Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2000
 ВЫБИРАЕМ ЦЕННОСТИ

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

ВЫБИРАЕМ ЦЕННОСТИ

Предоставление ребенку возможности совершить личный выбор — один из важнейших принципов сопровождающей работы. Более того, этот принцип — общий для всех авторов, что делает его особенно значимым.
Однако такой подход легко декларировать, значительно труднее положить его в основу конкретных технологий работы. Наши постоянные читатели согласятся, что в своей работе мы стараемся это делать последовательно и многообразно: достаточно напомнить о таких играх, как «Перекресток», «Спасатели», «Мужские и женские миры» (см. «Школьный психолог» №№ 16, 20, 1999 г., 5,6,8 2000 г.).
Еще одна форма развивающей работы, построенной на идее выбора, — социологический опрос, который мы опробовали в этом учебном году во время Недели психологии. Опрос был посвящен ценностной ориентации, жизненным устремлениям в различных сферах жизни. Его вопросы не были связаны с сегодняшним днем детей, они предлагали им посмотреть на свою жизнь шире.
Опрос проводился во всей средней и старшей школе одновременно, а также среди учителей и классных руководителей, которые заполняли бланки опросника вместе со своими детьми. Время мы «позаимствовали» у одного из уроков, но совсем немного: 5–7 классы заполняли опросник 15 минут, старшеклассники и того меньше. Зато после, на перемене, было много разговоров, споров, обмена мнениями, наш кабинет гудел как улей.
Результаты мы обработали очень быстро, и уже на следующий день с ними могла познакомиться вся школа. Мы представили их в виде диаграмм, графиков и условных изображений, задействовав для этого стандартные возможности компьютера. Естественно, что и без этого можно было обойтись, исполнив все своими руками.
Уже по ходу обработки стало ясно, что существенных отличий в ценностных взглядах взрослых и детей нет, поэтому мы сознательно не стали давать отдельно результаты по тем и другим, объединив их как «мнение граждан школы». Возможно, в вашем случае целесообразнее будет поступить по-другому.
Мы намеренно не приводим полученных результатов, предлагаем лишь сам текст опросника, и вот почему.
Мы приглашаем вас включиться в масштабный ценностный опрос, результаты которого будут опубликованы на страницах нашей газеты. Если вас заинтересует такая работа, проведите опрос у себя в школе, пришлите нам результаты, а мы их сравним с другими и опубликуем общий обзор. В итоге у вас появится возможность сравнить ценностные устремления граждан вашей школы с устремлениями других.
Но даже если вы не станете присылать нам свои результаты, проведение опроса принесет свои плоды. Это еще один способ объединить детей и взрослых. Это еще одна возможность пообщаться не на бытовые или дисциплинарные, а высокие темы, обсудить значимые вопросы. Это еще одна демонстрация неисчерпаемых возможностей психологической работы. Опрос может иметь самые разные продолжения. Может быть, о них вы нам тоже расскажете?

ris-1.gif (11918 bytes) ris-2.gif (6499 bytes)

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук

Спонсор публикации статьи: компания CDBRAND предлагает услуги по тиражированию CD, DVD и Blu-Ray дисков, а так же изготовление и печать упаковок для дисков. Заказав тиражирование DVD от компании CDBRAND, Вы получите высококачественные услуги с использованием самых современных технологий и материалов, которые позволят произвести работы в самые короткие сроки. Подробнее ознакомиться с предложением и увидеть примеры выполняемых работ можно на сайте компании http://cdbrand.ru