ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОСМЫСЛЕННОСТИ
Уважаемые читатели помнят, что одним
из направлений последнего конкурса авторских
работ, объявленного нашей газетой, был конкурс
планов работы школьной психологической службы.
Не скроем, мы возлагали определенные надежды на
подобные материалы, но увы... Работ пришло очень
мало, и, конечно, тем, кто их прислал, мы очень
признательны. Мы благодарим Ф.Г. Максимову (г.
Саяногорск, школа № 2, пос. Черемушки),
З.А. Куттыкужанову (г. Шымкент, школа-лицей
№ 23), И.Н. Олину (г. Серов, школа № 19). Удачи
вам!
Однако решили мы эти планы не публиковать и
конкурс по данному виду работ не проводить.
Каждый план обладал авторской «изюминкой»,
однако ни один из них не показался нам
завершенным и целостным.
Опираясь на присланные планы, а также на
множество других, известных нам планов работы
психологических служб учреждений образования,
мы решили осуществить некоторый обобщенный
анализ и сформулировать свой взгляд на проблему.
ПЕРВЫЙ ТИП
Условно можно выделить три типа
планов. Первый тип — план под идею. В таких
работах ставится цель работы службы, выдвигаются
задачи, затем описываются направления
деятельности. Очень правильный и перспективный
путь. Но вот беда: направления деятельности
подбираются почему-то не под выдвинутую цель (или
идею), а формально, исходя из установившейся в
российской практической психологии традиции:
профилактика, диагностика, коррекция, развитие и
т.д.
В результате идея, цель уходят из реальной
деятельности психолога, остаются разрозненные
направления. Так, смотрим диагностику:
исследование профессиональной направленности
учащихся 7-х классов. Предположим, что в данной
школе это актуально. Но у этой работы нет
продолжения ни в рубрике «Психологические
консультации», ни в рубрике
«Психопрофилактическая работа», ни в других
рубриках. Похоже, продолжения вообще нет. По
крайней мере, в плане. Цель либо остается чисто
теоретическим бумажным продуктом, либо
проявляется в практической деятельности
фрагментарно, неполно.
Конечно, и диагностика и профилактика должны
быть представлены в деятельности школьного
психолога, куда же без них. Но! Они не могут, не
должны определять содержание деятельности, они
— всего лишь средства, способы решения задач,
достижения целей профессиональной деятельности.
Так, у учителя существует график контрольных
работ, но не он, а тема является ядром его
годового планирования.
ВТОРОЙ ТИП
Другой тип планов, достаточно широко
представленный сегодня, полностью
подстраивается под экспериментальную научную
деятельность школы. Школа внедряет новую систему
управления, обучения, воспитания, чего-то еще, а
психологическая служба вместе со всем
педагогическим коллективом обеспечивает
проведение эксперимента. Служба по своей сути
перестает быть службой и превращается в
исследовательскую лабораторию.
Это мы уже проходили в 70-е годы, когда
практической психологии не было, а была
прикладная наука. Планы в этом случае носят
научно-исследовательский характер. В них нет
места текущим или традиционным проблемам школы.
Это и понятно: нельзя сидеть на двух стульях,
нельзя одновременно относиться к детям как к
объекту экспериментальной деятельности, и как к
клиенту с субъективными проблемами.
ТРЕТИЙ ТИП
Третий тип планов пишется «чистыми»
практиками, не имеющими багажа методологии
научного исследования. В таких планах вы часто не
найдете ни концепции, ни системы деятельности, но
есть шанс встретиться с очень толковыми, опытным
путем выработанными подходами к планированию.
Выделяя направления деятельности, практик идет
от реальных проблем, с которыми он сталкивается в
жизни. И рождаются рубрики плана, отвечающие
реальности, а потому и живые, наполненные
практическим смыслом. Вот, к примеру, по каким
направлениям осуществляет годовое планирование
Ф.Г. Максимова из Саяногорска.
1. Работа кабинета.
2. Психологическое обучение педагогов.
3. Оказание помощи учителям в изучении учащихся,
классных коллективов и себя.
4. Пропаганда психологических знаний среди
учащихся и родителей.
