СКАЗКИ И МЕТАФОРЫ В ПРОГРАММЕ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
ПСИХОЛОГ У ДОСКИ
СКАЗКИ И МЕТАФОРЫ
В ПРОГРАММЕ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
Программа «Психологическая азбука» с
набором предлагаемых ею средств намечает, как
нам кажется, один из возможных путей организации
в школе психолого-педагогического сопровождения
развития детей.
Идеи саморазвития в настоящее время очень
популярны, особенно в контексте понятия
«развивающее образование». Существующие ныне
теории развивающего обучения (прежде всего,
теория Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова),
лежащие в основе развивающего образования, дают
простор для создания новых образовательных
технологий и авторских программ.
Одной из таких программ является
«Психологическая азбука», работа по которой в
различных школах России идет уже в течение семи
лет. «Школьный психолог» писал об обучающих
семинарах по этой программе, публиковал сценарии
многих занятий. Однако в чем же состоят основные
идеи программы? Чем она отличается от других?
Содержание программы — знакомство детей с
основными психологическими понятиями,
тренировка элементарных умений и навыков
рефлексии.
Главная цель — развитие личности ребенка, в
частности развитие его самосознания и
рефлексивных способностей в тех пределах,
которые определяются возрастными возможностями
и требованиями «психологической безопасности».
Основной принцип — через работу с материалом
психологии как науки и с психологическим
материалом как содержанием внутреннего мира
каждого конкретного ученика — к самопознанию и
личностному развитию.
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ В ОДНОМ ЛИЦЕ
Изучая себя, свой внутренний мир,
ребенок становится одновременно объектом и
субъектом познания, что создает уникальную в
своем роде ситуацию обучения. Обнаруживая
некоторые индивидуальные особенности своей
психики, ребенок с помощью обратной связи узнает
(от своих товарищей и из слов учителя) об общности
тех или иных психологических феноменов, то есть
реализуется индуктивный переход от конкретного
к абстрактному.
Не меньшее значение в данном курсе приобретает
принцип «восхождения от абстрактного к
конкретному», находящий свое воплощение в
переходе от познания обобщенных форм
психологических понятий к конкретным,
индивидуальным формам проявления психики.
На уроках «Психологической азбуки»
осуществляется индивидуальный подход к каждому
ученику, базирующийся на признании учителем и
осознании самим ребенком уникальности и
своеобразия личностного развития любого
человека.
Программа «Психологическая азбука» учит детей
замечать психологических факты, явления,
закономерности вокруг себя, в повседневной
жизни, в своем поведении и поведении окружающих.
Для того чтобы добиться всех целей программы, в
ней используются разнообразные средства.
Главными из них являются специально созданные
психологические сказки (именно психологические,
а не психотерапевтические!). Заложенные в сказках
метафоры оказываются волшебным инструментом,
помогающим ребенку лучше и глубже понимать себя,
свой внутренний мир.
Опыт ребенка, связанный с познанием собственного
внутреннего мира, составляет основу для
огромного разнообразия метафор, в котором
психические процессы и состояния, переживания и
идеи могут трактоваться как предметы и вещества.
Например, «У него высокие способности», «В вас
слишком много ненависти», «У тебя очень мягкий
характер, надо добавить твердости в твои
отношения с сыном», «Переживания
совсем сломали ее» и т.п. Такие метафоры Лакофф
и Джонсон называют онтологическими.
КЛЮЧЕВАЯ МЕТАФОРА
При знакомстве детей младшего
школьного возраста с психологическим материалом
требуется глубокая переработка и трансформация
этого материала в приемлемые и понятные детям
формы. Поскольку метафоричность присутствует
даже в научных текстах, то нам представляется
целесообразным и естественным максимально
использовать прием метафоризации понятий.
Этот подход является оправданным и потому, что
перед нами не стоит задача обучить детей
психологии как науке (такая задача в принципе
неприемлема на данном этапе): мы стремимся лишь
познакомить детей с базовыми психологическими
понятиями. Введение системы этих понятий
потребовало поиска «ключевой» метафоры, которая
позволила бы выстроить новый фрейм — тот
сценарий, в контексте которого можно изучать
психологические объекты. Такой метафорой стало
Королевство Внутреннего Мира, на образ которого
переносится представление о психическом мире
человека — со своими законами, «волшебными»
правилами и «обычными» чудесами.
МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ
ПОНЯТИЙ
Эта «ключевая» метафора реализуется в
контексте развертывания цепочки
«психологических» сказок, объединенных общим
сюжетом. Дети слушают сказки, обсуждают с помощью
наводящих вопросов, предлагают собственные
модели понимания. Для метафорического изложения
психологического материала не случайно была
выбрана эта форма. Дело не только в том, что она
наиболее соответствует возрастным особенностям
младших школьников, но и в том, что сказка
остается одним из самых сильных развивающих и
психотерапевтических средств — прежде всего за
счет своей метафоричности.
Исследователи (лингвисты, психологи, философы) не
раз отмечали, что в волшебных сказках постоянно
используется прием материализации целого ряда
категорий: все значимые для ее содержания
элементы приобретают четкую форму, выраженную
телесность (например, волшебные способности
представлены в виде предметов или существ —
конь, скатерть, печь, золотая рыбка и т.д.);
конфликты, споры реализуются не в нудных
препирательствах, а в конкретных действиях, чаще
всего соревновательных: кто со Змеем справится,
кто дальше стрелу пустит.
