МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
ВЫБИРАЕМ ЦЕННОСТИ
Предоставление ребенку возможности
совершить личный выбор — один из важнейших
принципов сопровождающей работы. Более того,
этот принцип — общий для всех авторов, что делает
его особенно значимым.
Однако такой подход легко декларировать,
значительно труднее положить его в основу
конкретных технологий работы. Наши постоянные
читатели согласятся, что в своей работе мы
стараемся это делать последовательно и
многообразно: достаточно напомнить о таких
играх, как «Перекресток», «Спасатели», «Мужские и
женские миры» (см. «Школьный психолог» №№ 16, 20, 1999
г., 5,6,8 2000 г.).
Еще одна форма развивающей работы, построенной
на идее выбора, — социологический опрос, который
мы опробовали в этом учебном году во время Недели
психологии. Опрос был посвящен ценностной
ориентации, жизненным устремлениям в различных
сферах жизни. Его вопросы не были связаны с
сегодняшним днем детей, они предлагали им
посмотреть на свою жизнь шире.
Опрос проводился во всей средней и старшей школе
одновременно, а также среди учителей и классных
руководителей, которые заполняли бланки
опросника вместе со своими детьми. Время мы
«позаимствовали» у одного из уроков, но совсем
немного: 5–7 классы заполняли опросник 15 минут,
старшеклассники и того меньше. Зато после, на
перемене, было много разговоров, споров, обмена
мнениями, наш кабинет гудел как улей.
Результаты мы обработали очень быстро, и уже на
следующий день с ними могла познакомиться вся
школа. Мы представили их в виде диаграмм,
графиков и условных изображений, задействовав
для этого стандартные возможности компьютера.
Естественно, что и без этого можно было обойтись,
исполнив все своими руками.
Уже по ходу обработки стало ясно, что
существенных отличий в ценностных взглядах
взрослых и детей нет, поэтому мы сознательно не
стали давать отдельно результаты по тем и другим,
объединив их как «мнение граждан школы».
Возможно, в вашем случае целесообразнее будет
поступить по-другому.
Мы намеренно не приводим полученных результатов,
предлагаем лишь сам текст опросника, и вот
почему.
Мы приглашаем вас включиться в масштабный
ценностный опрос, результаты которого будут
опубликованы на страницах нашей газеты. Если вас
заинтересует такая работа, проведите опрос у
себя в школе, пришлите нам результаты, а мы их
сравним с другими и опубликуем общий обзор. В
итоге у вас появится возможность сравнить
ценностные устремления граждан вашей школы с
устремлениями других.
Но даже если вы не станете присылать нам свои
результаты, проведение опроса принесет свои
плоды. Это еще один способ объединить детей и
взрослых. Это еще одна возможность пообщаться не
на бытовые или дисциплинарные, а высокие темы,
обсудить значимые вопросы. Это еще одна
демонстрация неисчерпаемых возможностей
психологической работы. Опрос может иметь самые
разные продолжения. Может быть, о них вы нам тоже
расскажете?
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук
Спонсор публикации статьи: компания CDBRAND предлагает услуги по тиражированию CD, DVD и Blu-Ray дисков, а так же изготовление и печать упаковок для дисков. Заказав тиражирование DVD от компании CDBRAND, Вы получите высококачественные услуги с использованием самых современных технологий и материалов, которые позволят произвести работы в самые короткие сроки. Подробнее ознакомиться с предложением и увидеть примеры выполняемых работ можно на сайте компании http://cdbrand.ru