Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №11/2000
 А АПЕЛЬСИНЫ ВСЕ ШЛИ И ШЛИ...

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

А АПЕЛЬСИНЫ ВСЕ ШЛИ И ШЛИ...

Арт-терапия взаимоотношений в учительском коллективе

И учителя были людьми...
Айзек Азимов.
Как им было весело

Эта история произошла в обычном городе, в обычной школе, где работали обычные учителя. Руководители у них были слишком строгие и совсем неэмпатичные. «Охватывали» учителей планами самообразования, открытыми уроками, заседаниями и семинарами. Их требования разрастались как снежный ком.
Как-то провели они деловую игру. Учителя разделились на микрогруппы. Им предстояло придумать и разыграть спектакль на свободную тему, опираясь на ключевые слова: «лошадь», «телевизор», «апельсины». Одна из историй получилась особенно «говорящей». Она рассказала о взаимопонимании, доброте, чувстве меры.
Лошадь была хорошая, послушная, рабочая. Жила в деревне, ела зеленую сочную травку.
Случилось так, что у лошади появился новый хозяин, который стал ее учить жить.
— Что это ты все по старинке травку жуешь? Новые русские лошади апельсины любят!
«Да где ж их взять в деревне-то? А может, и вправду вкусные? Вот бы попробовать!» — подумала лошадь.
С этих пор она стала грустная. Друзья посоветовали принарядиться да съездить в город на телевидение. Выступить по телевизору, рассказать про свое нелегкое житье-бытье и попросить добрых людей прислать хотя бы один апельсин.
Лошадь так и поступила.
Вскоре пришла первая посылка. Попробовала лошадь, и — вот беда! — совсем не понравился ей заморский фрукт.
А апельсины все шли и шли, шли и шли...

История с апельсинами получила неожиданное продолжение. На открытом уроке в рамках городского конкурса «Учитель года» учительница (по настоятельному совету завуча) объясняла понятие целого и частей на настоящем апельсине. Естественно, дети должны были наблюдать, а не есть ароматное наглядное пособие. Понятно, что педагогу лучше удалась демонстрация слюноотделительного рефлекса, чем демонстрация знаний.
В результате «эксперимента» возникла острая необходимость коррекции в системе отношений «администрация — учитель».
Не секрет, что во многих школьных коллективах бывают похожие проблемы. Роль третейского судьи в этих случаях обычно отводят школьному психологу. Успех разрешения конфликтной ситуации зависит от многих факторов, в том числе от выбора методики работы с коллективом.
Приведу пример незатейливой, на первый взгляд, методики, которая в наибольшей степени подходит для начала коррекции взаимоотношений в учительском коллективе.
Как показывает опыт, именно на арт-терапевтических занятиях достаточно быстро складываются гармоничные отношения с другими и с самим собой, происходит осознание себя как уникальной личности и признание этого права за коллегами.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Данная арт-техника не только имеет терапевтическое значение, но и дает психологу возможность корректной диагностики.
Предлагаемый вариант занятия демонстрировался Е.Р. Кузьминой в рамках Первой международной программы переподготовки преподавателей психолого-педагогических дисциплин для педагогических учебных заведений России, организованной РИПКРО МО РФ при поддержке Международного фонда «Культурная инициатива».
Оптимальное число участников: 14–16 человек (две группы). Пространство для занятия организуется следующим образом: в центре комнаты находятся два больших стола (можно составить ученические парты), вокруг которых расставлены стулья, стол психолога.
Для этой техники выбран круг как мифологический символ гармонии. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов — самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, создает благополучные межличностные отношения.

МАТЕРИАЛЫ

Листы плотной бумаги большого формата (длина листа около двух метров; желательно, чтобы не было соединительных швов; можно использовать обратную сторону обоев, плотную оберточную бумагу в рулоне), карандаши, краски, масляная пастель, гуашь, фломастеры, кисти, баночки с водой.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Инструкция для участников

1. Займите место за одним из столов.
2. Нарисуйте понравившимся цветом кружок размером с ладонь в любой части листа бумаги.

Диагностичны местоположение круга, цвет, размер, толщина контура. Как человек слышит инструкции? Видит свое пространство? Каковы его притязания

3. Нарисуйте еще один круг на листе.
4. Если очень хочется, можно нарисовать еще круги.
5. Обведите контуры рисунков.
6. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились.

