МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ!
или
Как воспитать Шерлока Холмса
Однажды мы наблюдали, как папа учил
своего четырехлетнего сына лазить по
вертикальной лестнице. Дети пришли на площадку и
вскарабкались на лестницу — кто-то выше, на
седьмую ступеньку, кто-то ниже, на шестую. Один
малыш остановился на четвертой ступеньке и ни
под каким предлогом не хотел подниматься выше,
утверждая при этом, что ему не хочется забираться
высоко. Похоже, отца это огорчило, и он решил
помочь сынишке. Придя на следующий день на
площадку, папа предложил мальчику подняться
всего на одну ступеньку выше, чем вчера. Сынуля
это охотно сделал, благо следующая ступенька
была ненамного выше. Через некоторое время, когда
новая, пятая ступенька была освоена, папа
предложил подняться еще на одну ступеньку выше,
что малыш сделал без страха и напряжения. Таким
же образом была освоена седьмая, восьмая, девятая
ступенька...
Через некоторое время можно было наблюдать такую
картину: четырехлетний малыш быстро забирался на
самый верх лестницы и оттуда предлагал другим
ребятам подниматься повыше, но теперь уже те дети
отказывались, говоря, что не больно-то и хочется
карабкаться наверх.
Маленькими шажками ребенок продвигался вперед,
побеждая страх и неумелость, даже не подозревая
об их существовании. Как часто мы, к сожалению,
наблюдаем совсем другую картину. Родители
упрашивают малыша, стыдят, зачастую даже
шантажируют, а ребенок остается на том же месте.
При этом получаем кучу комплексов, формируется
самооценка неудачника и неумехи.
Рост, развитие, формирование человека — процесс
длительный, требующий терпения и кропотливой
работы. Это котлетку можно сформировать
быстренько такой формы, какой захочется, и
поджарить, а вот невнимательного человечка
превратить сразу в Шерлока Холмса невозможно.
Итак, один из важнейших принципов работы по
развитию внимания — постепенность в ситуации
безусловной успешности ребенка.
Как вы думаете, почему ребенок не может выполнить
нашу просьбу быть внимательным? Мы требуем,
умоляем, заклинаем его быть внимательным, а он
по-прежнему делает глупые ошибки, забывает свои
вещи.
Ребенок не совсем понимает, что значит быть
внимательным. Мы попросили детей
подготовительной группы ответить на вопрос: что
такое быть внимательным? Они ответили: «Быть
внимательным — это значит смотреть в глаза
воспитателя, не разговаривать с соседом, тихо
сидеть...»
Большинство школьников тоже не могут объяснить,
что значит быть внимательным. Попробуйте задать
этот же вопрос своим знакомым детям и взрослым.
Да, очень мало людей, даже очень внимательных,
смогут объяснить, что они делают, чтобы быть
внимательными, на какую такую «кнопку нажимают».
Мы считаем, что невнимательным детям необходимо
не только расширять опыт внимательности,
сосредоточенности, собранности, но и обязательно
фиксировать его, осознавать, как бы привязывая
его к себе. Только тогда в нужный момент ребенок
без труда сможет «приказать себе» быть
внимательным.
Мы предлагаем систему упражнений, описанных в
нашей книге «Развиваю внимание» издательства
«Питер», выполнение которых позволит ребенку не
только получить многообразный опыт «быть
внимательным», но и испытать радость собственной
успешности и состоятельности.
Вот некоторые из предлагаемых упражнений.
Чип-чип-чепуха.
Ребенку по очереди читают стихотворения, просят
слушать и мысленно рисовать картинку,
иллюстрирующую это двустишие.
Может получиться что-то небывалое, необычное.
Предложите ребенку заметить и объяснить, в чем
тут дело.
Волны ходят на просторе
День и ночь в открытом ГОРЕ.
Беги быстрее, зайка, —
Спешит по следу ГАЙКА.
Чтобы выросли листочки,
На ветвях набухли БОЧКИ.
Родник из-под камня весело бьет.
Птичка на дереве гнездышко ПЬЕТ.
Свет дневной уходит прочь.
На поля спустилась ДОЧЬ.
Пчелка сок цветочный пьет,
Из него готовит ЛЁД.
Тень (гном).
Предложите ребенку узнать, какому гному
принадлежит тень.
|
Дорисуй по
образцу. Попросите ребенка посмотреть
внимательно на фигуру в рамке. На картинках,
изображенных ниже, нужно дорисовать несколько
деталей, чтобы получилась точно такая же фигура,
как в рамке.
Теперь открой фигуру в рамке и проверь себя.
Надеемся, что ты выполнил задание образцово.
|
Прятки.
Предложите ребенку найти предметы, которые
спрятались на нижнем рисунке.
|
Диковинные
животные. Расскажите ребенку про научную
экспедицию на только что открытый остров и про
диковинного зверя, обнаруженного на этом
острове. Попросите сравнить рисунок зверя с
рисунками его отдельных частей. Пусть малыш
определит, какие рисунки подходят, а какие нет.
Попросите ребенка объяснять все свои выводы.
|
Юрий ГАТАНОВ,
кандидат психологических наук,
факультет психологии СПбГУ,
Наталья ГАТАНОВА,
психолог ДОУ № 24,
Елена ТУНИНА,
психолог ДОУ № 32,
г. Санкт-Петербург
Спонсор публикации статьи: медико-эстетический центр "МедЭра". Воспользовавшись предложением центра, Вы получите высококлассные косметологические услуги, которые помогут приобрести уверенность в себе. В широкий спектр предоставляемых услуг, входит такая процедура омоложения кожи, как биоревитализация. Биоревитализация от центра "МедЭра" это глубокое увлажнение кожи, которое будет произведено профессиональными врачами косметологами с использованием современных препаратов и оборудования, в соответствии с самыми строгими санитарными нормами. Подробнее ознакомиться с предложением и прочитать отзывы можно на сайте медико-эстетического центра www.Med-Era.ru