Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №10/2000
 ОТ ВОСПИТАНИЯ К СОПРОВОЖДЕНИЮ

КОЛЛЕГИ

ОТ ВОСПИТАНИЯ К СОПРОВОЖДЕНИЮ

ОТ РЕДАКЦИИ

Одним из регионов России, где психологическая служба строит свою работу, основываясь на модели сопровождения, является Красноярский край. Поэтому «Школьный психолог» и обратился к своим красноярским коллегам с просьбой рассказать о своем опыте.

К идее психолого-педагогического и медико-социального сопровождения система образования Красноярского края пришла закономерным путем.

ИЗ КОММУНАРСКОЙ МЕТОДИКИ

У нас в крае воспитание всегда было приоритетным направлением педагогической деятельности. В недавнем прошлом мы активно использовали в своей работе с детьми коммунарскую методику. Основой ее являлось коллективное самодеятельное творчество воспитанников и воспитателей. Эта методика была действенной альтернативой авторитарному стилю в воспитании. Край принимал участие во всероссийских коммунарских сборах в пионерлагере «Орленок».
Педагоги-практики использовали в работе девиз: «Товарищ, живи для улыбки товарища!» Мы учили детей отвечать за себя и других. Коммунарская методика прошла волной по всему краю. Особенно ярко строилась работа в коллективах образовательных учреждений Красноярска, Норильска, Канска, Минусинска, Шарыпово, а также в Рыбинском, Шушенском, Богучанском районах.
В своей педагогической практике мы всегда рассматривали деятельность классных руководителей как систему. Классный руководитель, воспитатель или куратор направляли основные усилия на помощь ребенку в самостоятельном решении жизненных проблем, в преодолении трудностей в учебе, в общении. То есть ребенку давалась помощь в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Это направление деятельности стало базовым элементом службы сопровождения.

ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ

После выбора основной цели воспитательной работы необходимо было обеспечить ее педагогическими и психологическими технологиями. К работе с ребенком подключаются разные службы: психологическая, социальная, медицинская. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем. Мы помогаем детям сохранять человеческое достоинство, успешно учиться и общаться.
В крае активно работают психологи, социальные педагоги, валеологи, классные воспитатели (кураторы), тьюторы. Эти специалисты ориентированы на индивидуальную помощь каждому ребенку.
Главное управление образования администрации края разработало «Программу развития системы образования Красноярского края на период до 2001 года». В программе обозначены приоритетные направления: воспитание, социальная защита и сохранение здоровья детей. Она служит ориентиром для муниципальных систем образования, образовательных учреждений различного уровня. С ее помощью администраторы школ определяют тактику и стратегию своей деятельности. Важно отметить, что программа способствует оптимизации управления системой, так как она направлена на эффективное использование кадровых и материальных ресурсов. Она помогает сосредоточить силы на решении узловых проблем практики образования.
Главные цели данной программы следующие:

— создание условий для успешной учебы детей и подростков;
— организация жизнедеятельности школьного сообщества таким образом, чтобы полностью удовлетворялись потребности детей в общении, самореализации, в общественном признании;
— обеспечение включенности каждого ребенка в систему дополнительного образования или в структуры, предназначенные для организации досуговой деятельности;
— социальная защита ребенка;
— оказание финансово-материальной помощи нуждающимся детям;
— сохранение физического здоровья детей.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД

К идее сопровождения краевая система образования шла постепенно. Педагоги-практики, управленцы сейчас уже хорошо понимают, в чем заключается сущность сопровождения. В этом им очень помогли опыт Санкт-Петербурга, Хабаровского края, Самарской области. Об их работе мы узнали из «Школьного психолога», «Вестника психологической и коррекционно-реабилитационной работы». Большую роль сыграло Министерство образования РФ, которое обеспечивает нас нормативно-правовыми документами.
Мы поняли, что при решении актуальных противоречий личностного развития необходим комплексный подход, обеспеченный командной работой специалистов различных профилей. Поэтому наша система образования вышла на организацию психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка (ППМС-сопровождения).
В настоящее время в Красноярском крае эту благородную миссию выполняют 1708 педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-логопедов, педагогов-дефектологов. В образовательных учреждениях края работают более 1200 медицинских сотрудников.

И УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ

В крае принято «Положение о краевой службе сопровождения». Согласно этому положению, значительная роль отводится службам обеспечения сопровождения по подготовке кадров, по повышению уровня их профессиональной компетентности, профессиональным сообществам, краевому диагностико-коррекционно-реабилитационному центру, кустовым территориальным центрам сопровождения, консультационным центрам, работе краевого экспертного совета, образовательным центрам для детей, нуждающихся в ППМС-сопровождении.
Всего два года система образования края использует комплексный подход ППМС-сопровождения, но уже есть качественные изменения в работе службы ППМС-сопровождения в городах Красноярске (см. «Школьный психолог», № 7, 2000 г.), Канске, Норильске, Лесосибирске, Назарово, в районах Емельяновском, Курагинском, Шушенском.
В крае открыто 14 центров ППМС-сопровождения, 5 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в ППМС-сопровождении. Зарождаются традиции — клубы молодых психологов, проблемные семинары. Проводятся краевые конференции, олимпиады по психологии среди школьников, психологические декадники.
Конечно, в создающейся системе сопровождения имеется немало организационно-управленческих и кадровых проблем. Есть затруднения в ведомственных подходах (хотя шаги к межведомственному решению проблем делаются, и небезрезультатно).
Обнадеживает то, что формируется профессиональная краевая команда обеспечения службы сопровождения, куда входят представители науки, управленцы, педагоги-практики.

Валентина ЦИВИЛЕВА,
ведущий специалист
Главного управления образования
Красноярского края