5. Самообразование.
6. Мероприятия по адаптации учащихся 1-х и 5-х
классов.
Обозримо, отвечает практическим
нуждам школы и по делу. Есть здесь диагностика?
Конечно, но она не выделяется как самоценное
направление, и правильно. Данному специалисту
она служит для решения третьей задачи — оказания
помощи учителям в изучении учащихся.
ЦЕЛИ И СРЕДСТВА
Как нам самим видится годовой план
работы школьного психолога? Прежде всего, у него
несомненно должна быть «методологическая
шапка»: цель, задачи, предмет и ценности
деятельности. Как без них построить продуманную
систему работы? Не вступить в противоречие с
самим собой, с концепцией школы?
У каждого из нас должно быть представление о том,
какие важнейшие психологические проблемы
существуют в той реальной
социально-педагогической системе, в которой мы
работаем, и какие задачи мы перед собой ставим.
Совокупность этих задач и дает направления
деятельности.
Планирование работы по каждому направлению
целесообразно осуществлять в виде целостных
программ. Они должны быть конечны и работать на
решение конкретной задачи. Большинство таких
программ, будучи один раз созданными,
воспроизводятся из года в год, совершенствуясь и
модифицируясь: программа набора детей в школу и
адаптации в первом классе, программа приема
нового ребенка в класс и адаптации его в
коллективе, программа перехода в среднее звено и
т.д.
Могут существовать и одноразовые программы,
созданные под текущую тему экспериментальной
работы школы или под какой-либо
научно-практический или учебный проект. В идеале,
каждая насущная проблема школы — конфликт в
классе или в педагогическом коллективе, снижение
работоспособности — должна решаться через
некоторую специально разработанную для этой
цели программу деятельности психолога,
педагогов, администрации, родителей, детей. В
такой программе есть цель, алгоритм,
предполагаемый результат, сроки — все это делает
работу по решению проблемы продуктивной и
осмысленной. А то, что мы по старинке привыкли
называть направлениями деятельности, есть
средства реализации таких целостных программ.
Ничего нового? Естественно. Осталось только
реализовать это в своей работе.
В МОДЕЛИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Мы в своей службе давно работаем над
созданием подобных программ. Наиболее
разработаны и продуманы в нашей модели
сопровождения следующие программы:
— работы с «кризисными параллелями»
(1-е, 3–5-е, 8-е, 10-е классы);
— психологического развития школьников
различных возрастов, состоящие из тематических
уроков по психологии, ролевых и
психодраматических игр и больших общешкольных
мероприятий (например, Неделя психологии);
— профориентационной работы в старших классах.
Самая простая программа, работающая
после нескольких лет реализации просто «на
автомате», — это сопровождение параллели. Ее
составляющие: диагностика — углубленная
диагностика (по необходимости) — консилиум —
сопровождающая работа по результатам консилиума
(методическая, консультативная,
коррекционно-развивающая, диспетчерская). Это
если в двух словах. В реальности, конечно, все
намного сложнее.
Далеко не все, что мы сегодня делаем в школе,
оформилось в конкретные программы. И мы реально
ощущаем разницу в эффективности решения проблем
в том и другом случае. Скажем, очень не хватает
программы по адаптации нового ребенка в классе
(специфика нашей школы такова, что детский
коллектив все время понемногу обновляется), нет
пока четкого, хорошо работающего алгоритма
методической работы с педагогами.
Создавая программы, мы делаем нашу работу
открытой, удобной для восприятия со стороны,
воспроизводимой и без нашего участия. Конечно, в
плане всегда остается еще одна проблема: как
уложиться во времени, распределить работу в
течение года. Эта проблема решается за счет
выбора приоритетов и ведущего направления
работы на каждый месяц. Сентябрь — адаптация
малышей и пятиклассников, апрель — прием в
первый класс, апрель — май — работа с
выпускниками начальной и старшей школы и теми,
кому предстоят экзамены. Самое главное — не надо
пытаться в одном году решить все задачи. Вы ведь
пришли в школу не на один год. А если на один, то и
думать о планировании нечего.
Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук