Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №9/2000

Людмила ЕВЛАНОВА,
психолог Городского информационно-методического центра,
г. Белово Кемеровской обл.

КАК УЛУЧШИТЬ СПОСОБНОСТИ
ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ
К ВОСПРИЯТИЮ И
ПЕРЕРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ

ЧАСТЬ 1. МНОГОСЕНСОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ВОЗМОЖНОСТИ И РЕСУРСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Введение

Интеллектуальная деятельность человека — это совокупность всех познавательных процессов: от ощущения и восприятия до мышления и воображения. Человеческое познание и научение проходят две ступени: первая — чувственная (от ощущения к восприятию, от восприятия к представлению) и вторая — логическая (от суждения к умозаключению, от умозаключения к понятию). Сегодняшнее обучение недостаточно использует первую ступень или же использует ее в усеченном виде: только ее верхушку — представление. А ведь именно через ощущения мы воспринимаем внешний мир еще до того, как наша мысль начинает обрабатывать поступающую информацию. Пути, по которым человек ее получает, предопределяют способы ее организации и использования, то есть понимание. Эти способы не менее важны, чем сама информация. С помощью ощущений мы улавливаем множество стимулов, вызывающих у нас разного рода реакции — как эмоциональные, так и интеллектуальные. Через ощущения происходит различение, а без способности различения не может быть учения.
Ощущения связаны с порождающими их стимулами. Многообразие стимулов, преподнесенных по-новому, расширяет диапазон восприимчивости. Чем больше чувственных восприятий, тем больше шансов для развития ума, памяти, воображения, самостоятельности, активности и т.п. Раскрепощение чувств расширяет возможности человека в любой сфере деятельности (учебной, коммуникативной, профессиональной и др.).
Но сенсорный опыт будет незначим, если у человека нет способа его обработки. Задача состоит в том, чтобы у каждого учащегося был сформирован способ организации процесса, а не только умение анализировать содержание. Обращение к индивидуальному познавательному опыту учащихся, их ведущим сенсорным каналам позволяет получить более реальную картину — четкую, ясную, понимаемую самим ребенком, дает ему возможность выбора. Только благодаря практике наш мозг способен структурировать и организовывать элементы внешнего мира, чтобы придать им точное значение.
Данный тренинг — попытка на практическом уровне показать значимость многосенсорного обучения, проиллюстрировать богатейшие ресурсы мышления, познавательных стратегий, стилей общения, эмоционально-волевой сферы каждого человека.
Практическую часть тренинга составляют упражнения из книги Г.И. Марасанова «Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге» и авторские разработки (далее они отмечены звездочкой *).

Задачи и структура программы тренинга

Настоящий тренинг предназначен для методиста-психолога, школьного психолога при работе с учителями.

Цель тренинга — помочь педагогам определить свои индивидуальные сенсорные возможности, раскрыть заблокированные, обогатить свой репертуар обучения новыми методами и приемами. (Тренинг может быть трансформирован для работы с детьми.)

Программа решает следующие задачи:

— обеспечивает учителя средствами самодиагностики, самопознания работы собственных каналов восприятия и переработки информации;
— развивает имеющиеся возможности индивидуального познавательного опыта, образно-чувственного языка;
— формирует индивидуальные новые способы кодирования информации;
— развивает навыки и умения, обеспечивающие эффективное обучение и учение;
— формирует мотивацию саморазвития;
— развивает фантазию и воображение.

Программа включает три этапа:

I. Ориентировочно-диагностический (1-й день).
II. Развивающе-формирующий (2-й—4-й дни).
III. Интеграционный (5-й день).

Последовательность упражнений на I и II этапах обязательна, возможны лишь изменения каких-то аспектов в их содержании в зависимости от складывающейся ситуации, индивидуальных особенностей участников. На II этапе работа идет в зависимости от диагностики 1-го дня. Если в группе оказалось большьшинство с доминирующим визуальным каналом, то работу следует начинать с упражнений на этом канале, хотя «чистых» упражнений нет.
Количество выполненных упражнений не играет роли. Важно осмыслить и понять параметры канала восприятия, развивать и наращивать индивидуальный познавательный опыт, а также не увязнуть в частностях, но и не упустить конкретных находок. Ведущий должен чувствовать потребности участников в данный момент, временные ограничения, владеть ситуацией и контролировать ее, с благодарностью принимать какую-либо обратную связь, идеи, предложения, но при этом не упускать роли ведущего, не позволять группе «уйти» в сторону на любом уровне (эмоциональном, поведенческом или интеллектуальном). Каждый «прожитый» группой день ведущий должен анализировать и в зависимости от результата корректировать план следующего дня.

Методы и приемы, используемые в тренинге:

— диагностика;
— эксперимент;
— демонстрация;
— импровизация;
— наблюдение;
— беседа;
— анализ;
— игра;
— монолог;
— диалог;
— дискуссия;
— проективные рисуночные и вербальные.

Тренинг имеет попутные эффекты:

— личностный рост;
— корректировку в восприятии себя и другого человека;
— развитие различных видов и операций мышления, памяти, внимания, качеств мышления (беглости, гибкости, оригинальности, метафоричности и др.);
— повышение продуктивности и эффективности мышления;
— обогащение языков общения.

Рекомендации ведущему

I. Организационные

1. При формировании группы учитывается принцип добровольности.
2. Состав группы: взрослых от 8 до 15 человек, детей не более 10 человек.
3. На все время проведения тренинга должно быть одно и то же помещение.
4. Помещение должно быть относительно изолированное и просторное.
5. Тренинг должен начинаться и заканчиваться в одно и то же время в течение всех дней работы.
6. Время проведения — 5 дней по 8 часов занятий ежедневно (для взрослых).
7. Ведущий может быть участником группы.
8. При выполнении упражнений в парах желательна частая смена партнеров, тем самым обогащается индивидуальный познавательный опыт, нарабатывается больше стратегий обучения, общения, понимания.
9. Стимульный материал готовится заранее и находится «под рукой». Для занятий понадобятся также альбомные листы, мини-карточки, бумага, краски, авторучки, ножницы, «черный ящик» с игрушкой-загадкой.

II. Методические

1. На начальном этапе лучше давать больше упражнений, которые выполняются в парах. Это позволяет быстрее вовлечь всю группу в активную творческую работу. В целом же смена упражнений может быть такова: работа в паре, общегрупповое упражнение, индивидуальное задание. С помощью игр-шуток происходит выравнивание эмоционального фона группы, активизация или концентрация внимания перед предстоящей работой.
2. При выполнении упражнений максимально создавать ситуации неопределенности, что позволит участникам находить наиболее конструктивные стратегии решения, определять свои внутренние ресурсы, обогащать индивидуальный познавательный опыт.
3. Ведущий должен иметь четкую, конкретную цель на весь тренинг, на каждый день и каждое упражнение.
4. Особое внимание стоит уделить первой встрече (то есть первому дню занятий), особенно процедуре знакомства.
5. Ведущий должен помнить, что центральная процедура всех занятий — рефлексия, выраженная на языке чувств. Сначала она носит схематический характер, затем — обобщенный и постепенно переходит в личностный.
6. Делать выводы ведущий должен только на материале, который получает от членов группы через обратную связь.
7. Позиции, стили, методы работы тренера в течение тренинга должны быть разнообразны, гибки, мобильны. Стратегия работы находится в зависимости от потребностей и целей участников, контекста групповой ситуации, уровня развития группы и др.
8. Сначала практика — потом теория. Таким образом участники учатся действовать думая, а думать действуя.

День занятий

Содержание

Формы проведения

лекции
беседы

эксперименты,
демонстрация, диагностика

практические
занятия

1-й день

1. Введение. Многосенсорное обучение — залог успешности развития ребенка

1 ч

   

2. Цели и задачи тренинга. Самоопределение прихода в группу

1 ч

   

3. Правила работы в группе

0,5 ч

   

4. Демонстрация индивидуальных особенностей работы сенсорных каналов

0,5 ч

0,5 ч

 

5. Эксперименты по искажению информации при ее поступлении и переработке

1,5 ч

0,5 ч

 

6. Самодиагностика работы сенсорных каналов

   

3,5 ч

7. Игры-шутки

   

0,5 ч

8. Рефлексия

0,5 ч

   

2-й день

1. Рефлексия

0,5 ч

   

2. Эксперимент-демонстрация работы визуального канала

 

0,5 ч

 

3. Упражнения по наработке психотехник, методов активизации визуального канала

   

5 ч

 

4. Систематизация, обобщение параметров визуального канала

0,5 ч

   

5. Игры-шутки

   

0,5 ч

6. Рефлексия

1 ч

   

3-й день

1. Рефлексия

0,5 ч

   

2. Эксперимент-демонстрация работы аудиального канала

 

0,5 ч

 

3. Упражнения по отработке эффективных стратегий восприятия слышимой информации

   

5 ч

4. Систематизация, обобщение параметров аудиального канала

0,5 ч

   

5. Игры-шутки

   

0,5 ч

6. Рефлексия

1 ч

   

4-й день

1. Рефлексия

0,5 ч

   

2. Эксперимент-демонстрации работы кинестетического канала

 

0,5 ч

 

3. Упражнения на активизацию и саморегуляцию работы кинестетического канала

   

5 ч

4. Систематизация, обобщение параметров кинестетического канала

0,5 ч

   

5. Игры-шутки

   

0,5 ч

6. Рефлексия

1 ч    

5-й день

1. Рефлексия

0,5 ч

   

2. Упражнения на интеграцию работы всех трех каналов восприятия и переработки информации

   

2,5 ч

3. Составление обобщающих таблиц: «Виды ощущений, восприятий, представлений. Их закономерности и основные функции»

2,5 ч

   

4. Рефлексия

2,5 ч

   

Всего

 

16,5 ч

2,5 ч

23 ч

ЧАСТЬ 2. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА И ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

1-Й ДЕНЬ

Цели:

— понимание специфики тренинга;
— первичная диагностика ожиданий участников;
— выявление и коррекция мотивации участников;
— самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы;
— создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлению, активности и искренности;
— дестабилизация стереотипов ощущений, восприятий, представлений;
— диагностика и самодиагностика ведущих репрезентативных каналов восприятия и переработки информации.

