому подобного — все это
вызывает вполне обоснованные опасения не только
у профессионально подготовленных, но и у просто
образованных, интеллигентных людей. Ведь мы
боимся не вообще, а за судьбы своих близких. И это
очень серьезно.
ЗАКОН — ПРЕЖДЕ ВСЕГО
К счастью (а это действительно к
счастью, если мы хотим жить в стране, где
главенствует закон, а не произвол и «охота на
ведьм»), в «запретительской» области руки у нас
связаны. Существующее законодательство
позволяет закрывать организации и привлекать к
ответственности их лидеров в том случае, если
деятельность этих организаций входит в
противоречие с уголовным или административным
правом (с Законом!). То есть если есть доказанные
факты избиений, насилия, мошенничества,
вымогательства и так далее — все ясно. А если
есть просто наша с вами неприязнь к философии и
методам ее распространения — увы, мы тоже можем
ошибаться. Напомню, что желание «побить камнями»
— или иным способом — тех, кто думает «не так»,
привело к гибели и Джордано Бруно, и даже Иисуса
Христа.
Столь подробное отступление мне представляется
очень важным: если мы с вами будем рассуждать в
терминах «бороться» и «запретить», то именно мы и
окажемся за гранью закона. И наши оппоненты нам
на это справедливо укажут. Мы с вами попадем в
категорию «мракобесов» (и по делу!), а те, кто нам
не нравится, окажутся правы просто в
противопоставление нам. То есть в своей главной
цели — снизить уровень распространенности и
влияния сект — мы проиграем. Поэтому нужно
браться за дело иначе.
УВАЖАЯ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Распространение сомнительных сект и
культов не может не беспокоить. Закон же дает
основание для действия только в случае прямого
нарушения прав личности, он противостоит именно
криминальным проявлениям. Полагаю, попытки
подтянуть четкие нормы закона под наши
субъективные пожелания (запретить то-то и то-то
лишь потому, что кому-то пришло в голову назвать
это сектой) может поставить под удар и вполне
законопослушные, общественно полезные
организации и объединения, включая, кстати, и
Русскую Православную Церковь, при всей, казалось
бы, вздорности такого опасения. В самом деле, если
уж очень захотеть (а такое в истории нашей
страны известно), то и христианскую деятельность
можно объявить «деструктивной».
В этой ситуации я остаюсь убежденным сторонником
ненасильственности любых изменений.
Противостоять сектантскому засилью мы,
психологи, социальные работники и педагоги,
можем и должны на профессиональном уровне.
Попытки «изгнать» и «загнать» молодежь как раз и
приводят к распространению групп
полуподпольного толка, за которыми гораздо
труднее наблюдать.
Поэтому напрашивается вывод: профессиональные
психологи, педагоги и социальные работники не
могут игнорировать современные методы работы с
теми, кто оказался жертвами сект и культов. Нужно
хорошо разбираться в нейролингвистических,
суггестивных, эмотивных и других методиках,
уметь грамотно их использовать. И, конечно же,
необходимо серьезно, засучив рукава включаться в
эту кропотливую работу на какой угодно основе:
государственной, общественной, коммерческой.
Было бы дело сделано — качественно и на высокой
профессиональной основе.
А вот с этим сложнее. Положа руку на сердце, за
годы психологической практики мне довелось
встретить не так уж много коллег (но все-таки
довелось, и я горжусь этими знакомствами),
которые, во-первых, умели профессионально
работать с жертвами сект, а во-вторых, хотели
вести такую работу.
К сожалению, на разного рода семинарах и
совещаниях мне приходилось в основном слушать
сокрушенную констатацию о засилье сект и о том,
что мы сами ничего не можем поделать, что нужна
помощь государства. Извините, но это неправда.
Государство свою работу делает: за факты
реального нарушения закона оно карает, а свободу
и права человека — охраняет. По крайней мере, это
провозглашается, а зачастую — все-таки — и
делается. Ужесточать нормативную базу в этой
области — значит требовать от государства идти
против — ни больше и ни меньше — прав человека. И
давайте не спешить возмущаться: мол, это все —
красивые слова. Справиться с волной «всеобщего
просветления» возможно. И — без чрезвычайных
мер. Для этого нужно (все та же оригинальная
мысль) хорошо работать.
ЗНАНИЯ И ВЕРА
Многим людям не хватает тепла, заботы,
общения, поддержки. Молодежь в возрасте 18—27 лет
переживает нормальные кризисы развития. Поэтому
многие идут туда, в секты, чтобы хоть с нагрузкой,
но получить необходимое, решить актуальные
проблемы. Значит, нужно, чтобы существовали места
(клубы, центры), где все это люди получали бы без
«идейной нагрузки» и «промывания мозгов».
