ГИЛЬДИЯ
Психолого-педагогическое
сопровождение — это прежде всего метод работы.
Его организационная модель представлена на схеме (формат PDF, объем 438 Кб) и
подробно описана в моей книге «Организация
психологической работы в школе» (М.:
Совершенство, 1998). КОРРЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯЦель деятельности школьного психолога
формулируется нами как создание специальных
условий для полноценного развития и успешного
обучения ребенка и подростка в конкретной
социально-педагогической ситуации. Первое. Деятельность
психолога в школе ориентирована не на
формирование, коррекцию или развитие чего-то
конкретного в психическом статусе ученика, а на
создание условий, организацию некоторой среды, в
которой это что-то будет развиваться наиболее
успешно. Второе. Наши действия зависят от той конкретной школьной обстановки, которую выбрали для ребенка родители. Обычная переполненная средняя школа — одни возможности, одни ориентиры в работе. Маленькая уютная школа — другие. Большое значение имеют образовательные технологии, применяемые в школе, общие воспитательные принципы педагогического коллектива. Условия, которые создает психолог, вторичны по отношению к обшей социально-педагогической ситуации. В противном случае мы либо себя загоняем в противоречие, либо ребенка подталкиваем к вынужденному выбору, к которому он может быть не готов. Третье. Видимо, самое важное.
Цель — полноценное развитие. Как это понять? По
сути дела, мы выходим на предмет деятельности
психолога в школе. На что направлена его
деятельность? СОЧЕТАНИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХС нашей точки зрения, школьный
психолог имеет дело с процессом
психологического развития, который рождается на
пересечении внутреннего психического развития
(ведущая деятельность, новообразования,
сензитивные периоды и т.д.) и особенностей
социально-педагогической ситуации, в которую
данный школьник погружен.
Конечно, эти две составляющие не
должны находиться в противоречии, они должны
согласовываться, взаимодополнять друг друга.
Привести их в соответствие — задача всего
педагогического коллектива. Чего греха таить,
сегодня эта задача не решена на самом высоком
уровне, и наши дети — заложники конфликтной
ситуации, в которую погрузили их взрослые. У МЕНЯ ЕСТЬ ТРИ ЗАДАЧИ...В своей работе школьный психолог решает три основные задачи. Первая. Отслеживание особенностей психологического развития ребенка на различных этапах обучения. Показатели развития ребенка сравниваются с содержанием психолого-педагогического статуса. В случае соответствия мы говорим о благополучном развитии, и наши дальнейшие действия направлены на создание условий для перехода на следующий этап. В случае несоответствия изучается причина и принимается решение о путях коррекции: либо снижаются требования для данного ребенка, либо развиваются его возможности. Вторая. Создание в данной педагогической среде психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, методическая помощь, развивающая психологическая работа. Третья. Создание специальных психологических условий для оказания помощи детям, испытывающим трудности в психологическом развитии. Многие дети в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа школьного психолога. Данная задача решается средствами коррекционно-развивающей, консультативной, методической и социально-диспетчерской работы. НАШИ ЦЕННОСТИДеятельность школьного психолога носит не исследовательский, а практический характер. Отношения психолога с ребенком строятся не на субъект-объектной, а на субъект-субъектной основе, а это значит, что в свою работу специалист неизбежно вносит определенное ценностное отношение, расставляет приоритеты. Они существуют в работе психолога независимо от того, осознает он их или нет. Мы предпочитаем сознательно предлагать те ценности, на которые опирается метод сопровождения. Во-первых, это ценность психологического развития ребенка. Сопровождающий метод предполагает бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе. Мы считаем, что образовательный процесс не может грубо вмешиваться в ход психологического развития, нарушая его закономерности. Взрослые, опекающие ребенка, должны уметь жертвовать определенными социально-педагогическими целями, если их достижение чревато разрушением внутреннего мира ученика. Во-вторых, это ценность индивидуального пути развития ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным стандартам может рассматриваться как отклонение лишь в том случае, если оно грозит ребенку дезадаптацией, потерей социальной адекватности. В остальных случаях предпочтительней говорить об индивидуальном пути, имеющем право на существование и самореализацию. В-третьих, это ценность самостоятельного выбора ребенком своего жизненного пути. Задача взрослых — сформировать способность и готовность воспитанника как к осознанию своих возможностей и потребностей, так и к совершению самостоятельного выбора. Взрослые должны не брать этот выбор на себя, а учить ребенка ставить цели и достигать их, соотнося их с целями окружающих людей и социальными ценностями. Марина БИТЯНОВА, |