Процедура 1. Знакомство в группе

Ведущий предлагает каждому участнику представиться по кругу, назвав фамилию, имя, отчество, место работы и должность, цель прихода в группу. После знакомства корректируется общегрупповая цель.

Процедура 2. Правила работы в группе

В выработке правил участвуют все. Ведущий и участники сначала называют правила, затем обсуждают. Правила записываются на доске или ватмане, который вывешивается на видном месте, и находятся в поле зрения всех участников во все время тренинга.

Примерные правила работы группы1

1. Общение между всеми участниками и ведущим — на «ты»
Это создает в группе обстановку, освобождающую от иерархичности в отношениях. Если кому-то из участников тяжело сразу перейти на «ты», не торопите его. Это произойдет естественным образом.

2. Персонификация общения и высказываний
Участники должны знать, что необходимо обращаться не ко всей группе вообще, а к конкретному человеку и по имени. Каждый участник должен говорить за себя, от своего имени; он должен уходить от обсуждения и не допускать высказываний «все так думают», «большинство так считает» и т.д., должен строить свои рассуждения примерно так: «я думаю», «я чувствую», «я считаю», «мне удалось понять»...

3. Доверительный стиль и искренность в общении
На обсуждение группы участники выносят личностно значимые проблемы. Они должны понимать, что группа — это то место, где можно рассказать о том, что волнует и интересует, обсудить проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждались.
Искренность проявляется в открытом выражении своих чувств и мыслей по отношению к себе и действиям других участников. Если кто-то не готов быть искренним в обсуждении вопроса, то ему лучше промолчать!

4. Конфиденциальность
Все, что происходит во время занятий, не обсуждается за пределами группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует самораскрытию.

5. «Стоп!»
Нельзя принуждать человека выполнять упражнение или говорить то, чего он не желает. В этой ситуации каждый может воспользоваться правилом «Стоп!».

6. «Здесь и теперь»
Большинство участников стремится уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми, и т.п. Здесь срабатывает механизм психологической защиты. Основная же задача тренинга — создать условия для актуализации и самораскрытия каждого, превратить группу в своеобразное зеркало, в котором все члены группы смогли бы увидеть себя во время разнообразных проявлений, лучше узнать свои сенсорные возможности и свои личностные особенности.
Необходимо говорить о тех проблемах, которые волнуют здесь и сейчас, и обсуждать те процессы, которые происходят в группе. Ведущий делает короткое сообщение о рефлексии деятельности и рефлексии состояний.

7. Без оценок
Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения, не допускать непосредственные оценки человека, оценивать не участников, а только их действия (высказывания), учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание. Тип выражений может быть таким: «Мне не нравится твой тон обращения».
Важно подчеркнуть, что вместо оценок другого человека мы говорим о своих чувствах, которые его действия у нас вызывают.

8. Совместный поиск. «Обратная связь»
Правило помогает поговорить о том, что происходит в группе, учиться доверять своим субъективным ощущениям, помогает глубже понять себя и людей, сосредоточивает на том, что говорят и делают другие, помогает осознавать свои чувства, возникающие в данный момент.
Надо дать почувствовать говорящему, как мы относимся к его сообщению, что при этом чувствуем. Говорящий же стремится «уловить» представленную ему «обратную связь».

9. Присутствие
Обязательное участие в работе группы в течение всего времени, ведь мысли и чувства одного из участников очень значимы для других членов группы. Отсутствие или опоздание могут привести к нарушению внутригрупповых отношений, обеднению приобретаемого сенсорного опыта.


1 В основу положены правила из книги Н.В. Клюевой, М.А. Свистун «Программы социально-психологического тренинга».

Процедура 3. Самодиагностика через знакомство в группе*

Ведущий предлагает познакомиться поближе и узнать что-то новое о себе.
Он просит каждого написать свое (паспортное или выбранное) имя на карточке.
Затем на этой же карточке написать на выбранное имя ассоциации:

— со словом,
— со звуком,
— с образом,
— с чувством.

(Могут быть и ассоциации с цветом, формой и т.п.) Время на каждую ассоциацию — 15 с.
Если какая-либо ассоциация не возникает сразу, то следует поставить прочерк. После выполнения упражнения все встают и знакомятся еще раз через чтение карточек друг друга. Участники могут задавать вопросы, отвечают на них по желанию.

Процедура 4. Рефлексия «Здесь и теперь»

Члены группы отвечают на вопросы:

— Что нового узнали о себе и о других? Что удивило?
— Какие задавались вопросы? Какие заинтересовали и чем? Какие нет?
— Все ли ассоциации к имени найдены? Говорит ли вам это о чем-то?

Процедура 5. Эксперименты на искажение информации

Эксперимент 1

Один участник передает графическую информацию группе. Как ее передавать, участник решает сам, группа самостоятельно фиксирует данную информацию (см. рис. 1). Вопросов задавать нельзя. Возможна повторная передача с другим «учителем» и с другой информацией (см. рис. 2). «Учитель» просматривает воспроизведение, после чего начинается обсуждение, что и как передавалось, что получилось.

Рис. 1

Рис. 2

Эксперимент 2

Вызываются пять «добровольцев», четыре из них удаляются из комнаты. Оставшемуся передается какая-то информация (например, рассказ Д. Хармса «Потери»), которую он излагает одному из вернувшихся. Этот человек, в свою очередь, передает ее следующему и т.д. Передача информации происходит в полной тишине (группа не помогает, не реагирует на искажения). Передача информации записывается на магнитофон. Последний из пяти «добровольцев» передает полученную информацию ведущему. После этого все слушают запись и обсуждают, где, когда, на каком уровне произошло искажение информации.

Эксперимент 3

Вносится «черный ящик», в котором что-то лежит. Это «что-то» участники должны нарисовать по описанию. Описывать этот предмет «добровольцу» нужно после знакомства с ним на ощупь. Группа может задавать уточняющие вопросы.
После выполнения упражнения оригинал и рисунки участников сравниваются. Отмечаются удачно заданные вопросы и вопросы не по существу.

Процедура 6. Рефлексия «Здесь и теперь»

Участники отвечают на вопрос: что показали три эксперимента? Делают вывод-обобщение, что искажение происходит на любом канале восприятия и переработки информации (визуальном, аудиальном, кинестетическом). Качество и точность информации зависят от индивидуального опыта, языка кодирования, чувственного восприятия, объема памяти, концентрации внимания, физиологических особенностей и др.
Ведущий дает схему работы сенсорных каналов:

П (поиск) --> О (обнаружение) --> Р (различение) --> О (опознание)

Процедура 7. Игра-шутка «Я люблю в этом кругу...»

Играет вся группа. Ведущий убирает один стул (кресло) и становится в центр. При фразе «Я люблю в этом кругу всех, а особенно тех, у кого есть... (например, имена)», предлагает поменяться местами. Тот, кто не успеет занять место, становится ведущим. Запрещается занимать свое или рядом со своим (слева или справа) места. Следующий ведущий начинает с той же фразы (см. выше) и называет какие-либо признаки. Признаки могут браться любые, например:

— физические (уши, руки и т.п.);
— социальные (братья, ученик и т.п.);
— умственные (думать, отвечать и т.п.);
— личностные (драться, молчать и т.п.).

Процедура 8. Демонстрация-тест «Колпачок»*

Ведущий предлагает записать возникшую ассоциацию на слово «колпачок», затем — все ассоциации на увиденное. Ведущий постепенно предъявляет следующее:

— один колпачок,
— два колпачка,
— ряд колпачков одного цвета,
— колпачки разного цвета.

После этого по кругу зачитываются все записанные ассоциации.

Процедура 9. Рефлексия

Участники отвечают на вопросы:

— Что вы увидели, почувствовали, слыша эти ассоциации?
— Что поняли?
— Как находили свои ассоциации к увиденному?

Затем делается вывод-обобщение. Демонстрация показывает значимость и индивидуальность процессов восприятия. Мы действуем представлениями, а не реалиями. Процессы, пути передачи информации и способы ее переработки не менее важны в понимании, чем содержание.

