Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2000
 В НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОГО ПУТИ

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОГО ПУТИ

Эту статью можно начать с вопроса: когда психолог первый раз зашел в школу? А можно и так: когда психолог первый раз зашел в школу, он... Или вовсе так: долго ли, коротко ли развивалась наука психология, но зашел однажды психолог в школу, зашел и...

СЧАСТЛИВОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

И возникла в образовании практическая психология. Случилось это давно. По крайней мере, не в ХХ веке. У. Джеймс, Х. Мюнстенберг, Э.Б. Титченер, В. Вундт с полным правом могут считаться не только великими теоретиками и исследователями, но и школьными психологами. Все они работали с тем, что в современной педагогике скупо и неконкретно именуется «учетом индивидуальных и возрастных психологических особенностей». Правда, в их деятельности это выглядело иначе — ярко, сочно и очень понятно.
Все, что им приносила их обширнейшая исследовательская деятельность и экспериментальные психические закономерности, они стремились переложить на педагогический язык и внедрить в деятельность конкретного педагога (о необходимости специальной фигуры в школе — психолога — тогда почти не говорили; верили, и не без оснований, в психологические возможности учителя). Именно они, эти великие люди, заложили одну из основных традиций, под воздействием которой находится и современный школьный психолог. Смысл данной традиции — в рассмотрении практической деятельности как производственной: от науки и ее закономерностей — к практике.
Мы и сегодня пребываем в счастливом заблуждении, что теоретическая психология содержит все необходимые знания, для того чтобы на практике организовать психологически грамотный процесс социализации, обучения, развития человека с пренатального периода до последних дней.

ПО ТРЕБОВАНИЯМ ПРАКТИКИ

В то же время родилась, окрепла и превратилась в твердокаменную еще одна традиция. Первые центры практической психологии и в Европе, и в России возникали не из теоретических посылок, а как ответ на социальные проблемы. То есть была потребность в организации определенной системы помощи тем, кто оказался в сложной для себя социальной ситуации. Скажем, в России такая система помощи (по сути дела, истинно практическая психология) начинает складываться в начале ХХ века, ее характер определяется двумя моментами: она оказывается педагогической по сути решаемых проблем и медицинской — по методам их решения. Это очень важно, так как медицинский, клинический взгляд на психологические проблемы и способы их решения характерен и для современной практической психологии.
Яркое воплощение этих двух традиций в их лучших и худших проявлениях одновременно — педология. Ее внутреннее богатство и противоречивость закономерно привели это первое массовое психоло-практическое движение в образовании к трагедии.

БЫТЬ КАК ВСЕ

Долгие годы психологи присутствовали в школе как исследователи. Возрождение практической психологии в послевоенном Союзе началось на традиционной основе: на ее гербе были начертаны два базовых слова — внедрение и помощь. Внедрялись новейшие теоретические знания и данные многочисленных диссертационных исследований, каждое из которых содержало такой раздел, как рекомендации. Помощь оказывалась тем, кто выпадал из широкого русла массового обучения и дружной социализации.
Помогать — задача чрезвычайно благородная, однако при переносе из области социальной или медицинской в психологическую она неуловимо трансформировалась и становилась несколько сомнительной. Прежде всего, получалось, что психолог нужен был только тем, кто не такой, как все, у кого проблемы. А главное, суть помощи состояла в том, чтобы возвратить ребенка в общее русло. Приспособить к ситуации! Получилось, что, как медик, избавляя больного от болезни, возвращал его к здоровью, так и психолог, помогая ребенку избавиться от проблем, возвращал его в поле общего педагогического воздействия, где его можно было учить «как всех».

