ИГРОТЕКА
Окончание. Начало см. № 9,
2000 г.)
Ведущий.Через некоторое
время очень далеко на горизонте вы увидели
силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди
с него не заметили подаваемых вами отчаянных
сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький
одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с
полным баком бензина. По-видимому, его случайно
обронили с борта проходившего ранее корабля, а
может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас
появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и
как?
Это один из самых интересных моментов в игре.
Участники быстро приходят к мысли, что
отправиться на поиски земли на маленьком
одноместном катере — занятие очень рискованное.
Ведь если бензин закончится раньше, чем
встретится земля, храбрец-одиночка вынужден
будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не
умрет от голода и жажды. Кто решится на это?
Драматический выбор.
Почти всегда находятся люди, готовые к
самопожертвованию. (Некоторые предлагают
компромиссный вариант: искать землю до тех пор,
пока бак не опустеет наполовину, после этого
возвращаться — впрочем, риск все равно остается.)
С этого момента практически всегда возникает
необходимость разных инструкций для жителей
каждого из островов. Опытный ведущий может
придумать собственные ходы. Предлагаю несколько
вариантов (при любом из них участники
обязательно должны принять какое-то
определенное решение).
Первый вариант (кто-то уплыл на
плоту)
Ведущий. Вы не успели
удалиться от острова на слишком большое
расстояние, как увидели движущееся прямо к вам
судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и
нескольких минут, как вы уже были подняты на борт.
Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали
капитану о годах, проведенных на острове, просили
его изменить маршрут, чтобы забрать с острова
ваших товарищей. Капитан согласился. Однако
радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это
было судно современных пиратов-работорговцев.
Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших
друзей в пленников.
Между тем, как это бывает свойственно жестоким
людям, капитан-пират вдруг проявил
сентиментальность. Приняв во внимание пережитые
вами злоключения, он решил сделать благородный
жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих
— по вашему выбору — он заберет с собой, чтобы
продать наркодельцам для работы на маковых
плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти
двое должны явиться к нему на корабль. Решайте,
как быть в такой ситуации!
Второй вариант (все остались на
острове)
Ведущий. Однажды утром вы
увидели входящее в бухту острова судно. Вы не
поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша
мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу
навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как
только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и
стали взахлеб рассказывать о своей судьбе...
Далее события сходны с описанными в первом
варианте.
Снова возникает ситуация драматического выбора.
Иногда появляются добровольцы, готовые
пожертвовать собой для спасения остальных, —
часто это связано с их уверенностью, что они
смогут бежать из плена. Бывает, что участники
решают сдаться пиратам вместе. Возможен и
вариант, когда участники приходят к мысли
вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не
вмешивается и не комментирует происходящее,
однако ему придется придумывать дальнейшие
сюжетные ходы в задаваемой логике.
Третий вариант (все участники
группы становятся пленниками пиратов)
Ведущий. Капитан запер вас
в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и
двух суток, как по суете и крикам наверху вы
поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы.
Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не
зная о том, что у пиратов есть пленники,
полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В
трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за
попадания снаряда образовалась пробоина в
потолке. Через узкое отверстие можно по очереди
вылезти на палубу. Но огонь полыхает вовсю.
Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из
горящего помещения. Тот, кто окажется первым,
наверняка спасется, а чем дальше от начала
очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как
вы будете выбираться, в каком порядке?
Четвертый вариант (находятся двое,
которых отдают пиратам, или участники решают
вступить с пиратами в схватку)
Ведущий. Вы укрылись от
врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот
момент внезапно проснулся давно спавший вулкан.
Начавшееся извержение сопровождалось мощными
подземными толчками, от которых стали рушиться
своды пещеры. Камнями почти завалило вход —
осталось только совсем небольшое отверстие, в
которое едва можно протиснуться. В любую минуту
потолок пещеры обвалится, и вы все можете
погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка
спасется, а чем дальше от начала очереди, тем
меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете
выбираться, в каком порядке?
Совершенно очевидно сходство возникающих
ситуаций, которые задают пространство для выбора
— социометрического и морального. То, как
поведут себя участники группы, во многом отразит
систему отношений, возникших между ними, и ясно
высветит многие жизненные ценности и ориентации
людей. Эта процедура довольно жесткая, но, мне
кажется, в группах старшеклассников можно
рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует
особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят
именно в этот момент, все высказанные
предложения и те критерии, на которые они
опирались при выборе линии поведения.
Эта ситуация является кульминационной. После нее
надо переходить к последнему этапу игры. Игру
необходимо завершить мажорно.
Ведущий. Вам всем удалось выбраться
на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели
приближающихся к вам вооруженных людей. Но
пугаться уже не стоит: это полицейские из
специального отдела по борьбе с наркомафией и
российские моряки. Над вашей головой ревел
двигателями вертолет. Эти люди появились
неслучайно: в открытом море они встретили плот,
на котором плыли ваши друзья (одноместный катер,
на котором отправился за помощью N), и узнали о
постигших вас злоключениях. Через несколько дней
вы были уже дома.
Ведущему важно не забыть всех персонажей и
«вернуть» их домой тем или иным образом.
После поздравлений в связи с окончанием
приключений следует перейти к обсуждению игры.
Вопросы для обсуждения
Довольны ли вы пережитыми
приключениями?
Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее
интересными?
В каких ситуациях вам было особенно трудно
принять решение?
Удовлетворяли ли вас решения, к которым
приходила группа?
Почему вы решились (не решились) отправиться в
плавание на плоту (на одноместном катере)?
Почему это рискнул сделать N?
Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации
выбора, кого отдать в жертву пиратам?
Легко ли вы согласились с местом, которое вам
отвели в очереди к спасению во время пожара
(землетрясения)?
Проявляли ли вы сами активность во время жизни на
острове и других событий или предпочитали
следовать за лидерами?
Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это
право группой или он сам взял инициативу в свои
руки?
Игра может занять более двух часов.
Однако не следует экономить время на обсуждение.
Оно должно быть подробным и многосторонним —
только тогда за увлекательной фабулой игры
участники тренинга увидят глубокий
психологический смысл.
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
Спонсор публикации статьи: компания "Репетитор Плюс" предлагает выбрать профессиональных репетиторов Москвы и Санкт-Петербурга. К Вашим услугам репетиторы по математике, химии, биологии и другим предметам, которые осуществят подготовку к ЕГЭ или просто помогут подтянуть знания по общеобразовательным предметам и иностранным языкам. Для удобства поиска репетира для школьника, создан сайт компании www.Rus-Repetitor.ru, на котором располагаются анкеты преподавателей. Просмотрев анкеты, Вы сможете выбрать педагога или оставить заявку на его поиск, если не хотите тратить личное время на просмотр анкет. Консультация и услуги по подбору репетитора - бесплатны.