Процедура 10. Игра-шутка «Колпак»

Ведущий произносит следующий текст: «Колпак мой треугольный. Треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Затем вместо слова «колпак» ведущий предлагает всем дважды, в соответствии с количеством слогов в слове, слегка похлопать себя по голове. А само слово не произносить. Все вслед за ведущим проделывают это. Далее ведущий предлагает заменить жестом следующие по порядку слово — «мой». Вместо слова «мой» предлагается показать на себя. Текст произносится теперь уже с двумя изменениями.
Затем заменяется слово «треугольный», причем в два приема. Сначала вместо слога «тре» все выбрасывают по три пальца вперед, а потом вместо оставшейся части слова «угольный» — каждый выставляет вперед локоть.

Процедура 11. Диагностика сенсорных каналов

Диагностика ведется в несколько этапов.

Этап 1

Группа делится на пары, каждой из которых выдаются по два одинаковых набора стимульного материала. В набор могут входить различные предметы, которые легко определяются как визуально, так и на ощупь, например, скрепки, марки, монетки, колпачки, мелкие игрушки и т.п.
Пара садится за стол лицом друг к другу, между ними ширма, и договаривается, кто будет испытуемым, а кто диагностом. Задача «диагноста» — зафиксировать все «плюсы» и «минусы» при работе испытуемого. С этой целью можно использовать таблицу .

Ведущий знакомит с последовательностью и особенностями работы. Последовательность записана на доске или листе бумаги и хорошо видна всем участникам. Каждую позицию ведущий расшифровывает.

Позиции в передаче и воспроизведении информации:

1. В (вход) — В (выход)

Положите любые четыре предмета перед ширмой. Уберите ширму, покажите партнеру свой набор предметов. Через 15 секунд снова поставьте ширму и попросите партнера сложить (из его набора) те же предметы и в том же порядке. Затем ширма убирается и проверяется качество работы, то есть фиксируется все, что воспроизводилось и происходило с партнером (см. схему П --> О --> Р --> О).

2. А — А

Партнеру рассказывается последовательность предметов, затем через 15 секунд его просят восстановить ее. «Диагност» за ширмой сохраняет последовательность предметов для сравнения.

3. В — А

Партнеру предлагают посмотреть на разложенные предметы в течение 15 секунд, после чего их закрывают ширмой, а он рассказывает об их расположении, как запомнил.

4. А — К

Партнеру рассказывают, что и как лежит за ширмой. После этого он складывает (из его набора) то, о чем слышал.

5. К — А

«Диагност» предъявляет партнеру (у которого глаза закрыты) предметы на ощупь, после чего тот рассказывает, какие предметы ощущал.

6. К — К

Испытуемый ощупывает подаваемые ему предметы (время на ощупывание каждого предмета не превышает 30 секунд), затем достает из своего набора те же предметы.
После прохождения всех позиций пары меняются ролями, стимульный материал при этом заменяется другим. Если испытуемый легко справляется с заданием, можно усложнить ситуацию, увеличив количество предметов или уменьшив время. После анализа всех прошедших комбинаций участники пытаются предположить сильные/слабые стороны своих сенсорных каналов (на каком канале легче поступает информация и на каком запоминается, вследствие чего искажается информация или утрачивается и т.д.).
Предположение о ведущей репрезентации может быть подтверждено через контроль: испытуемому предъявляется 15—20 предметов в ведущей модальности входа информации на 30 секунд. И затем проверяется.

Игра-шутка «Я люблю в этом кругу...»

Этап 2

В течение 25 минут участникам нужно записать по 40 предикатов на каждый канал:

В
вижу
круглый

А
слышу
звонкий

К
танцевать
горячий
и т.д.

Все паузы или затруднения фиксируются вертикальной чертой. Работа проходит автономно, участники не должны переговариваться друг с другом. Эта диагностика может быть дана в качестве домашнего задания в конце встречи.
Полученный результат анализируется по успешности:

— на каком канале легче всего находились слова;
— содержательная сторона слов может выдать ценностные ориентации человека, качественные характеристики ведущего канала (например, преобладание значимости формы или размера в визуальном канале, тональности в аудиальном).

Данный результат сопоставляется с результатом предыдущей диагностики, каждый находит для себя какие-то подтверждения или корректирует какие-то техники в работе своих сенсорных каналов. Затем участниками делается вывод о том, что через произвольные слова можно узнавать об индивидуальных особенностях работы сенсорных каналов, о проблемах человека, о том, на каком канале легче обучать или договариваться о чем-либо с человеком, его ключевые слова и т.п.

Этап 3

Участникам предлагается занять удобную позу, при желании закрыть глаза, сосредоточиться и представить себе следующие картины.

1. Льва, нападающий на антилопу.
2. Собаку, виляющую хвостом.
3. Муху в вашем супе.
4. Миндальное печенье в коробочке в форме ромба.
5. Молнию в темноте (застывшая картина, затем меняющаяся).
6. Пятно на вашей любимой рубашке или блузке.
7. Бриллиант, сверкающий на солнце.
8. Крик ужаса в ночи.
9. Радость материнства.
10. Друга, ворующего деньги из вашего кошелька.

После этого взять листки бумаги для записи, попробовать снова визуализировать и записать названия тех картинок, которые вспомнятся. После окончания записи участники должны попытаться проанализировать вызываемые ими эмоции и зафиксировать их рядом с названием картинки.
Ведущий зачитывает первоначальный список, участники сравнивают его со своими (запомнившимися) и делают выводы, какие из образов и эмоций лучше всего закрепились в памяти, что помогло запомнить фразу, образ, эмоции или что-то еще.
При обобщении проведенной работы ведущий напоминает о двух ступенях познания внешнего мира, чувственном и образном опыте при восприятии чего-либо, причем один и тот же объект реальности может вызывать у разных людей разные чувства и образы (например, лягушка — у одного чувство интереса, у другого — чувство отвращения и т.п.).

Процедура 12. Рефлексия 1-го дня занятий

Ведущий предлагает по кругу поделиться мыслями, чувствами, открытиями прошедшего дня, выразить свое состояние в конце целого дня работы в группе. Затем делается шкалированная самооценка, то есть каждый на маленьком листочке оценивает себя по следующим уровням:

усталость 1 2 3 4 5 6 7
активность 1 2 3 4 5 6 7
интерес 1 2 3 4 5 6 7

Листочки сдаются тренеру.
Группа прощается, стоя в кругу.

2-Й ДЕНЬ

Цели:

— изменение точки зрения на обучение, общение, личности;
— переосмысление представлений о работе сенсорных каналов восприятия и переработки информации на основе рефлексии, анализа происходящего в группе;
— коррекция и развитие имеющихся умений и навыков восприятия, ощущений, чувств, прежде всего визуального канала;
— расширение сферы ощущений, восприятия на визуальном канале и формирование чувственности через выполнение упражнений, наблюдения, анализ, рефлексию, стимульные материалы;
— отработка индивидуальных эффективных средств восприятия информации на визуальном канале;
— самодиагностика особенностей визуального канала.

Процедура 1. Рефлексия «Здесь и теперь»

Ведущий предлагает участникам поделиться ощущениями и осмыслением того, что происходило с ними в течение первого дня занятий, и выразить свое состояние на момент начала работы в группе. Ведущий участвует в рефлексии. (Можно это сделать через рисунок или вербально.)

Процедура 2. Упражнение «Снежный ком»

Ведущий называет какое-либо слово-образ, участник добавляет к этому слову еще одно, характеризующее какой-либо видимый признак. Следующий участник повторяет предыдущие слова и добавляет свое и т.д. по кругу. При сбоях никто не подсказывает, «цепочка» слов продолжается с ошибками, либо «провалами», либо точно воспроизводящаяся.
Затем рефлексируется, что было легким, трудным, идет осмысление «провалов» памяти.
Упражнение на развитие детализации, определения инерционности, блокировок в визуальном канале восприятия (ими могут быть чувства, эмоции, яркость образа, изменение формы слова) тоже диагностируются, вырабатываются эффективные стратегии зрительного запоминания (смысло-логическая последовательность, положительный эмоциональный фон, личностная значимость образа, переструктурирование образа).

Процедура 3. Игра-шутка «Ералаш»

Ведущий называет четыре слова: «плавание», «волейбол», «бокс», «велосипед». На каждое из этих слов группа реагирует определенным жестом, движением, соответствующим названному слову. При слове «плавание» участники должны делать движения руками, как при плавании брассом. Слово «бокс» заставит их боксировать с воображаемым противником. «Волейбол» требует отбивать двумя руками вперед и вверх невидимый мячик. «Велосипед» соответствует движению ног, как бы вращающих педали (участники сидят). Когда же ведущий произносит фразу «горшок на голове», участники подхватывают этот воображаемый горшок, так чтобы он не свалился с головы.

Игра заключается в том, что ведущий называет все четыре слова и фразу «горшок на голове» в случайном порядке, а участники группы стремятся безошибочно реагировать на это соответствующими жестами и движениями. Ведущий может провоцировать игроков на несоответствия.

Процедура 4. Упражнение «Реставратор»

Упражнение на развитие пространственной визуализации, синтетичности образа.
Участники работают в парах. Каждой паре выдаются разрезанные открытки, из которых они составляют целые. Каждый член группы рассказывает о том, что помогало восстанавливать информацию, что мешало.
Вариантом этого упражнения могут быть разрезанные сюжетные картинки без одной детали, ее надо домыслить. Например, картинка, где мышонок тянется к цветку. Цветок вырезан. «Мозговым штурмом» даются предположения.

