МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 21.02.2000 № 515
О плане мероприятий по
развитию службы практической психологии в
системе Министерства образования Российской
Федерации в 2000–2001 гг.
Заслушав и обсудив
сообщение начальника Управления специального
образования Д.С. Шилова о плане мероприятий по
развитию службы практической психологии в
системе Министерства образования Российской
Федерации (далее — Служба), коллегия отмечает,
что Служба стала неотъемлемой составной частью
системы образования, обеспечивающей комплексную
и многопрофильную психолого-педагогическую и
медико-социальную помощь в воспитании, обучении
и развитии обучающихся, воспитанников. Служба
является сформировавшейся структурой в системе
Минобразования России, что подтверждается
принятием «Положения о службе практической
психологии в системе Министерства образования
Российской Федерации» (утверждено приказом
Минобразования России от 22.10.99 № 636).
Согласно статистическим данным мониторинга1
1999 г., на территории Российской Федерации в
образовательных учреждениях на должности
педагога-психолога работает более 35 000
психологов с базовым высшим психологическим
образованием.
В Ставропольском и Хабаровском краях,
Брянской, Калининградской, Кировской,
Курганской, Новгородской, Новосибирской,
Пермской, Ростовской, Самарской, Тюменской,
Челябинской, Ярославской областях, г. Москве и
других субъектах Российской Федерации созданы
уникальные региональные модели Службы,
учитывающие специфику этнонациональных и
социально-экономических особенностей региона,
имеющие сложившиеся традиции в сфере
образования, налаженную систему подготовки
кадров.
За последние годы служба практической
психологии успешно развивается в учреждениях
общего среднего образования, в образовательных
учреждениях дошкольного, специального,
дополнительного образования, начального
профессионального образования. Структурные
подразделения Службы также созданы в
учреждениях среднего и высшего
профессионального образования 11 субъектов
Российской Федерации.
Расширяя спектр своей деятельности,
специалисты Службы реально оказывают
высококвалифицированную многопрофильную помощь
детям, родителям, педагогическим работникам в
определении мер, содействующих предупреждению
отклонений в развитии детей и подростков, а также
раннему их выявлению. Для этой цели создан Центр
ранней диагностики и специальной помощи детям
(от рождения до 3-х лет) с выявленными
отклонениями в развитии.
В целях реализации права каждого ребенка на
получение полноценного образования
психолого-педагогические и
медико-педагогические комиссии (ППиМПК)
субъектов Федерации осуществляют выбор
оптимального образовательного процесса,
отвечающего его возможностям. В настоящий момент
совершенствуется концептуальная, нормативная,
правовая, методологическая и организационная
основа деятельности ППиМПК, что нашло отражение
в разрабатываемых документах: «Примерное
положение о психолого-медико-педагогическом
консилиуме образовательного учреждения» и
«Положение о психолого-медико-педагогической
комиссии».
Широкое распространение получили
образовательные учреждения для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи (ППМС-центры).
Деятельность указанных образовательных
учреждений направлена на оказание помощи детям,
испытывающим трудности в освоении
образовательных программ, на осуществление
индивидуально ориентированной педагогической,
психологической, социальной, медицинской помощи
детям, предотвращение феноменов школьной и
социальной дезадаптации у обучающихся,
воспитанников.
Реальностью сегодняшнего времени становится
деятельность ППМС-центров по оказанию помощи
лицам, оказавшимся в трудных жизненных
ситуациях, связанных с региональными
конфликтами, экологическими бедствиями,
катастрофами и др.
Возрастающие требования к деятельности как
отдельных специалистов, так и структурных
образований Службы обусловливают необходимость
создания современной материально-технической
базы (компьютерное оборудование, оргтехника и
др.). Только за два последних года 129
образовательным учреждениям для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи, по федеральным целевым
программам «Развитие социальной помощи семье и
детям», «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» было
поставлено компьютерное оборудование,
микроавтобусы, кабинеты психологической
разгрузки, комплекты коррекционно-развивающего
оборудования, слесарные и столярные мастерские
для мальчиков, швейные мастерские для девочек и
др.
