Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №8/2000
 ПИСЬМО ДРУГУ

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

ПИСЬМО ДРУГУ

План-конспект урока в пятом классе

Цель

Воспитание культуры письменной речи, доброжелательности во взаимоотношениях с другими людьми.

Материалы

Яркий конверт с письмом от Феи Вежливости, образцы разных конвертов.

Литература

Бушелева Б. Поговорим о воспитанности. — М., 1988, с. 36—43.

Ход урока

Психолог. Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок. Мы будем учиться писать письма, а поможет нам в этом Фея Вежливости. Посмотрите, она нам прислала письмо в этом конверте. Сейчас мы его откроем и прочитаем.

Текст письма

«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам Фея Вежливости. Мне бы хотелось рассказать, как вы можете стать волшебниками. Это совсем не трудно, просто нужно говорить людям волшебные слова, которые поднимают настроение, помогают в беде. Вы знаете, что вовремя сказанное доброе слово может спасти вашего друга или подругу.
Когда один человек дарит другому радость, то в мире становится больше доброты и счастья. Мне бы хотелось, чтобы вы написали письма вашим друзьям, поделились с ними радостью.
Желаю вам удачи, тепла и хорошего настроения.

Фея Вежливости»

Психолог. Итак, Фея предлагает вам стать волшебниками. Но писать письмо совсем не просто. Это целое искусство, написание писем — это эпистолярный жанр. Главное — научиться на бумаге выражать доброе отношение к человеку, показать свои чувства, выразить их с помощью слов. Слог письма должен быть ясным и простым. Следует быть внимательным к словам, чтобы случайно не обидеть человека. Сердитое письмо лучше не писать.
Каждое письмо состоит из нескольких частей: обращения; вступления; изложения; заключения. Может быть P.S. — пост-скриптум, когда дописывается то, что вспомнили после написания письма.
Письмо нужно писать на чистой бумаге, четким почерком, аккуратно. Какого бы рода ни было письмо, в конце ставится подпись.

Беседа с учащимися

Вскрываем письмо с надписью «Культура написания письма», в нем записки (в виде полосок бумаги) о том, как писать письма. Записки раздаются детям, те по очереди зачитывают написанное.

Содержание записок

1. Отвечать на письма нужно как можно быстрее (не позднее чем через 3—4 дня после их получения).
2. Письмо состоит из нескольких частей: обращения; вступления; изложения; заключения; подписи; может быть P.S. — пост-скриптум.
3. Бумага для письма должна быть чистой и аккуратно обрезанной.
4. Не пишите писем карандашом.
5. Старайтесь не делать исправлений, ошибок.
6. В правом верхнем углу должна быть поставлена дата.
7. Чистый, неизмятый конверт подписывается четко, аккуратно.
8. Никогда не вскрывайте чужих писем и не читайте уже вскрытые. Это относится и к самым близким людям. Это выражение уважения к свободе другого человека.
9. Поздравительные письма отправляйте заблаговременно.

Вопрос к детям

Как вы думаете, почему нужно так делать?
(Идет обсуждение написанного на полосках.)
В качестве примера можно зачитать неудачно написанное письмо из книги Бушелевой Б. «Поговорим о воспитанности».

Вопросы к детям

Почему это неудачное письмо?
Хотели бы вы получить такое? Почему?

Заключение. Беседа по вопросам

Для чего люди пишут письма?
О чем пишут в письмах?
Из каких частей состоит письмо?
Как лучше письмо оформить?
Как поздравлять с праздником?
Какими могут быть конверты, если письма не отсылаешь по почте, а передаешь в руки? (Треугольники. Рассказ о треугольниках — письмах войны. Ребята учатся складывать треугольники из бумаги.)

Домашнее задание

Напишите письмо психологу с соблюдением всех правил. Это может быть рассказ о себе, своем питомце, интересный случай из жизни, описание какой-либо значимой для тебя проблемы, пожелание.
К следующему уроку ребята приносят свои письма. Очень редко бывает, что ребенок забывает это сделать или не хочет: обычно письма пишут все, они разные, как разные все ребята. Такая форма консультации нравится детям и, по нашему мнению, эффективна именно в младшем подростковом возрасте.

Нина ИВАНОВА,
Галина ЛУСНИКОВА,
психологи школы № 26,
г. Курган

Спонсор публикации статьи: Центр реабилитации слуха "НЕОТОН" предлагает услуги по диагностике слуха, подбору и продаже слуховых аппаратов. Воспользовавшись предложением сурдологического центра, Вы пройдете качественное медицинское обследование, выполненное высокопрофессиональными врачами на, современном оборудовании. Обследование поможет подобрать и купить слуховой аппарат, максимально удовлетворяющий Вашим потребностям. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте сурдологического центра www.Neoton-Sluh.ru


Совершенно неожиданно для нас после урока «Письмо к другу» ребята стали писать письма, адресованные психологу, с рассказами о себе и просьбами о помощи. Можно сказать, что началась психологическая консультация в письмах.
Мы выделили 12 проблем, с которыми ребята обращаются к психологу.