Коллеги, вас не пугает ситуация, когда люди
говорят: «У вас слишком все весело и по-доброму,
на секту похоже»? Не значит ли это, что мы
согласны признать веселую и добрую атмосферу
атрибутом секты?
Кстати, в сектах, как это ни странно (хотя вполне
объяснимо), люди работают на совесть, поскольку в
большинстве своем, к сожалению, верят в то, что
делают. Боюсь, что психологам и педагогам такой
веры в свой труд часто не хватает.
Для противостояния сектантам одного
академического знания мало. Нужны практические
навыки и опыт, нужен профессионализм. Казалось
бы, вывод очевиден: надо учиться у тех, кто
работает на высоком профессиональном уровне.
Но тут есть три проблемы. Проблемы
профессионалов.
Во-первых, профессионалы работают. А
уж те, кто с энтузиазмом и верой в свое дело, те
работают много. У них просто нет времени
специально разыскивать и учить студентов.
Во-вторых, те, которые все-таки учат,
обычно берут за это немало денег.
В-третьих, у начинающего специалиста
есть два пути: тяжело и упорно учиться или
сказать себе, что он уже и есть классный
специалист, и гордиться дипломом.
Как вы полагаете, что выберет наш
новоиспеченный коллега?
Есть такие, кто идет учиться. И их — знаю по своей
работе и по рассказам коллег — меньшинство.
Потому что учиться настоящей практике — трудно.
Остальные учиться не хотят. Кто-то идет в клерки
от психологии, а кто-то просто утверждает с
апломбом: «Я — психолог», и начинает учить
других. И вот это пострашнее сект. Почему — думаю,
понятно.
Коллеги! Я обращаюсь к тем, которые умеют делать
свое дело, к которым люди идут, проходя мимо
разных сект и культов. Я понимаю, времени и сил
мало. И все-таки надо учить. И — из чувства
самосохранения и гордости за профессию — учить
надо дешево. То есть за доступные деньги для тех,
кто хочет учиться. Мудро улыбаться и
переглядываться при виде невежества — понимаю,
это приятно, но это опасно трижды: потому что
агрессивный невежда так же улыбается при виде
вас; потому что авторитет психологии как
серьезной науки и практики падает; потому что то,
что не делаем мы, сделают упорные и
жизнеспособные представители тех организаций,
которые мы называем сектами.
ЧТО ТАКОЕ СЕКТЫ
Перечислим признаки тех организаций, к
которым следует подходить с осторожностью.
Наличие особого ритуала поклонения
богу или человеку.
Противопоставление себя окружающей
«враждебной», «злой» культуре.
Наличие безусловного авторитета
(лидера), требующего беспрекословного
повиновения.
Навязчивое вовлечение новых членов
путем многократных повторных приглашений.
Препятствование прекращению
контактов с сообществом, иногда путем угроз.
Вот такие организации принято
называть сектами или культами. Собственно,
«секта» в английском языке и есть cult. Кроме них,
существуют еще «ереси», то есть ответвления
официальных религий. Ереси могут как носить
сектантский характер, так и не носить.
Таким образом, если мы говорим об отсутствии
критериев распознавания сект, то мы вводим людей
в заблуждение. Другое дело, что подходить к
оценке той или иной организации надо — подчеркну
еще раз — осторожно. Потому что более или менее
уверенно о сектантстве можно говорить, наблюдая
весь комплекс характерных черт. Если при этом
имеет место явно противозаконная деятельность
(мошенничество, вымогательство, изнасилование,
склонение к самоубийству и т.д.), оценивать еще
легче.
Одно из важных направлений нашей работы —
сделать широко доступными для жителей нашей
страны эти вышеописанные критерии сект с
подробными комментариями. Грамотные и
просвещенные люди уже сами смогут решить, с чем
они столкнулись, и, следуя разумной осторожности,
обойти стороной сомнительного рода сообщества.
Тимур ГАГИН,
психолог, директор
Центра гуманитарных исследований «Эмбер»,
г. Уфа
Спонсор публикации статьи: рекламно-производственная компания "Петровские мастерские" - изготовление дипломов, почетных грамот, корпоративных призов и наград. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете получить высококачественный подарок или награду, любого дизайна, изготовленные из ярких и красочных материалов. Получить более подробную информацию об оказываемых услугах и ознакомиться с примерами работ можно на сайте компании www.PetMas.ru