Служба практической психологии доказала
свою необходимость в системе образования, но
вместе с тем существует ряд проблем, значительно
снижающих эффективность ее деятельности
В первую очередь структурным подразделениям
Службы необходимо незамедлительное комплексное
и масштабное информационно-техническое
обеспечение (оборудование кабинетов
педагогов-психологов в образовательных
учреждениях, оснащение современными
диагностическими и коррекционными средствами
учреждений специализированной психологической
помощи — ППМС-центров, ППиМПК и т.д.).
Возрастающие потребности образовательных
учреждений в кадровом обеспечении — хорошо
подготовленными специалистами психологического
профиля — в достаточной степени не
удовлетворяются. Как показывает мониторинг,
начиная с 1995–1997 годов наибольшее количество
педагогов-психологов в системе образования
получают профессиональную подготовку в местных
педагогических университетах и институтах.
Базовая теоретическая подготовка таких
специалистов, как правило, достаточная, тогда как
уровень подготовки к практической деятельности
зачастую слабый.
В целях повышения качества подготовки
педагогов-психологов к практической
деятельности в образовательных учреждениях
различного профиля и получения достоверной
информации об уровне их профессиональной
компетенции необходимо организовать изучение
состояния их деятельности в субъектах
Российской Федерации научно обоснованными
методами мониторинга.
Кроме того, представляется целесообразным
провести мероприятия, направленные на повышение
уровня профессиональной компетенции
специалистов, осуществляющих подготовку и
переподготовку педагогов-психологов для системы
образования.
Требуют особого внимания вопросы
нормативно-правового обеспечения
профессиональных гарантий специалистам Службы
— педагогам-психологам, специальным психологам.
КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:
1. Одобрить в основном
предлагаемый план мероприятий по развитию
службы практической психологии в системе
Минобразования России (приложение).
2. Просить президиум Российской академии
образования (Н.Д. Никандрова) включить в планы НИР
2000–2001 гг. разработку научно-методических и
методологических проблем службы практической
психологии в системе Минобразования России.
3. Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования (Э.М.
Никитину) предусмотреть в 2000–2001 учебном году
разработку программ повышения квалификации
заведующих кафедрами психологии и практической
психологии учреждений высшего
профессионального, высшего дополнительного
образования, руководителей и специалистов
ППМС-центров.
4. Рекомендовать оргкомитету Всероссийского
конкурса «Учитель года России» включить, начиная
с 2000 года, дополнительную номинацию — «Лучший
педагог-психолог года».
5. Управлению специального образования (Д.С.
Шилову):
5.1. Доработать в срок
до 1.03.2000 г. с учетом высказанных замечаний план
мероприятий.
5.2. Совместно с Управлением прогнозирования и
развития системы образования (В.М. Зуевым)
разработать в срок до июня 2000 г. предложения в
области формирования системы образовательной
статистики и мониторинга системы образования
для анализа и оценки деятельности службы
практической психологии.
5.3. Представить до апреля 2000 г. в оргкомитет
Всероссийского конкурса «Учитель года России»
рекомендации, обеспечивающие оценку
деятельности педагогов-психологов при
выдвижении на звание «Лучший педагог-психолог
года».
5.4. Совместно с Академией повышения
квалификации и переподготовки работников
образования разработать до 1 сентября 2000 г.
план-проспект программ повышения квалификации и
условий их реализации для руководителей и
специалистов ППМС-центров.
6. Рекомендовать
руководителям органов управления образованием
субъектов Российской Федерации:
6.1. Принять
необходимые меры по развитию деятельности
службы практической психологии в системе
образования России.
6.2. Содействовать расширению финансирования
и материально-техническому обеспечению
деятельности всех звеньев Службы.
6.3. Повысить ответственность соответствующих
структур управлений образованием
(муниципальных, региональных) за деятельность
специалистов Службы.
6.4. Содействовать созданию региональных и
муниципальных методических объединений
педагогов-психологов, проведению региональных,
муниципальных мероприятий (конкурсов, смотров,
конференций и т.д.), целью которых является
оказание психологической помощи всем субъектам
образовательного пространства.
6.5. Рекомендовать руководителям
образовательных учреждений вводить в штатное
расписание должность педагога-психолога.
7. Управлению
специального образования (Д.С. Шилову) в
10-дневный срок подготовить приказ по реализации
данного решения.
Председатель коллегии
В.М. Филиппов
|