1. Взаимоотношения с братьями и сестрами.
2. Отношения с учителями.
3. Взаимоотношения с родителями (непонимание, упреки, оскорбление детей).
4. Из семьи ушел папа...
5. Ссоры, конфликты со сверстниками, одноклассниками.
6. Вопросы о любви и дружбе.
7. Какой(ая) я? Размышления о своем характере.
8. Как преодолеть страх.
9. Мечты о животных.
10. Письма-рассказы о себе, своей жизни.
11. Письма-поздравления, пожелания, стихи, сказки.
12. Отзывы об уроках «Психология общения».

С некоторыми из ребят переписка бывает длительной, в течение всего учебного года, иным достаточно одного-двух писем. Нередко после письма происходят беседы в кабинете психолога, но мы заметили, что в письмах дети более откровенны, особенно учащиеся 5—6-х классов. Старшеклассники же предпочитают беседу с глазу на глаз.
Нам очень понравилось письмо одной девочки, в котором, как нам кажется, выведена основная формула работы психолога — оказывать вовремя необходимую помощь и поддержку (см. притчу из первого письма).
После того как мы ответили ей на это письмо, она рассказала о своей семье, о том, что живет с бабушкой, а мама вышла замуж и теперь живет в другом городе. Чувствовалось, что девочка нуждается в эмоциональной поддержке, чувствительна на ласку и доброе отношение, но бывает конфликтна со сверстниками. Постоянное наблюдение психолога, доброе отношение классного руководителя привели к снятию тревожности, улучшению самочувствия девочки. Прекратились конфликты с одноклассниками. Переписка с девочкой велась полтора года, пока мама не увезла дочь к себе. Мы рады были и за семью, и за ребенка.
Часто после писем мы ведем работу и с родителями, но так, чтобы при этом не пострадал ребенок. Нам нравится, что в письмах ребята не только задают вопросы, советуются, но пишут рассказы, стихи, проявляя творчество и фантазию. Мы пытаемся направить их мысли на то, что человек должен сам себя развивать, больше читать, заниматься в кружках, секциях, музыкальных школах. У человека не должно быть пустопорожнего времени.
В качестве примера приводим несколько писем ребят.

Нина Васильевна!

Я обращаюсь к вам с просьбой написать мне письмо или ответить на вопрос. Я напишу вам историю, которая произошла в пустыне.
Идет человек по жаркой пустыне, видит: лежит странник, умирающий от жажды. Странник просит его: «О, дай мне, добрый человек, глоток воды. Спаси меня!» Но человек ответил, что ему самому нужна вода, и пошел дальше. Прошагал он изрядное расстояние и подумал: «Как же плохо я поступил — не дал умирающему глоток воды». И он поспешил назад. Но было уже поздно: странник умер, не дождавшись милосердия.
Я думаю, что помогать нужно вовремя, когда просят, а не тогда, когда мы хотим помочь, да уже поздно.
Напишите мне, пожалуйста, в письме, как бы вы поступили в такой ситуации и почему.
Заранее спасибо!

До свидания, Кристина.

Здравствуйте, Нина Васильевна!

Я пишу это письмо с надеждой, что вы меня поймете. Я, конечно же, не хочу вести себя плохо на уроках, но меня вынуждает весь класс не знаю чем. Наверное, я смотрю на всех и думаю, что мне тоже надо так делать, как они. Нина Васильевна, вы очень хорошая, хорошо ведете урок, объясняете тему очень прекрасно. Я всегда на что-то сержусь, у меня вспыхивает зло. Я иногда накричу на своих одноклассников, не знаю почему, что со мной. Может, я и в самом деле плохая, а в душе еще хуже. Вы — наша учительница, наверное последняя, потому что в шестом классе у нас не будет уже ваших уроков. Нина Васильевна, я очень люблю свою семью, очень.
Вот, например, я устраиваю Новый год у себя дома. Принимаю подруг. Вы скажете, у меня есть кусочек доброты, но у меня доброты нет!
Но иногда я бываю доброй к своей маме, папе, к сестре, к Артине и к другим людям, когда я добрая.
Ну все, мне больше нечего писать, на этом я свое письмо кончаю. Я думаю, что вы меня поняли.

Целую, Лена.

Здравствуйте, Нина Васильевна!

Как у вас дела, как уроки?
Мне ваш урок очень интересен. Я хочу вам рассказать такую историю.
Летом я гостила у бабушки. Погода стояла солнечная, теплая. Все было просто замечательно, но каникулы бежали очень быстро, и мы собирались уезжать домой. За нами на машине заехал папа. Мы поехали через дорогу и увидели, что через дорогу шла утка, а за ней десять утят. Один, самый маленький утенок перевернулся на спинку, так как он был очень толстенький, он не мог встать. Мне стало жаль его, я подошла к нему и помогла ему встать на ножки. Он побежал догонять маму-утку.
Я надеюсь, от такого рассказа у вас, Нина Васильевна, поднимется настроение.

Здравствуйте, Галина Валентиновна!

