ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ 01
Одна
из проблем, которая часто всплывает на встречах с
читателями «Школьного психолога» и в их письмах,
это проблема перегрузки в школе, где учатся
тысяча детей, а психолог только один.
Действительно, как можно в этих условиях дойти до
каждого ребенка, заглянуть ему в душу,
проникнуться его проблемами, посочувствовать,
помочь? Да никак. У учителя вон тридцать человек в
классе, и то кто-то постоянно выпадает из
внимания, а тут — тысяча. Да хоть бы и пятьсот, все
равно не справиться.
Вывод? Понятное дело — еще ставку психолога. А
лучше две или три.
В реальности даже до второй ставки дело доходит
редко, не говоря уже о следующих. И продолжает
бедный психолог в одиночку мыкаться с простынями
результатов ШТУРа, разбирать бесконечные
конфликты, искать в напряженном расписании место
еще для одного тренинга... И чувствовать себя при
этом единственным пожарником: чуть где
загорелось — сразу туда, а пока потушишь,
глядишь, уже в новом месте полыхает, а еще
где-нибудь начинает тлеть. Телефон доверия
раскаляется, а проблемам несть числа.
Казалось бы, противоречие неразрешимо. Между тем
мне доводилось встречать наших коллег, которые
не испытывали никакого дискомфорта, работая в
одиночку в большой городской школе. Они просто
кардинально изменили постановку своей задачи:
раз один психолог не в состоянии «добраться» до
каждого ребенка, то и не надо, нечего решать то,
что не имеет решения. А кто контактирует с каждым
учеником? Правильно — учителя и администрация.
Вот с ними-то и будем работать.
Умными словами такой подход называется
«воздействие на образовательную среду в целом».
Психолог как бы становится в метапозицию и
занимается созданием условий: вместо развития
ребенка — создание условий для развития, вместо
личностного роста — создание условий для
личностного роста, вместо разбора конфликтов —
создание условий для бесконфликтного общения и
так далее.
Это трудный путь, ведь не надо объяснять, как
бывает нелегко сотрудничать с учителями,
завучами и директором. Но если пойти по нему, то
педагоги станут соратниками психолога в решении
его задач, вернее не его, а уже общих. А
противопоставление психологической службы
педагогическому коллективу все равно
бесперспективно, не говоря уже о конфронтации.
Пожарники, кстати, тоже предпочитают не с сиреной
и мигалкой по городу мчаться, а проектировать
здания и городские кварталы — вместе со
строителями.
Марк САРТАН