ПАРАДИГМА СОДЕЙСТВИЯ

В середине 80-х произошло очень важное событие — смена парадигмы, самого подхода к определению целей и задач практической психологии в образовании. Совершился переход от помощи к содействию. «Содействие развитию, формирование готовности к...» — так цель службы была сформулирована И.В. Дубровиной и ее сотрудниками. Идея содействия позволила школьному психологу перейти от малопродуктивной позиции «специалиста по работе с педагогическим браком» к позиции равноправного участника образовательного процесса. Содействовать надо всем, а не только тем, кому плохо живется в школе. Психолог из специалиста, обслуживающего педагогический процесс, превратился в специалиста, обслуживающего процесс психического развития.
Мировоззренческие следствия новой парадигмы глубоки и серьезны. По сути дела, преобладающее большинство сегодняшних отечественных педагогов-психологов — носители идеологии содействия. Что же касается содержательного и организационного наполнения идеи, то оно гораздо скромнее. Ранее деятельность школьного психолога была привязана к возрастным закономерностям развития школьников различных ступеней обучения и закономерным нарушениям, вытекающим из этих особенностей. Были отработаны возможные пути диагностики таких нарушений и коррекционной работы с ними.
В качестве функционала предложен достаточно богатый перечень направлений и форм деятельности, которые психолог то ли может, то ли должен осуществлять. Конечно, это тоже немало. По крайней мере, благодаря этому в отечественной школьной психологии началась «эра содействия», которая продолжается и сегодня.
Мировоззренчески все существующие у нас подходы к построению школьной практики (весьма немногочисленные) развиваются в парадигме содействия. Потенциал ее велик. Во-первых, деятельностное начало. Психолог в школе осуществляет профессиональную деятельность, то есть имеет предмет, цели, задачи, план, осуществляет контроль, вкладывает смыслы, порождает ценности. Он не ремесленник, не обслуга, он — деятель. Во-вторых, своих профессиональных целей психолог достигает только в совместной деятельности с ребенком, педагогом, родителем: со-действие. Сам процесс организации такого совместного действия обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка или его родителя сотрудничеству, ответственности и самостоятельности, позволяет присоединиться к проблеме другого человека, почувствовать ее и помочь решить.

ПОЙДЕМ РЯДОМ

Сопровождение — идея последнего десятилетия. Впервые это слово прозвучало в печати в изданиях «питерской» школы практической психологии и в первых своих вариантах сочеталось со словом «развитие». «Сопровождение развития». Эта идея в целях самоидентификации пыталась противопоставить себя уже существующим — в том числе и идее содействия, но противоречия между ними нет. Есть нюансы изначального подхода, смещение акцентов, выявление новых смыслов.
Сопровождать — значит следовать вместе, рядом, одной дорогой. Поэтому неудивительно, что сопровождение возникло и окрепло как движение практиков. Внутренне это движение хоть и немногочисленно, но весьма разнообразно. Сколько авторов — столько конкретных понятий, столько толкований термина. Отсюда — «сопровождение естественного развития», «сопровождение отношений» и «психолого-педагогическое сопровождение ребенка».
Но есть и общие моменты. Будучи порождением «чисто» практической психологии, сопровождение мало и неохотно взаимодействует с академической психологией, видя ее прикладную если не стерильность, то нечто близкое к ней. Теорию предпочитает создавать самостоятельно, черпая материал из практики. В своей работе сопровождающие психологи опираются на ценности и личные смыслы, не скрываясь под маской квазиобъективности. Очень большой акцент делается на самостоятельности ребенка, его святом праве уметь делать жизненный выбор.
В своем звучании термин «сопровождение», если можно так выразиться, скромнее своего предшественника «содействие». И это закономерно. Времена, когда психологи и окружающие их образованные люди верили в могущественность этой науки (психология — главная наука XXI века!), прошли. Мы стали критичнее относиться к своим возможностям. И хорошо. Чтобы содействовать, надо очень многое знать, уметь воздействовать на другого человека целенаправленно и дозированно. А раз пока не можем, лучше пойдем рядом. Кое-что мы умеем. Может, и пригодимся.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Будучи официально не признан, этот термин сегодня широко известен и весьма популярен. Вы не услышите в школе от психолога «я занимаюсь содействием». Но фразу «мы здесь сопровождаем» можно услышать в самых разных уголках необъятной Родины.
Что? Чего? Как? Зачем сопровождаем? Эти вопросы вполне могут остаться без ответа, потому что новая парадигма страдает все той же болезнью: есть термин, есть представления о целях и задачах, но очень часто нет выстроенной системы работы, которая позволяла бы достигать этих целей. Давая сегодня слово «адептам» сопровождения, мы надеемся услышать прочтение этого понятия, увидеть стоящее за ними содержание профессиональной деятельности. Не исключено, что это поможет многим нашим читателям разобраться с тем, чем и как занимаются они сами. «Помощь», «содействие», «сопровождение»... Бог с ним, с термином! Была бы деятельность, осмысленная и четкая в своих границах и функциях, а слово для ее обозначения найдется.

Не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него,
а помогать ему делать осознанный и ответственный выбор на его
жизненном пути. В этом состоит идеология сопровождения