Я люблю находиться на Ваших уроках. Они учат нас вежливости, пониманию и справедливости. Я люблю сочинять сказки, и одну из них я хочу вам рассказать.
Сказка называется «Три маленькие пчелки и сестры-черепахи».
В прекрасном лесу рос большой, могучий дуб. В нем жили три маленькие пчелки. Они каждый день собирали нектар, а после этого пили липовый чай. Однажды они нашли поляну, где росли душистые цветы. Запах от этих цветов распространялся на несколько километров. На этой поляне жили две сестры-черепахи. Они жили в своих домиках в чистоте и порядке. Каждый день они, как и пчелы, собирали нектар в маленький бутылек. В их домиках была расположена тайная лаборатория. Каждый вечер они получали из нектара мед, а потом продавали его на базаре. Пчелки заметили это и захотели забрать у черепах мед и разбогатеть. Вечером черепахи ушли на базар продавать мед, а тем временем в дом черепах залезли пчелы, они съели весь мед и до такой степени объелись, что даже не могли вылететь из домиков. Черепахи, вернувшись домой, увидели, как бедные пчелки зря пытаются вылететь из гнезда, тратя свои силы напрасно. Черепашки подняли трех обжорок и помогли им в трудную минуту. С тех пор они стали дружить и ходить в гости друг к другу.
Эта сказка учит или дает хороший урок жадинам и помогает понять, что есть друзья, которые не бросят в беде и придут на помощь.
Галина Валентиновна, если эта сказка понравилась вам, то напишите ответ в своем письме.
Продолжайте также учить нас доброте.
До свидания.

Здравствуйте, Галина Валентиновна!

Поздравляю вас с Новым годом!
Желаю вам долголетия, счастья и удач в работе.
Галина Валентиновна, я хочу спросить у вас, как научиться сопереживать.
Я не умею сопереживать другим.
Хочу получить от вас ответ.
До свидания!

Ваша ученица Юля.

Здравствуйте, Галина Валентиновна!

Я хотела бы поделиться с вами грустными мыслями. Или, как говорят, «излить душу», поделиться печалями.
Я никогда не могла понять взрослых. Почему иногда бывает так, что одним детям родители позволяют делать все, а другим нет. Например, мне не разрешают ходить к девочкам в гости и не разрешают приводить девочек в гости. Скажите мне, почему ко мне так относятся.
Теперь о школе. Учусь я хорошо, в основном оценки «4» и «5», совсем редко «3». Но школьная беда вот какая. Мальчишки нашего класса придумали мне прозвище «Гаврюша», это прозвище за мной уже два года. Я так надеялась, что за лето оно забудется мальчиками. Но это оказалось не так. Я больше с этим прозвищем жить не могу. Как мне быть?
Спасибо, что выслушали! Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы, посоветуйте что-нибудь.
До свидания!

Наталья

Здравствуйте, Нина Васильевна!

Извините, пожалуйста, за очень большую задержку письма. Я тоже раньше боялась темноты, высоты, строгого голоса мамы и даже до сих пор боюсь. Я люблю читать приключения и про волшебство. Но когда меня доводят до нервов, особенно брат, то мне ничего не помогает и не получается. Я тоже не люблю математику. У меня тоже по ней тройки. А вот я мечтаю стать бухгалтером (если возможно, то главным). Но это никак не возможно, я не знаю математику, а она нужна везде. Я также боюсь отвечать у доски. Я выучила, я все знаю, я хочу, но боюсь, а выйду — все забуду. Память у меня тоже очень плохая. Я очень боюсь, когда надо мной смеются или про меня говорят, я очень обижаюсь. Вообще-то я очень обидчивая и нервная. До нервов меня доводит брат. Он мне очень надоедает. Не дает ладом выучить уроки, мешает, лезет. Если ему сказать по-хорошему, то он все пропустит мимо уха и начнет заново, еще хуже. А как что — сразу в ход идут ноги и кулаки. Он пинает меня в живот, иногда по ногам, бьет по рукам и спине. Потом у меня шишки и все болит. Мама же говорит, что я первая лезу, обзываюсь и я виновата. Если он ей скажет, то она верит ему, а не мне. Иногда у меня появляется такая ненависть к ней и к нему, что я не знаю, что мне сделать с ним или с собой. Я даже жалею, что я родилась. Мне кажется, что я родилась для страданий, а не для той жизни, которой живут остальные.
Я не занимаюсь ни гимнастикой, ни зарядкой, я вообще не люблю физкультуру. А вот танцы я люблю. Раньше в 1-м и 2-м классе я ходила в эстрадные танцы, потом в бальные, заняла 12-е место. А потом мне запретили танцы, так как у меня плоскостопие. Я очень хочу танцевать, но нельзя. Я люблю и буду любить танцы. Однажды я смотрела выступление эстрадных танцев, и у меня на глазах были слезы. Я хочу обратно. Марина Владимировна, руководитель танцев любила с нами заниматься. Мы тоже все ее любили.
До свидания, Нина Васильевна!

P.S. Нина Васильевна, мы могли бы продолжать переписываться? (Конечно, если вы хотите!)

Катя, 6-й «Г».