Процедура 5. Упражнение «Раскраска»*

Всем участникам раздаются пластмассовые подставки из-под яиц «Киндер-сюрприз», бумага из коробок с конфетами и один прозрачный колпачок. Задание заключается в следующем:

— раскрасить формочки, как хочется;
— перенести этот рисунок на бумагу;
— закончить раскраску на колпачке.

При рефлексии члены группы анализируют, что они делали, как выбирали и реализовали стратегии работы, как менялось их настроение, довольны ли результатом работы.
Упражнение показывает, как опыт может не только помогать, но и мешать; демонстрирует, как разрушается инерционность мышления, стереотипы, шаблоны. Работа на нетрадиционной текстуре рисования либо блокирует инерцией творчество, либо развивает фантазию.
Упражнение работает на обогащение опыта по восприятию разной текстуры, качества материала предметов, развивает пространственную и линейную визуализацию, фигуро-фоновые отношения.

Процедура 6. Игра «Если птичка, то какая?»

Один из играющих выходит за дверь. В это время группа выбирает из присутствующих игрока, которого стоящему за дверью необходимо будет угадать. Вернувшись в комнату, он начинает задавать группе вопросы, предлагая сравнивать загаданного участника с различными животными, растениями, птицами, рыбами, временами года, частями суток, странами света.
В результате у спрашивающего постепенно начинает складываться целостный образ этого человека. Каждая новая ассоциация уточняет и конкретизирует его. Когда разгадывающий чувствует, что догадался, о ком идет речь, он делает попытку назвать имя. Обычно разгадывающему даются три попытки при численности группы более 15 человек. Если группа меньше, то разумнее ограничиться одной попыткой.
Вопросы строятся примерно так:

— Если это цветок, то какой?
— Если это дверь, то какая?
— Если это линия, то какая?
— Если это вид одежды, то какой?
— Если это рабочий инструмент, то какой?

На каждый вопрос разгадывающий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у члена группы. При этом у каждого из участников на один и тот же вопрос могут возникать совершенно непохожие ассоциации, что важно в контексте данного тренинга. То есть каждый осознает, что мыслит отлично от другого, определяет сильные и слабые стороны своего ассоциативного мышления, а опыт группы помогает его развитию.
Для «запуска» игры при самых первых попытках разгадать задуманного игрока ведущий может занимать активную позицию. Он может помочь разгадывающему придумывать вопросы-ассоциации (но не подменять самого разгадывающего!). Становиться разгадывающим самому ведущему в начале игры не следует. Здесь важны обратные связи участников группы друг с другом, их восприятие, направленность вопросов по визуальным параметрам, а не мнение ведущего по их поводу. Кроме того, ведущий должен следить за «техникой безопасности» во время игры, предусматривать и отводить возможные обидные ассоциации.
После того как разгадывание состоялось или не состоялось, загаданный участник дает обратную связь: как слушалось, как сиделось, что было неожиданным, что ожидаемым, что обрадовало, что огорчило, какие ассоциации хотелось бы услышать, но они не прозвучали. Затем тот, кто отгадывал, делится с группой секретом, как научиться быстро отгадать заданного человека. После этого члены группы добавляют из своего ассоциативного опыта приемы и методы.
Таким образом, игра «Если птичка, то какая?» в данном тренинге используется для развития наблюдательности, внимательности, формирования механизмов ассоциативного мышления. в последующие дни упражнение может использоваться для обогащения ассоциаций на разных сенсорных каналах.

Процедура 7. Упражнение «Форма»*

Каждому участнику выдается набор одинаковых предметов (например, монеты, металлические крючки, гербы, деревянные круги, прямоугольники, колпачки) и предлагается за 5 минут из этого набора построить различные фигуры.
В обратной связи члены группы говорят, что получилось, что помогало от одной формы переходить к другой, что тормозило воображение, сознание. Что больше всего помогало: форма, цвет, размер.
Упражнение развивает восприимчивость формы, моделирование через нее, воображение, фантазию, синтезацию через деталь, гибкость мышления, фигуро-фоновые отношения. Здесь уместен разговор о фигуро-фоновых отношениях в школе:

— учитель — ученик;
— ученик — знания;
— знания — развитие учащихся;
— знание — оценка.

Процедура 8. Игра-шутка «Запретная тройка»

Все участники встают с кресел и образуют сплошной круг. Начинается порядковый счет до 30 по кругу. Но вместо числа, которое делится на 3 (например, 6, 9, 12, 15) или которое содержит в себе тройку (например, 13, 23), участник, которому досталось это число, хлопает, не произнося число вслух. После 30 счет начинается заново. Те, кто ошибся (не хлопнувшие или назвавшие вместо хлопка число), выбывают из игры. Оставшийся считается победителем.

Процедура 9. Упражнение «Театр»

Группа делится на две микрогруппы: одна — зрители, другая — артисты. Получив роли, артисты обговаривают, что и как они покажут, но «на сцене» им нельзя говорить. После спектакля зрители определяют тему, содержание, соответствие показанного внутреннему состоянию. Затем артисты рассказывают о задуманном, что удалось, какие испытали трудности.
Зрители анализируют увиденное, отмечают «искажения», удачи.
Затем все вместе проговаривают, что поняли, что узнали нового.
Вариант: каждая микрогруппа показывает задуманную фразу или пословицу по очереди и отгадывает.

Процедура 10. Упражнение «Ракурс»*

Ведущий показывает какой-то предмет и просит каждого участника молча зафиксировать ассоциации этого предмета с чем-либо по параметрам:

— движение или действие;
— мысль;
— чувство;
— звук;
— цвет.

Затем ведущий меняет ракурс показа предмета и просит участников сделать то же самое.
После этого — разговор о рефлексии.

— Назовите по кругу ваши ассоциации.
— Что в образе помогало найти ассоциацию?
— Поменялись ли ассоциации в другой позиции?

Упражнение на развитие ракурса, видение в обычном предмете движения, мысли, снятие инерционности мышления, обогащение ассоциативного мышления, объема внимания.

Процедура 11. Упражнение «Подбор»*

Каждому участнику выдается набор цветных карточек (не менее 30 штук), которые он должен разложить перед собой. Ведущий называет какое-либо чувство или эмоцию, участники подбирают к нему карточку с соответствующим цветом и одновременно показывают ее группе. Таких «подборов» делается 3–5, и затем участники рефлексируют, каким образом цвет ассоциировался с каким-либо чувством.
Чувства или эмоции желательно называть разные, но завершать положительными. Например, удовлетворение, радость, тревога, целеустремленность.
Упражнение демонстрирует разность человеческих ассоциаций «чувство—цвет», обогащает индивидуальный познавательный и чувственный опыт, расширяет сферу цветового восприятия.

Процедура 12. Упражнение «Символ»*

Работа проходит в парах. Каждый участник создает свой символ чего-либо (символом могут быть рисунок, предмет, что-то другое) и предъявляет его партнеру. Тот пытается интерпретировать этот символ. Затем интерпретирует другой участник. После этого в паре обсуждают, что хотели сказать друг другу.
Рефлексия в группе ведется по вопросам:

— Что помогало понять язык символов?
— Что чувствовал, когда символ «расшифровывался» соответственно загаданному и, наоборот, при непонимании?

Затем делается общая выставка всех символов, идет просмотр, задаются вопросы, может быть обсуждение чего-либо.
После этого снова рефлексия — что узнали о своем языке символов, где он может быть использован?
Упражнение на развитие знаково-символического языка, его понимание, освобождение от установок, проекций при восприятии и интерпретации визуальной информации.

Процедура 13. Игра-шутка «Я люблю в этом кругу...»
Процедура 14. Упражнение «Конструктор»*

Участникам предлагается взять любую чистую картонку (размер картонок разный) и вырезать фигурку, какая только придет на ум; затем — вырезать увеличенную фигуру той, которую вырезали, а потом уменьшенную.
Рефлексия:

— Что значит для вас эта фигура и размер?
— Менялись ли ощущения при смене заданий?

Упражнение на развитие фигуро-фоновых отношений, фокуса, перспективы, эстетики визуального восприятия; определение личностных внутренних ощущений формы и размера; снятие установок, оценок, рамок восприятия.

Процедура 15. Упражнение «Слово — образ»*

Работа проходит в четверках. Каждой микрогруппе даются карточки со словами разной эмоциональной окрашенности. Один из микрогруппы читает своей четверке по одному слову, остальные молча записывают ассоциацию на прочитанное по следующим параметрам:

— цвет,
— размер,
— форма,
— положение (вертикальное или горизонтальное).

После подбора ассоциаций микрогруппа обговаривает, что совпало, что нет. Вся группа рефлексирует по вопросам:

— Все ли слова было легко ассоциировать с заданными параметрами? Какие мысли возникают в связи с этим?
— Не мешало ли предыдущее слово подбору ассоциаций?
— Назовите качества позитивных и деструктивных слов? На какие мысли они наводят?
— Что хотят сказать те, кто читал слова?

Упражнение на развитие образности слышимого слова, перевода его на «видимые» качества; осознание того, что все по-разному воспринимают слышимое слово.