Эти пункты инструкции содержат элементы социометрии. Следует обратить внимание, как ведет себя человек. Следует ли инструкции, выбирает ли круг по внешней привлекательности или предварительно выясняет, кто его нарисовал? Насколько бережно он относится к творчеству других участников? Некоторые учителя при выполнении этого задания пересекают линиями пространство других кругов и даже «захватывают» их для дальнейшей работы. Необходимо понаблюдать за поведением тех, чьи круги испорчены. Продолжают ли они работать, обижаются, делают новые рисунки, портят кружки обидчиков или ведут себя как-то иначе? Есть ли кто-нибудь, кто не провел ни одной линии к другим кругам? Есть ли круги, к которым не провели ни одной линии? Если такие круги на листе имеются, надо предложить авторам «заземлить» их с помощью линий, проведенных к краю листа. Иначе авторы могут чувствовать себя отвергаемыми группой.

7. Заполните пространство своих кругов рисунками, символами, то есть придайте им индивидуальность.

Можно предложить сначала разрисовать круги, а затем соединить между собой наиболее понравившиеся. Однако при этом снижается эффект социометрического выбора.

КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА

Инструкция для участников

1. Разрисуйте фон листа, то есть заполните пространство между линиями вокруг кругов.

Психологу следует обратить внимание, как участники договариваются о содержании и способах выполнения задания: работают ли все вместе, создавая однообразный фон; делят ли лист на квадраты; рисуют ли индивидуально собственный вариант узора, обособляя тем самым свои круги; есть ли лидеры и недовольные в этой работе.

2. Походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки, подправьте, если хочется, фон.
3. Если автор позволит, поработайте в чужом пространстве.

Так создается ситуация взаимопомощи. Благодаря совместным усилиям, неудачные рисунки, к удовольствию автора, приобретают более привлекательный вид. Известно, что дети, да и многие взрослые, любят рисовать в чужих тетрадях. На этом занятии есть возможность для формирования бережного отношения к пространству другого человека.

4. Есть желающие дорисовать что-нибудь в кружках других участников? Попробуйте договориться с автором.

Важно понаблюдать, с какими намерениями человек внедряется на территорию коллеги. Насколько доброжелательно это сотрудничество? Некоторые взрослые, несмотря на уговоры, не позволяют вмешиваться в их пространство, не соглашаются на изменения в своем рисунке. Иногда ведут себя агрессивно и демонстративно.

5. Напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Не забудьте спросить разрешения у авторов. Будьте бережны к чувствам других!

Это очень важный момент занятия. Как правило, складывается атмосфера взаимной симпатии и доброжелательного «заражения».

ВЕРБАЛИЗАЦИИ И РЕФЛЕКСИЯ

Группы вывешивают «картины» на стену. Каждый участник показывает свои рисунки и рассказывает о сюжете, о своих чувствах во время работы, читает, если хочет, добрые пожелания, которые ему написали другие участники.
Как правило, в процессе обсуждения участники занимаются «терапией»: хвалят рисунки друг друга, уточняют замысел. Так, одна из учительниц, показывая свои круги на листе бумаги, несколько раз просила извинения за то, что не умеет рисовать, даже щеки у матрешки получились разные. Но группа тут же нашла другую причину: просто неудачно падал свет, а рисунок очень хороший.
Вербализация мыслей, ощущений, чувств, которые возникают в процессе индивидуальной и коллективной работы, придают арт-технике законченность. Человек, объясняя свой рисунок, может словами подправить то, что не удалось изобразить. Ведь так важно, когда тебя понимают!
Диагностичны содержание рисунка, выбор цвета для кругов и соединительных линий. Иногда человек, не имея карандаша желаемого цвета, отказывается попросить его у других. Следует выяснить, что бы он хотел изменить. В результате этой работы психолог видит место каждого участника в общей картине взаимоотношений.
Обычно учителя бережно относятся к совместному труду и после занятия находят место для своих картин в учительской, методическом кабинете, комнате отдыха, как бы продлевая арт-терапию еще на какое-то время.
Завершая занятие, стоит подчеркнуть успех всех и каждого. Обратить внимание, что из обычного листа бумаги получилась нарядная, веселая, добрая картина, на которой все круги связаны, им надежно и уютно вместе.
Данная арт-техника применима и для работы со школьниками, начиная с младших классов.

Людмила ЛЕБЕДЕВА,
кандидат педагогических наук,
заведующая кафедрой педагогики
и психологии младшего школьника Ульяновского государственного
педагогического университета