ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
ВРЕМЯ И УСИЛИЯ
Если физиологическая адаптация
протекает как бы автоматически, то с
социально-психологической адаптацией дело
обстоит иначе: она представляет собой процесс
активного приспособления. Когда мы говорим об
адаптации ребенка к школе, следует помнить, что
процесс этот не односторонний: не только новые
условия воздействуют на малыша, но и сам он
пытается изменить социально-психологическую
ситуацию, не только «встроиться в нее», но и ее
«пристроить к себе». Да ведь и учителю необходимо
адаптироваться к ситуации взаимодействия с
новыми для него учениками.
Процесс «притирки» друг к другу продолжается
достаточно долго, но учителю легче — и не только
потому, что он взрослее и мудрее, но и потому, что
он имеет существенное влияние на процесс
адаптации.
Что же от него требуется?
ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Именно в первом полугодии первого года
обучения процесс адаптации ребенка проявляется
в напряжении всех функциональных систем его
организма. В этот период наиболее яркими
признаками сложно протекающей адаптации,
которые легко заметить и учителю и родителям,
являются двигательное возбуждение или
заторможенность, жалобы на головные боли, плохой
сон, снижение аппетита. Перечисленные признаки, а
также снижение массы тела свидетельствуют о
неблагоприятных изменениях в здоровье
первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим
утомлением и переутомлением.
По результатам наблюдений Б.И. Кочубей и
Е.В. Новиковой, уже к концу первой четверти
масса тела снижается у 60% детей. Одновременно с
этим ухудшаются показатели работоспособности,
появляются жалобы на усталость, сонливость,
головные боли. Утомление приводит также к
значительному снижению артериального давления у
первоклассников, а переутомление может
обернуться повышением давления, появлением
шумов в сердце, нарушениями нервно-психического
здоровья.
Ухудшение нервно-психического состояния детей
также наиболее выражено в первом полугодии.
Специальные исследования показывают, что именно
в этот период число учащихся, имеющих
нервно-психические отклонения, возрастает
примерно на 14–16%, а к концу учебного года число
таких детей увеличивается примерно на 20%.
Наиболее тяжелы для ребенка первые 6–9 недель
пребывания в школе, характеризующиеся как время
«острой адаптации». Но и спустя два месяца
обучения многие дети продолжают переживать
серьезные трудности.
УРОВНИ И КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ
А.Л. Венгер описывает три уровня
адаптации к школьному обучению:
1. Высокий уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе;
требования воспринимает адекватно; учебный
материал усваивает легко, глубоко и полно; решает
усложненные задачи; прилежен, внимательно
слушает указания и объяснения учителя; выполняет
поручения без лишнего контроля; проявляет
большой интерес к самостоятельной работе;
готовится ко всем урокам; занимает в классе
благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, ее
посещение не вызывает отрицательных
переживаний; понимает учебный материал, если
учитель излагает его подробно и наглядно;
усваивает основное содержание учебных программ;
самостоятельно решает типовые задачи; бывает
сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для
него интересным; общественные поручения
выполняет добросовестно; дружит со многими
одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно
относится к школе, нередки жалобы на нездоровье;
доминирует подавленное настроение; наблюдаются
нарушения дисциплины; объясняемый учителем
материал усваивает фрагментарно,
самостоятельная работа с учебником затруднена;
при выполнении самостоятельных учебных заданий
не проявляет интереса; к урокам готовится
нерегулярно, ему необходим постоянный контроль,
систематические напоминания и побуждения со
стороны учителя и родителей; сохраняет
работоспособность и внимание при удлиненных
паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает
по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
ДРУЖЕСКАЯ АТМОСФЕРА
Учитель должен помнить, что процесс
адаптации ребенка во многом зависит от
обстановки в классе, от того, насколько
интересно, комфортно, безопасно чувствует себя
ребенок во время уроков, в ситуациях
взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Учителю следует позаботиться об отборе и
использовании на уроках специальных упражнений,
помогающих детям быстрее войти в непривычный для
них мир школьной жизни, освоить новую социальную
позицию школьника.
Используя игровые психологические методики и
психотехнические упражнения, учитель может
создать в классе атмосферу доброжелательности и
конструктивного взаимодействия, позволяющую
детям ослабить внутреннее напряжение,
познакомиться друг с другом, подружиться. В
процессе обучения ребенок постигает науку
общения с другими детьми, знакомится с правилами
поведения в школе, осознает необходимость
следовать определенным нормам взаимоотношений
со сверстниками и учителем.
Дети учатся сдерживать свои импульсивные
желания, агрессивность или излишнюю активность.
В то же время учитель может объяснить им, как
можно «выплеснуть» избыток энергии без вреда для
окружающих и как отдыхать и полностью
восстанавливать силы после учебной
деятельности.
ОБСУЖДАЙТЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
В первый месяц обучения в школе помимо
выполнения специальных упражнений учителю
следует не единожды обращаться к обсуждению с
первоклассниками следующих вопросов.
Что изменилось в твоей жизни с
момента поступления в школу?
Что значит быть школьником?
Зачем нужно учиться?
Что такое правила и принципы
школьной жизни?
Где в школе находятся: наш класс,
столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и
т.д.?
Как себя вести на уроках и на
переменах?
Как готовиться к урокам?
Как работать с учебниками?
Каким должно быть мое рабочее место
дома?
Игорь ВАЧКОВ,
кандидат психологических наук
Спонсор публикации статьи: туристическая компания «Санрайз тур» предлагает купить туры в Египет Турцию и другие лучшие курорты мира по выгодным ценам. Более 17 лет добросовестной работы сделали компанию «Санрайз тур» одним из ведущих туроператоров России. Постоянное совершенствование услуг, высокий уровень сервиса и круглосуточная поддержка операторов в любой стране мира, позволят Вам насладится отдыхом в полной мере. На сайте компании www.Sunrise-Tour.ru Вы найдете удобную систему поиска туров, сможете ознакомиться со спец акциями и получить помощь эксперта в подборе тура.