Процедура 16. Рефлексия «Здесь и теперь»

Участникам предлагается проанализировать прожитый день на уровне чувств, понимания, чем он стал для них.
Затем группа обобщает имеющиеся параметры визуального канала (см. приложение 1) и фиксирует в педагогическую копилку открытые способы, приемы восприятия и кодирования визуальной информации.
Так же, как в первый день, все члены группы оценивают свое состояние по шкалам усталости, активности, интереса. Листочки с баллами собираются.
Группа прощается, стоя в кругу.

3-Й ДЕНЬ

Цели:

— продолжить реализацию целей первых двух встреч;
— коррекция и развитие имеющихся умений и навыков аудиального канала;
— расширение и обогащение ресурсов работы на аудиальном канале;
— нахождение и отработка эффективных индивидуальных средств восприятия на аудиальном канале;
— самодиагностика особенностей аудиального канала.

Процедура 1. Рефлексия «Здесь и теперь»

Участники выражают свое состояние на момент начала работы в группе.

Процедура 2. Игра-шутка «Я люблю в этом кругу...»
Процедура 3. Упражнение «Шумовой оркестр»

Два игрока расходятся в противоположные или диагональные углы комнаты. Остальные делятся пополам. Каждая половина следует за одним из основных игроков в его угол.
Задача, стоящая перед двумя игроками, — обменяться какими-нибудь сведениями на любую тему. Задача остальных — всячески мешать общению основных игроков. Для этого соответствующее окружение, находящееся с каждым играющим, может производить любой шум, рассказывать что-то свое, петь, шептать на ухо основным игрокам и т.д. Для усиления помех игрокам можно выдать различного рода шумовые предметы (например, погремушки, свистульки). Запрещаются только телесные контакты.
Через небольшой промежуток времени гвалт прекращается. Ведущий предлагает основным игрокам встать на стулья и продолжить обмен сведениями. Затем все прерывается, и основные игроки выясняют, как и что им удалось понять. Остальные члены группы делятся опытом, полученным в данной игре.
Упражнение на развитие фигуро-фоновых отношений в аудиальной информации, поиск эффективных средств восприятия и переработки информации на аудиальном канале, демонстрация значимости дистанции слышимого, влияние изменения уровня общения или контекста на работу аудиального канала.

Процедура 4. Игра «Гвалт»

Один из членов группы выходит за дверь. В это время группа сочиняет или выбирает из общеизвестных пословиц, стихов, афоризмов фразу, которая распределяется между играющими по одному слову на человека.
Когда игрок входит в комнату, группа произносит избранную фразу следующим образом. Каждый участник неустанно повторяет только свое слово. Все участники произносят слова одновременно, скандируя хором. Кто-то из них может взять на себя функцию организатора этого гвалта. Игрок должен понять фразу. После отгадывания он делится, как и за счет чего ему удалось это сделать.
Игра демонстрирует и формирует умение ориентироваться в обстановке, быстро разобраться, о чем говорят одновременно, избежать курьеза при искажении информации.
Вырабатывается механизм считывания информации, выстраивания структуры фразы через единицы слов, самодиагностируются стимулы, которые более значимы для конкретного человека (например, глаголы, значимые слова, прошлый опыт).

Процедура 5. Упражнение «Изменение способа»*

Работа проходит в парах. Берутся любые тексты (сказки, учебный материал или др.), и один начинает читать, ускоряя максимально темп и повышая голос, затем замедляя его до неразборчивости. Это же проделывает в течение двух минут и второй участник. После выполнения каждый дает обратную связь: рассказывает, что происходило с ним при этих действиях.
Упражнение направлено на развитие соответствия темпа речи чувствам и смыслу произносимого, контроля за процессом; на освобождение от суетливости в речи.

Процедура 6. Игра-шутка «Передай хлопок»

Ведущий предлагает, оставаясь в креслах, передать хлопок, например, влево. Не дождавшись вернувшегося хлопка, участник передает его еще (это могут быть два хлопка одновременно). Неизбежны сбои, пока участники не разберутся, что слушать надо только хлопок от партнера
справа.

Процедура 7. Упражнение «Молчащий ученик»*

Один участник добровольно выходит за круг (но группа остается в его поле зрения) и не участвует в двух подряд происходящих играх.
После окончания игр он дает обратную связь — рассказывает, что с ним происходило, когда он был как бы «не востребован». Затем группа делится своими соображениями, на что похожа данная ситуация.
Упражнение раскрывает значимость аудиального канала как на входе, так и на выходе. При «зажиме» такого выхода происходит блокирование мыслительной деятельности, «ранится» психика, растут негативные эмоции (например, раздражение, агрессия, апатия).

Процедура 8. Игра «Интонация»

На маленьких листочках бумаги члены группы пишут названия любого чувства, эмоции. Каждый участник делает это самостоятельно, не советуясь с соседом. Затем листки бумаги собирают, перетасовывают и раздают вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стихов или обычное предложение, составленное группой специально для игры, взять за основу дальнейших действий. После этого участники игры по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству (эмоции), которое написано у них на листке бумаги. Произнеся фразу, игрок ждет, пока выскажут свои догадки все остальные, потом сообщает, какое чувство он вкладывал в интонацию. Затем дается обратная связь всеми членами группы: что нового они о себе узнали.
Игра позволяет расширить диапазон интонационной выразительности, а также помогает участникам обнаружить, насколько адекватно воспринимаются их интонации большинством, как можно использовать тональность в обучении.

Процедура 9. Упражнение «Пространство»*

Один из участников, пожелавший выполнять упражнение, остается на своем месте, ему дается любой незнакомый текст и предлагается в течение 5 минут его читать. В это время группа ведет себя спонтанно (разговаривает, кричит, смеется, передвигается и т.п.; можно заранее договориться, кто что будет делать), то есть создает помехи читающему. По истечении 3–5 минут все прекращается.
Вызывается второй «доброволец», ему также дается незнакомый текст, он начинает читать, а группа его окружает и создает помехи разговорами с разных сторон. Через 3—5 минут все прекращается.
Обратную связь дают оба испытуемых по очереди: что запомнили из прочитанного, были ли помехи при чтении и какие.
Упражнение направлено на развитие пространственного восприятия слуховой информации, фигуро-фоновых отношений, выработку стратегий запоминания графической информации при внешних помехах, самодиагностику значимых внешних стимулов (как положительных, так и отрицательных) при работе аудиального канала.

Процедура 10. Упражнение «Шпион»

Группа располагается по кругу на стульях (в креслах). В центр круга выходит «шпион» и начинает «шпионить» — задавать вопросы окружающим. Окружение реагирует на вопросы в соответствии с правилом. Тот, кто его нарушит, сам становится «шпионом». Правило таково: когда тебе задают вопрос, молчи. Пусть ответит сосед справа.
Нарушившим правило считается как тот, кто отвечал, когда надо было молчать, так и тот, кто молчал, когда ему нужно было отвечать. Вопросы и ответы могут быть любые.
Упражнение на развитие переключения внимания с себя на вопрос, беглости и гибкости мышления в придумывании вопросов.

Процедура 11. Игра «Пойми фразу»

Группа делится на две команды. Каждая команда загадывает фразу, а затем поочередно ведет игру. Для этого из чужой команды выбирается один из участников. Ему «на ушко» сообщается фраза, загаданная противоположной командой. Он показывает сообщенную фразу пантомимически так, чтобы его команда сумела правильно ее разгадать.
При этом допускаются уточняющие вопросы, которые необходимо задавать так, чтобы на них можно было отвечать словами «да», «нет» или «не знаю». Игрок, изображающий фразу, не должен ничего говорить словами. Даже ответы на уточняющие вопросы он дает утвердительным либо отрицательным кивком и покачиванием головой. Кроме того, он может показать несколько пантомимических вариантов понимания загаданной фразы.
Выигравшей считается команда, которая разгадывает либо большее количество слов, если договорились о фиксированном количестве вопросов, либо разгадывает слова с меньшим числом дополнительных вопросов, либо разгадывает слова за меньшее время.
Для начала вместо фраз можно использовать отдельные слова. А в качестве загадываемых фраз неплохо использовать пословицы, поговорки, строчки из известных песен, крылатые выражения.
Игра представляет собой тренировку навыков образного, выразительного сообщения, но в большей степени это тренинг умения задавать вопросы, расспрашивать, выстраивать логические цепочки, локализировать круг поисков и догадок, умения перерабатывать информацию с визуального (входного) канала на аудиальный (выходной).

Процедура 12. Упражнение «Пойми меня»

Работа проходит в парах. Один пытается что-то рассказать или описать, второй задает ему вопросы на понимание. Затем они меняются ролями и выполняют то же самое.
После этого все участники делятся наблюдениями, что происходило с ними при рассказе (описании) и при ответах:

— какие возникали чувства, мысли, желания;
— какие вопросы показались интересными, помогающими раскрыть мысль, взглянуть по-другому на описываемое, какие вызвали недоумения.

Участников просят вспомнить эксперимент с «черным ящиком» (1-й день работы) и сопоставить с проделанной работой.
Упражнение на развитие точности передачи информации через речь, умения задавать конкретные, уточняющие, направляющие и другие вопросы.
Упражнение является мостком-переходом к восприятию теоретического блока «Техника постановки вопросов» (см. приложение 6).