Таким образом, телесный и конкретный язык сказок
открывает детям путь наглядно-действенного и
наглядно-образного постижения мира и
человеческих отношений, что вполне адекватно
психологическим особенностям младшего
школьного возраста.
Сказки, используемые в программе
«Психологическая азбука», создавались с опорой
на указанные особенности волшебных сказок. Их
персонажи телесны — они совершают понятные и
конкретные поступки, поэтому действие в них
представляется детям одномерным и однозначным; в
них нет прямого морализирования и нудных
нотаций.
К примеру, в одной из сказок по Королевству
Внутреннего Мира бродит сумасбродная героиня
Потребность Командовать, она раздувает, как
мыльный пузырь, Самодовольство и спускает на
Скромность черных Птиц Гнева, а потом в качестве
«не совсем здоровой Потребности» лечится у
профессора Мышления. Казалось бы, в этой сказке
все просто и однозначно. Но вместе с тем действие
имеет и неочевидную многослойность и
многомерность, поскольку оно выражает
определенные идеи и метафорически отражает
определенные психологические закономерности.
КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА ПОДСОЗНАНИЯ
В программе «Психологическая азбука»
роль метафоры иная, чем в обычных сказках.
Метафора выходит за пределы сказки: она
становится тем мостиком, который соединяет
реальный мир психических явлений с его
фантастическим изображением в сказках. Иными
словами, на сказочные предметы и персонажи
переносятся свойства совершенно других классов
предметов — внешних по отношению к сказке, а
потому метафора становится в этом случае
важнейшим приемом.
Понимание и проживание через сказку содержания,
свойственного внутреннему миру любого человека,
позволяют ребенку распознать и обозначить
собственные переживания и собственные
психические процессы, понять их смысл и важность
каждого из них.
Метафора не только облегчает этот процесс,
расширяя границы детского сознания, но и
затрагивает определенные слои подсознательного.
Буквальный смысл сказки воспринимается
сознанием, в то же время подсознание занимается
более тонким и кропотливым делом —
разгадыванием и обработкой метафорических
сообщений, расшифровкой скрытого смысла, второго
плана, неочевидного содержания. Если на
сознательном уровне ребенок воспринимает
сказочные метафоры как иной, вымышленный, мир и
проживает ее события не вполне всерьез, играючи,
то его подсознание «верит» в сказочные ситуации
как в реальные.
Психологами не раз отмечалось, что
метафорический смысл сказки часто усваивается
только на подсознательном уровне и задает нужную
программу изменений в поведении,
переструктурирования ценностей, взглядов и
позиций. Это и позволяет считать сказки и
метафоры важным психотерапевтическим приемом,
помогающим ребенку упорядочить свой внутренний
мир. Специалисты-практики, использующие в
психотерапевтической работе метафоры, обращают
внимание, что желаемые перемены не всегда
наступают, если человек старается вспомнить
метафору на сознательном уровне. Опыт
показывает: если человек редко вспоминает о
метафоре, то она действует вне и помимо его
сознания.
КРАТЧАЙШИЙ ПУТЬ К СМЫСЛУ
В сказках, используемых в программе
«Психологическая азбука», психотерапевтический
аспект не является основным, уступая приоритет
личностно-развивающему. Поэтому для нас
важнейшими функциями сказочной метафоры
являются расширение детского сознания,
углубление представлений о психическом мире
человека и активизация внутренних ресурсов.
Многим детям бывает трудно воспринимать
абстрактные психологические понятия. Прямое,
логическое изложение часто не помогает в
преодолении трудностей понимания, а, напротив,
усугубляет их. Используя особенности метафоры,
сокращающей словесное изложение, сжимающей
содержание до яркого конкретного образа, удается
перешагнуть через длительные объяснения и
прийти к интуитивному пониманию, улавливанию
важнейших смыслов (например, знакомство детей с
мотивационной сферой осуществляется через
сказку о борьбе — обычной потасовке очень
активных ребятишек — Мотивов между собой по
поводу включения или невключения Механизма
Деятельности).
Если целью терапевтической метафоры является
изменение, создание новой шкалы ценностей через
идентификацию ребенка с событиями и героями
сказки, то метафора в наших «психологических»
сказках во многом сходна по своим функциям с
литературной метафорой, где целью является
описательность, красочность, образность.
Впрочем, сам материал метафор в программе
«Психологическая азбука» связан с внутренним
миром ребенка, а потому обеспечивает
задействование ряда структур детского Я.
Игорь ВАЧКОВ, кандидат психологических наук
Спонсор публикации статьи: интернет сайт lazzy.ru поможет Вам найти что почитать. На страницах сайта, Вы найдете все интересные книги от различных авторов, а рецензии, обзоры и отзывы других читателей помогут выбрать книгу. Удобный интернет магазин, позволит сразу заказать понравившееся издание, а воспользовавшись доской объявлений, Вы сможете найти интересное предложение, или разместить своё.