ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМЗАМКНУТЫЙ КРУГ МОТИВАЦИИВопрос о мотивации учения есть вопрос
о процессе самого учения. Приятно сознавать, что проблема мотивации интересует школьных психологов и уже обсуждалась на страницах газеты (см., например, «Школьный психолог» № 45, 1999 год, статья М. Битяновой «Фантом мотивации», и № 2, 2000 год, статья М. Битяновой «Мотивация и профанация»). В последней статье, в частности, автор говорит о том, что формировать нужно не учебную мотивацию, а непосредственно учебную деятельность. Я вполне согласна с этим положением. ДЛЯ ЧЕГО?Изучением мотивации занимались многие
психологи, поэтому в современной
психологической науке представлены самые
разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова
под мотивами учения понимает направленность
ученика на разные стороны учебной деятельности.
Соответственно мотивы могут быть
познавательными, если они связаны с содержанием
учения, и социальными, если связаны с общением
учеников друг с другом и учителями. Психологи
говорят о положительной и отрицательной
мотивации, о ситуативных и устойчивых мотивах. ТРИ УРОВНЯСпецифика познавательной мотивации
состоит в том, что она появляется в процессе
формирования у ребенка учебной деятельности.
Здесь ситуация напоминает замкнутый круг. К
сожалению, довольно часто приходится
констатировать несформированность учебной
деятельности или ее компонентов (учебных
действий, самоконтроля, самооценки и др.). Иногда
говорится даже об отсутствии учебной
деятельности. Предвижу возражения: как же так?
Ребенок учится, а у него нет учебной
деятельности? Психологи давно подметили, что
дети учатся по-разному, и предложили различать
учебу и учебную деятельность. Строго говоря,
учебная деятельность имеет место тогда и только
тогда, когда она побуждается познавательным
мотивом. В остальных случаях мы имеем дело с
несформированной учебной деятельностью.
В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы — мотивы самообразования. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫА как обстоит дело в реальности? В
младшем школьном возрасте познавательной
мотивации еще нет, в старшем — уже нет (хотя среди
старшеклассников встречаются счастливые
исключения). Поэтому обычно познавательные
мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х—8-х
классов. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯПсихологи школы П.Я. Гальперина
доказали, что характер мотивации зависит от типа
учения. Чтобы разобраться, что же это такое —
«тип учения», надо обратиться к теории. Нет
возможности подробно останавливаться на этом
вопросе, поэтому выделим главное: от того, как и
какой материал преподносится учителем, какая
роль отводится ученику — пассивно впитывающей
губки или активно работающего вместе с
педагогом, — будет зависеть и тип учения, и
характер мотивации. Во-первых, ребенку сообщаются базовые (инвариантные) знания. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную учебную задачу. Например, при обучении азам математики вводятся понятия меры и единицы, на которые ученик будет опираться при любом измерении. Единица всегда условна: ложка, стакан, банка риса, а результат измерения будет зависеть от того, что взято в качестве единицы. На вопрос «Сколько?» ребенок спросит: «Сколько чего — ложек или стаканов?» При таком обучении дети не испытывают трудности при переходе от единиц к десяткам, сотням и т.д. Они понимают, что один десяток и одна сотня — вещи разные, что сотня — самостоятельная единица, но состоит из 10 десятков и 100 единиц. Во-вторых, ученика знакомят с обобщенными способами работы с базовыми знаниями. Что касается математики, то здесь ученик усваивает основные принципы подхода к любой задаче: определить, к какому типу относится задача, отделить известное от неизвестного и т.д. В-третьих, усвоение знаний происходит в процессе их практического применения. Решая учебные задачи, ребенок одновременно усваивает знания и приобретает умения. Такое обучение идет без специального заучивания, а запоминание материала является естественным следствием обучения. Если все условия соблюдаются, то обучение приобретает творческий характер. Ученик, обладающий базовыми предметными знаниями, чувствует, что он в состоянии справиться с конкретными учебными заданиями. Как правило, успех окрыляет ребенка, и у него возникает потребность в получении новых знаний. НА ПРАКТИКЕГлавное достоинство теории
П.Я. Гальперина — возможность ее
практического применения. В российских городах,
например Брянске и Орле, созданы специальные
центры по переподготовке учителей. Интересный
факт: педагоги после обучения самостоятельно
перестраивают систему преподавания своего
предмета. Приведу пример из той же математики.
Учитель средней школы заметила, что
последовательное изложение планиметрии и
стереометрии неэффективно и не способствует
усвоению геометрии. Она предложила свой подход:
раз мир объемен, то и преподавание нужно начинать
со стереометрии, постепенно вводя элементы
планиметрии СТИМУЛ ДЛЯ УЧЕБЫВсе, о чем говорилось выше, касалось
работы учителя. Однако нельзя забывать, что
обучение носит не индивидуальный, а коллективный
характер. Психологами получены данные о том, что
на характер учебной мотивации влияет групповая
сплоченность учебной группы. В частности, при
работе малыми группами сплоченность
способствует повышению интереса к учебному
предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно
влияет на познавательный интерес. Подведем итоги. Данная статья не является попыткой теоретического осмысления научных фактов. Мне хотелось сопоставить фундаментальные разработки проблемы учебной мотивации с реальным положением дел в школе. Главный вывод состоит в следующем. Невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда. Наша с вами задача — выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем — через формирование учебной деятельности. Думаю, что при прочих благоприятных условиях (здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать. Но начинать надо как можно раньше — лучше с первого класса. Марина СТЕПАНОВА, Спонсор публикации статьи: компания «Небо в подарок» предлагает купить подарочные билеты на полеты или прыжок с парашютом. Подарочные сертификаты от компании «Небо в подарок» - это незабываемые подарки на День Святого Валентина, которые подарят массу новых впечатлений и сделают день всех влюбленных по настоящему особенным. Полеты на самолете, параплане, дельталёте, полеты в аэротрубе или прыжки с парашютом, все это можно найти и заказать на сайте компании www.nebo-v-podarok.ru ЛИТЕРАТУРА1. Талызина Н.Ф. Педагогическая
психология. М., 1998. |