Процедура 13. Игра-шутка «Ералаш»
Процедура 14. Рефлексия «Здесь и теперь»

Участники вспоминают об упражнениях, которые они выполняли, открытиях, которые сделали. Затем обобщают выделенные параметры аудиального канала (см. приложение 2) и фиксируют найденные, услышанные техники, методы восприятия и переработки информации на аудиальном канале. После этого проводится традиционная оценка своего состояния на данный момент по уровням усталости, активности, интереса. Листочки сдаются, и группа прощается.
Примечание: в 3-й день работы в группе может возникнуть конфликт. Задача ведущего не дать ему развиться, так как цель тренинга в другом. При акценте на конфликте могут быть утрачены задачи и решения, для которых собралась группа.

4-Й ДЕНЬ

Цели:

— продолжить реализацию целей предыдущих трех встреч;
— нахождение и отработка имеющихся конструктивных и эффективных умений и навыков кинестетического канала;
— переосмысление и расширение сферы ощущений, чувственности в восприятии информации;
— самодиагностика особенностей кинестетического канала.

Процедура 1. Рефлексия «Здесь и теперь»

Участники делятся своими ощущениями, состоянием на момент начала работы.

Процедура 2. Упражнение «Свободный рисунок»*

Участникам группы предлагается «повозить» кистью под музыку на альбомном листе бумаги (лист есть у каждого). После того как последний участник дорисует свой рисунок, начинается обсуждение по вопросам:

— Что вы чувствовали при свободном рисовании?
— Сколько времени длилось ваше творчество? (Содержание рисунка не описывается.)

При обсуждении выясняется, что у каждого свое ощущение времени и при проживании его на фоне положительных эмоций оно сужается. При свободе выбора, как и что делать, возрастает личностная мотивация, самостоятельность творчества, снимаются временные рамки деятельности, раскрывается значимость спонтанности при творчестве.
Упражнение является вводным в работу всего дня.

Процедура 3. Игра-шутка «Я люблю в этом кругу...»
Процедура 4. Упражнение «Слепой и поводырь»

Группа делится на пары. В каждой паре один из партнеров берет на себя роль ведомого, а другой — ведущего. Ведомому завязывают глаза. После этого ведущие коллективными усилиями быстро меняют положение мебели (стульев, столиков и т.п.), находящейся в комнате (например, все стулья сваливаются кучей в центр). После этого они возвращаются к своим ведомым. Задача ведущих состоит в том, чтобы познакомить последних с особенностями видоизмененного пространства комнаты.
Причем объявляется запрет на любые звуки, и прежде всего — на речевое общение. Ведущие должны провести своих подопечных по самому сложному маршруту в комнате. Игра ведется либо на время, либо на выполнение задачи — преодоление конкретного набора препятствий. Затем участники меняются ролями, и все повторяется вновь.
Вариант: упражнение может проводиться в условиях неопределенности (поводить «слепого» в пространстве) и выхода за пространство комнаты.
В упражнении отрабатываются навыки достижения взаимопонимания между партнерами (обращается внимание на личный опыт каждого, как успешный, так и неудачный), анализируются переживания зависимости, самостоятельности, ответственности.
При варианте II обсуждается вопрос стратегии освоения пространства ведомым с помощью поводыря и самостоятельно, техника научения, доверие в освоении чего-либо или гиперопека. Осмысливается вопрос, сколько «поводырей» по жизни необходимо человеку (мать, учитель, воспитатель и т.д.) и до какой степени.
В контексте тренинга делается акцент на чувства, переживаемые в освоении чего-либо (страх, тревога, доверие, неприязнь, благодарность и т.п.).

Процедура 5. Упражнение «Объяснение в любви»*

Всем участникам группы предлагается одновременно дважды написать фразу «Я люблю тебя (собственное имя участника)» — сначала правой рукой, затем левой.
После выполнения задания каждый из участников делится, какие эмоции он испытал при «объяснении в любви» левой и правой рукой.
Упражнение раскрывает привычность—непривычность эмоций при смене привычного навыка на непривычный; выявляет психологические установки, защиты, которые лишают человека эмоций либо вызывают негативные чувства; развивает спонтанность.

Процедура 6. Игра «Рисунок чувства»

Для проведения игры ведущий запасается двумя одинаковыми наборами карточек. В каждом наборе их должно быть столько, сколько человек участвует в игре. В одном наборе карточки с записанным на них каким-либо одним чувством, эмоцией. Заполняя набор, не нужно заботиться о каллиграфии. Пусть записи будут сделаны вроде бы наспех; еще лучше, если они будут сделаны разными чернилами. Второй набор карточек остается незаполненным.
В первой части игры ведущий раздает группе чистые карточки и просит записать на них какие-нибудь чувства, переживания, первыми пришедшие на сердце, возникшие в душе по принципу «здесь и сейчас». Собрав заполненные карточки, он зачитывает их вслух по очереди. Затем ведущий предлагает участникам взять белый лист бумаги формата А2, краски или фломастеры и найти для себя в комнате место, удобное для рисования. Во время этой «сутолоки» ведущий незаметно меняет заполненный членами группы набор карточек на заготовленный и просит участников нарисовать художественный, аллегорический образ того чувства, которое записано на карточке. Работать нужно анонимно, автономно, не показывая карточку соседям. Иначе пропадет смысл игры.
Одновременно с распределением карточек из замененного набора ведущий может комментировать подробности задания. Они следующие: надписывать и подписывать рисунок не нужно. Имя автора отгадывать не будем, название рисунка группа определит самостоятельно. Желательно сделать на рисунке отметку «верх» (стрелочкой или буквой). Допустима и желательна любая свобода творчества в изображении чувства. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет, стилизация детского рисунка, абстракция, изображение в виде ребуса — в общем, все что угодно. Время на изображение чувства — 5 минут.
Собрав рисунки, ведущий может поступить двояко. Либо вывесить их все одновременно на доску (или разложить на полу в середине круга участников), либо предъявлять по очереди для обозрения. И в том и в другом случае важно, чтобы про каждый рисунок каждый член группы высказал догадку, какое чувство там изображено. Авторы рисунков не сообщают правильный ответ до тех пор, пока все рисунки не будут просмотрены группой и пока про каждый рисунок не будут высказаны догадки.
После этого каждый говорит, что рисовал. Выясняется, что все рисовали одно и то же, а догадки были разными. Участник группы видел в рисунке не столько изображенное автором, сколько отражение или проекцию своих ассоциаций, своих переживаний, своих чувств. Эти выводы не объявляются как единственная и незыблемая истина. Поведение ведущего зависит от ситуации. Лучше, если он расскажет про свой обман и предложит придумать для себя наказание.
После этого каждый из участников сообщает группе, сколько человек правильно определили чувство, нарисованное им, какие названия давались его рисунку.
При этом возникают две ситуации. Одна — ситуация полного рассогласования, разброса в определениях и догадках группы по поводу рисунка. Здесь можно предположить, что в силу уникальности изображения зрители невольно проецировали на него свои эмоции. Уникальность же изображения, по-видимому, вызвана не чем иным, как уникальностью переживаний автора. А раз так, то позволительно предполагать трудности, встречающиеся у автора рисунка, когда ему хочется, чтобы его чувства понимались без слов.
Вторая — ситуация некоторого общего заблуждения в восприятии рисунка. Например, страх, нарисованный автором, большинство воспринимает как нежность. В этом случае автор может попытаться ответить самому себе, есть ли связь между ошибкой в восприятии его рисунка с ошибками в восприятии его эмоциональных состояний. Если «да», то неплохо попытаться проследить в ходе дальнейших занятий, в чем конкретно несоответствие индивидуальных средств эмоционального выражения общепринятым нормам.
Основной эффект этого упражнения в том, что участники получают возможность воочию убедиться в живучести приписывания, в постоянном присутствии домыслов, рождающихся от каждой неясности и двусмысленности. Почти любая неопределенность провоцирует наше сознание на рождение домыслов. Избавить себя от них невозможно. Да и надо ли? Достаточно помнить об этой особенности нашего сознания. (Здесь не следует путать ситуации неопределенности, которые помогают человеку осознать или осмыслить в себе что-то, принять какое-либо важное решение или сделать выбор.)
Для более высокой гарантии возникновения эффекта приписывания изображенным чувствам ошибочных названий можно использовать группы чувств: застенчивость, покорность, общительность, давление — для юношеских и подростковых групп; компетентность, уверенность, доброта — для групп учителей; радость, страх, гнев, доверие — для групп руководителей.

Процедура 7. Упражнение «Разговор больших пальцев»

Группа делится на пары. Партнеры выставляют вперед навстречу друг другу правую руку. Большие пальцы начинают «разговор» друг с другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, подковыривать и подпихивать, нежно обвивать и уродливо прогибаться друг перед другом.
В первой части игры ведущий задает, например, следующие темы общения:

— пальцы встретились, заинтересовались друг другом и начали знакомиться;
— пальцы познакомились и договариваются о том, где и как они проведут сегодняшний вечер;
— пальцы не договорились и поругались (они бранятся);
— пальцы обиделись друг на друга;
— пальцы ищут возможность помириться;
— пальцы помирились.

Во второй части игры ведущий предлагает пальцам обменяться какой-либо информацией, завести разговор на какую-нибудь тему. Через фиксированное время, например одну минуту, партнерам предлагается выяснить друг у друга, как они поняли взаимные сообщения.
Во время обсуждения участникам предлагается поделиться впечатлениями о полученном опыте.
Упражнение на развитие считывания информации по жестам, выразительности языка через жесты, импровизацию, концентрацию на собственном состоянии, ощущениях.

Процедура 8. Упражнение «Передача чувства»*

Один участник выходит за дверь, другие выбирают карточки, поверхность которых покрыта различными материалами (бархат, мех, шерсть, целлофан, ребристая поверхность и др.). Члены группы соответственно выбранной карточке загадывают чувство, эмоцию или ощущение.
Ведущий вводит вышедшего с повязкой на глазах и ставит (или сажает) в центр круга. Каждый участник группы по очереди подходит к нему и молча передает через выбранную дощечку свое чувство, стоящий в центре вслух называет свое ощущение дощечки. Подходивший отходит, запоминая свое загаданное чувство и названное испытуемым. Так проходит вся группа. Испытуемый дает обратную связь: что чувствует. Затем ему развязывают глаза и предлагают назвать ассоциации на карточки. После этого испытуемый делится своими чувствами. Затем группа говорит о догадках и разгадках. И снова обратная связь испытуемого: что чувствует.
Упражнение направлено на развитие оттенков чувственного восприятия информации, влияние цвета и текстуры материала на индивидуальный опыт чувственного восприятия.

Процедура 9. Упражнение «Чувство — процесс»*

Все участники одновременно пишут какое-либо чувство или эмоцию, испытываемые «здесь и сейчас». Карточки с записями собираются, перетасовываются и раздаются снова.
Задача — войти в состояние, которое написано на полученной карточке, и в соответствии с ним в течение 5 минут вырезать буквы или формы. (Условия задания для всей группы абсолютно одинаковы.) Затем каждый участник дает обратную связь: что происходило с ним в процессе работы, как влияло чувство (эмоции) на его деятельность и результат работы.
Упражнение выявляет блокирование деятельности отрицательными эмоциями, влияние как положительных, так и отрицательных эмоций на результативность, успешность работы, направлено на развитие саморегуляции собственного состояния, самодиагностику реакций на стимулы.

Процедура 10. Упражнение «Запах и ум»*

Всем участникам раздаются карточки с заданиями (например, выучить стихотворение, решить задачу, составить план завтрашнего дня или лекции, подобрать 15 ассоциаций к слову «психология») и «запахи» (это могут быть духи, травы и т.п.). Предлагается в течение 5 минут под «запах», который достался, выполнить задание, записанное на карточке.
После выполнения члены группы дают обратную связь: повлиял ли, и если повлиял, то как, «запах» на успешность—неуспешность выполнения задания, что происходило с запахом, чувствами, мыслями во время работы.
Упражнение направлено на раскрытие зависимости целей, мыслей, поведения, памяти, внимания, стратегий решения и выбора чего-либо, отрабатываются фигуро-фоновые отношения чувства и мысли, развитие саморегуляции.
Примечание: упражнение не выполняют те, у кого есть какая-либо аллергия.

Процедура 11. Рефлексия «Здесь и теперь»

Членам группы предлагается проанализировать прожитый день, поделиться наблюдениями над собой и другими.
Затем идет систематизация параметров кинестетического канала (см. приложение 3) и фиксация в педагогическую копилку методов и приемов активизации кинестетического канала.
Рефлексия заканчивается балловым оцениванием своей усталости, активности, интереса. Листочки сдаются. Группа прощается.

5-Й ДЕНЬ

Цели:

— интеграция законов восприятия и переработки информации на всех трех каналах;
— обобщение индивидуальных эффективных стратегий мышления, памяти, обобщение особенностей работы сенсорных каналов;
— рефлексия изменений, происшедших с участниками за время проживания в группе;
— прогнозирование будущих обучающих (учебных) целей участников группы.

Процедура 1. Рефлексия «Здесь и теперь»

Участники выражают свое состояние на момент начала работы в группе.

Процедура 2. Игра-шутка «Я люблю в этом кругу...»
Процедура 3. Упражнение «Качество»*

Ведущий раздает наборы с разными пластмассовыми предметами и предлагает систематизировать их по параметрам, выбранным самими участниками. После выполнения задания участники проговаривают выбранные качества и как выбор происходил. После этого ведущий вносит изменения (например, извлекает какой-либо предмет или предлагает поместить в воду по одному предмету). Далее следует обсуждение, что произошло с качеством этого предмета. Участники отмечают, что при изменении условий одни параметры могут утрачиваться, а другие, новые, проявляться, например, могут появляться новые фигуро-фоновые отношения, деталь может представляется целостным образом и наоборот.
Упражнение на развитие умений классификации, группировки; развитие аналитичности, синтетичности; обобщение приобретенных знаний о качествах сенсорных каналов.
Вариант: из мешка, «вслепую», каждый участник берет один предмет, находит в нем сходство с каким-либо предметом (движением), стереотипом. Затем всем одновременно предлагается поместить эти предметы в воду. После этого идет обсуждение по вопросам:

— По каким признакам находились ассоциации?
— При каких условиях могут измениться или исказиться информация, признаки, функции?

Процедура 4. Упражнение «Слышу, вижу, чувствую»*

Работа проходит в тройках. Каждой микрогруппе выдается какой-либо текст (это может быть рассказ, стихотворение, учебный текст или др.). Один из тройки читает, второй и третий под это чтение занимаются каким-либо делом, но в соответствии с содержанием рассказа. Например, второй рисует (либо чертит, либо таблицу составляет), третий фиксирует чувства через дощечки с различной поверхностью (например, мех, пух, металл, дерево). Время работы может быть 5 мин.
Затем читающий сопоставляет свое видение и чувствование текста с тем, что получилось у коллег. Второй и третий рассказывают о том, что запомнили, что помогло им в воспроизведении того, что они делали во время слушания.
В групповом анализе обсуждаются вопросы:

— Что эффективнее в переводе слышимой информации — графическое кодирование или визуальное и ощущаемое?
— Можно ли видимую графическую информацию воспроизвести через чужой язык видения и чувствования (этим делятся те, кто читал)?

Упражнение развивает работу на разных языках восприятия и переработки информации (знаково-символическом, чувственно-образном, перцептивном), демонстрирует возможности работы сразу на нескольких языках восприятия и кодирования слышимого материала.

Процедура 5. Игра-шутка «Передай хлопок»
Процедура 6. Упражнение «Общий язык»

Группа разбивается на тройки. Средства общения у каждого ограничены. Среди троих договаривающихся один сидит с завязанными глазами и неподвижен. Другой онемел и также неподвижен. Третий — «немой» и «слепой».
Каждая тройка должна договориться между собой, например о том, где, когда и зачем они должны встретиться за минимальное время (либо время не ограничивается, в этом случае определяются временные границы достижения эффективности путей и методов взаимопонимания, наиболее конструктивные средства языка общения). Упражнение выполняется одновременно всеми тройками.
Обсуждение ведется по вопросам:

— Что способствует, а что препятствует успешному поиску общего языка?
— Найти параллели, сравнения ситуации игры с жизненными, когда возникает впечатление, что люди говорят как слепой с немым (особый акцент сделать на школьном контексте)?
— Какие репрезентативные системы работали, что происходило с ограниченными сенсорными каналами?
— Подключался ли опыт, приобретенный на предыдущих занятиях, или что-то другое?

В упражнении участники самодиагностируют изменения, происшедшие за время тренинга и помогающие им в работе.

Процедура 7. Упражнение «Ум, тело, чувства»

Упражнение выполняется в три этапа.

Этап 1

Участники работают в парах. Один из партнеров наблюдает за другим и проговаривает вслух, что он видит (например, я вижу, что ты улыбаешься, у тебя пошевелилась нога). Время работы 3—5 мин. Затем второй партнер дает обратную связь: что наблюдалось правильно, а что было проекцией (например, я вижу, ты смутилась, мне кажется, у тебя появилось раздражение). Затем партнеры меняются ролями и делают то же самое. После этого участники рассказывают всей группе, что им было легче — наблюдать или оценивать правильность наблюдений партнера.

Этап 2

Участники закрывают глаза, сосредоточиваются на своих мыслях и пытаются отследить их ход. Затем делятся с партнером тем, о чем думали: легко ли было отслеживать ход своих мыслей, какими они были. После этого в группе идет обсуждение. Каждый говорит о том, какими были его мысли, о чем он думал, легко ли было выполнять упражнение.

Этап 3

Участники, работая в парах, делятся своими чувствами, сначала один, затем другой, но только чувствами по отношению друг к другу или чувствами по отношению к себе (например, я чувствую тепло в руках, я чувствую скованность). после этого каждый проговаривает, где и у кого были действительно чувства, а где проекции. Затем идет общее обсуждение, участники рассказывают, что было легче анализировать — свои мысли, ощущения, свои чувства. Делается вывод: когда мы говорим о себе, то лучше говорить о том, что мы чувствуем. Слова маскируют вещи, символизируют, а не выражают их. Что я думаю о партнере, о предмете, о действиях другого — это фантазии и проекции.
Упражнение на демонстрацию проекций ума, разграничение функций ума, тела и чувств, на разрушение стереотипа оценивания личности. Упражнение еще раз демонстрирует значимость чувств и ощущений.

Процедура 8. Упражнение «Если птичка, то какая»
Процедура 9. Упражнение «Архитекторы»*

Группе предлагается произвольно разделиться на три подгруппы (по желанию). Затем каждая микрогруппа в течение 15 минут строит все, что придет на ум, используя все что угодно, имеющееся в комнате (это может быть любой материал — книги, цветы, стулья, игрушки и т.д.). После этого каждая микрогруппа предъявляет свое «творение» коллегам, которые высказывают догадки по задуманному. Обратная связь: что поняли и чувствовали во время работы, чем бы хотелось поделиться.
По мере выполнения упражнения ведущий отслеживает динамику группы, ее сплоченность, творческий потенциал, работу на всех трех каналах, эмоциональную выраженность в цветовой гамме, используемые стратегии совместной деятельности.

Процедура 10. Заключение

Подводя итог всему тренингу, ведущий обращает внимание на то, что пути получения информации не менее важны, чем ее содержание. Они предопределяют способы ее организации и понимания. Характер обмена информацией с окружающим миром, способ ее переработки и структурирования опыта у каждого свои.
Предлагается осмыслить схему модели И.Д. Онуфриенко (см. книгу Т. и А. Панченко «Модули совершенства, гармонии, здоровья и успеха»).

Процедура 11. Рефлексия

Вся группа оценивает свое состояние по уровням усталости, активности, интереса и сдает листочки тренеру.
После этого всем участникам раздается анкета «Обратная связь» (см. приложение 5). Каждый сначала на ней пишет с обратной стороны письмо ведущему, а затем заполняет анкету. В это время ведущий анализирует эти три уровня и вычерчивает на доске график динамики проживания группы за пять дней по уровням, которые фиксировались ежедневно.
Анкеты сдаются, и группа знакомится с анализом, насколько они уставали, были активны и заинтересованны в течение пяти дней.
Ведущий желает успехов участникам, благодарит за работу. Все прощаются.

Спонсор публикации статьи: компания «Легкое Небо» предлагает приобрести навесные конструкции для сада и авто. Навес из поликарбоната, от компании «Легкое Небо» - это оригинальная конструкция, выполненная из современных и прочных материалов, которая защитит Вас и Ваше имущество от непогоды, а так же украсит участок и дом. Подробнее ознакомиться с предложением и получить онлайн консультацию, можно на сайте компании www.LNebo.ru

ЧАСТЬ 3. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Параметры визуального канала восприятия

1. Цвет, насыщенность.
2. Контраст.
3. Фокус.
4. Перспектива.
5. Текстура.
6. Размер.
7. Форма.
8. Объем.
9. Дистанция.
10. Фигура — фон (деталь — целое).
11. Границы.
12. Движение (скорость, продолжительность, направление, наклон).

Приложение 2

Параметры аудиального канала восприятия

1. Высота.
2. Темп.
3. Ритм.
4. Тембр (тональность).
5. Дистанция.
6. Фигура — фон.
7. Резонанс.
8. Положение.
9. Контраст.

Приложение 3

Параметры кинестетического канала восприятия

1. Качество.
2. Интенсивность.
3. Положение.
4. Движение (скорость, продолжительность, направление).
5. Фигура — фон.
6. Контраст.
7. Границы.

Приложение 4

Теоретический блок «Техника постановки вопросов»2

Кто задает много вопросов, тот получает много ответов.
Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ.
Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть техникой постановки вопроса.
Результативный разговор — это оказание влияния на собеседника, он представляет собой не одностороннее высказывание (мнение), а именно диалог — вопросы и ответы.
Вопросы — это импульсы для активизации. Они служат для выяснения точек зрения и управления ходом беседы. Они являются инструментом суггестии, который способствует принятию нужного вам решения.
Задавая вопрос, вы уже определяете вид ответа. Поэтому необходимо обучиться технике постановки вопроса.

I. Информационные вопросы

Тот, кто задает информационные вопросы, нуждается в знаниях, опыте, советах другого.
Речь идет о сборе сведений, которые необходимы, чтобы составить представление о чем-либо.
Информационные вопросы — это всегда открытые вопросы. Это значит, что вопрос касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения.

II. Контрольные вопросы

Эти вопросы важно задавать во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает.
Наиболее простые контрольные вопросы:

— Что вы об этом думаете?
— Считаете ли вы так же, как и я?
— Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле?

По реакции собеседника можно узнать, следит ли он за вашей мыслью. Если при ответе на контрольные вопросы выявляется неприятие или непонимание, возвратитесь назад.

III. Вопросы для ориентации

Эти вопросы позволяют установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или намерения.
Вопросы этого типа:

— Есть ли у вас вопросы по этой теме?
— Каково ваше мнение по этому пункту?
— И к каким выводам вы при этом пришли?
— Поняли ли вы, какую цель преследуете?

Механизм работы с такими вопросами: вопрос для ориентации, суждение собеседника, замечание, что понял собеседник, и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами.
Помните! На пятом предложении при объяснении сложного материала собеседник отключается.

IV. Подтверждающие вопросы

Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пятый раз согласился, то на решающий шестой не возразит.
В любой разговор нужно включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не, что разъединяет.

— Вы придерживаетесь того мнения, что..?
— Наверняка вы тоже рады тому, что..?

V. Ознакомительные вопросы

Познакомиться с мнением собеседника.
Вопросы открытые:

— Каковы ваши цели?
— Довольны ли вы выполненной работой?
— На какой эффект вы рассчитываете при использовании нового правила?

VI. Встречные вопросы

Это — искусный психологический прием.
Например.

Ученик: Для чего мне надо изучить этот параграф?
Учитель: Это зависит от того... (хочешь ли расширить круг своих знаний или встроить это в систему). Какой выбор ты считаешь для себя наиболее подходящим?
Ученик: Чтобы пригодились в жизни знания. Но сколько времени и усилий мне надо будет приложить?
Учитель: Если у тебя есть знания по предыдущим параграфам, то...

Правильно поставленные вопросы ведут к постепенному сужению разговора и подводят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да».

VII. Альтернативные вопросы

Предоставляют собеседнику возможность выбора (не больше трех вариантов).
Альтернативные вопросы предполагают быстрые решения. «Или» — основной компонент вопроса:

— Какое время на выполнение этого задания подходит больше всего: ... или ...?
— Какой цвет: ... или ...?
— Когда: ... или ...?

VIII. Однополюсные вопросы

Однополюсные вопросы — это повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет и затем дает ответ.
Результат такого вопроса:

1. Складывается впечатление, что ваш вопрос правильно понят.
2. Отвечающий получает возможность тщательно обдумать свой ответ.

IX. Удостоверяющие замечания

Это очень удачный вопрос...
Я рад, что вы задаете...
То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что...

X. Направляющие вопросы

Подать знак, когда вступать.
Какую часть выделить и передать выразительнее.
Замедлить темп.
Смягчить или усилить ход беседы.

XI. Провокационные вопросы

Установить, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел.

— Вы действительно считаете, что...
— Вы уверены, что...

XII. Вопросы, открывающие переговоры, доклады (вступительные), урок

Хорошо поставленный вопрос — старт заинтересованности, возникает состояние положительного ожидания.

— Если бы я смог вам предложить решение... нашли бы вы для меня... несколько минут?
— У... наблюдаются... (сквернословие, лень, неумение...).
— Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?
— Вам приходится много трудиться, чтобы... Если я предложу вам... способа, с помощью которых можно сделать учебу радостным, увлекательным занятием, ничем при этом не рискуя, заинтересовало бы вас это?

XIII. Заключающие вопросы

Завершить разговор.
Сначала задать один-два подтверждающих вопроса, сопроводив улыбкой и одобрительным кивком.

— Смог ли я убедить вас, в чем выгода..?
— Убедились ли вы, насколько..?
— Заметили ли вы..?

А затем (без перехода) заключительный вопрос:

— Какой срок вас более устраивает?
— Где могут быть применены эти знания?

На первых порах готовьте заранее вопросы, если много, то все важнейшие вопросы запишите по порядку.
Заранее установите:

Как я начну урок, тему?
Какие аргументы я приведу?
Каких возражений следует ожидать?
Как я буду их опровергать?
Какие заключительные аргументы я использую?

Приложение 5

Анкета «Обратная связь»

Ф.И.О.

__________________________________________________

Дата

___________________________________________________

1. Степень моей включенности в работу:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешало мне быть включенным в работу

____________________________________________________

Что помогало

______________________________________________________

2. Мои основные ошибки в ходе занятия

а) по отношению к себе ________________________________

б) по отношению к группе _______________________________

в) по отношению к ведущему ______________________________

3. Самыми значимыми для меня стали эпизоды, упражнения
(помогли что-то понять, осознать, в чем-то разобраться, что-то изменить в себе и т.п.)

______________________________________________________

4. Что раздражало, вызывало агрессию, напряжение, неприятие

______________________________________________________

5. Я реализовал себя на занятиях:

на эмоциональном уровне 1 2 3 4 5 6 7
на интеллектуальном уровне 1 2 3 4 5 6 7
на поведенческом уровне 1 2 3 4 5 6 7

6. Мои замечания, пожелания ведущему