Для того чтобы «запустить» такое сложное
явление, как школьная дезадаптация, бывает
достаточно даже небольшого негативного эпизода
или простого нежелания взрослых — учителей,
родителей — понять и поддержать ребенка, встать
на его защиту.
К сожалению, на поверхности различима лишь
верхняя часть айсберга, а то, что действительно
творится в душе ребенка, часто остается
недоступным для окружающих. С этим ребенок
остается один на один.
Мы попросили двух уже знакомых вам слушательниц
подготовительных курсов при факультете
журналистики МГУ рассказать о своих школьных
проблемах. Кроме того, мы предлагаем вам одну и ту
же историю, рассказанную двумя родными сестрами.
Им пришлось перейти из маленькой частной школы в
большую общеобразовательную, и контраст,
описанный ими, говорит о причинах школьной
дезадаптации не меньше, чем иной научный труд.
РЕДАКЦИЯ
КОГО СТУКНУТЬ ПО ГОЛОВЕ
Встречаю однажды свою младшую сестру после
уроков. Смотрю: нос красный, глаза заплаканные.
— Что случилось?
— Не скажу.
— Почему?
— Потому.
Так я и не допыталась. Но потом все-таки узнала.
Оказывается, они (пятый класс) на уроке ОБЖ
изучали, как оказывать первую помощь при укусах
ядовитых змей. Учительница рассказывала: «Нужно
при укусе высасывать кровь из раны и сплевывать,
высасывать и сплевывать». Марине (может, она
слишком впечатлительная) стало от этих
подробностей плохо. Она попросилась выйти.
«Зачем ты меня перебиваешь? — был ответ. — Если у
тебя недержание, дела свои нужно справлять на
перемене. Я тебя не отпущу». — «Но мне очень нужно
выйти!» — «С какой-такой стати? Досиди до
перемены».
С этим не поспоришь. А как унизили! Перед всем
классом! Все подумали, что у Марины недержание и
смеялись над ней. А у нее кружилась голова. Ей
было и горько, и обидно. Никто ее не понял.
Человеку плохо, а его не выпустили из класса. Но
главное даже не это, а то, что над ней смеялись.
Это чувство униженности — одно из самых
неприятных, и часто оно возникает из-за
непонимания.
Почему учителя считают, что дети — это коробочки,
которые надо наполнять определенным набором
знаний? И выполнять роль бездушного фасовщика
знаний, а если что-то мы не усвоим, то — каждой
твари «по паре». Все говорят, что каждый человек
индивидуален и неповторим. Почему же мы должны
усваивать программы, забывая о том, что нас
действительно интересует? Вот тот же самый
Пушкин «не был силен в математике». И ему сказали:
«Иди, пиши стихи». А что мы можем сделать? К
Пушкину был, как сейчас говорят, индивидуальный
подход. А к нам?
Мне иногда кажется, что учителя не общаются между
собой. У меня во вторник шесть уроков (седьмой —
физкультура), на всех мы записываем лекции под
диктовку. Учителя, попробуйте, реально ли
выдержать такую нагрузку? А потом еще ругаются на
нас за то, что мы не успеваем записывать и им
приходится повторять. За неделю я исписываю
шариковую ручку.
Если я на уроке попрошу у кого-нибудь ручку (когда
неожиданно кончится паста), мне скажут: «Это
неуважение к учителю. Я не требую от вас любви ко
мне, а всего лишь взаимного уважения». Вот такое
уважение и неприятно. Разве учителя нас уважают,
когда шесть уроков подряд заставляют нас писать
или когда говорят: «Вас надо стукнуть по голове,
только тогда вы начнете работать!»
Последние слова я услышала совсем недавно от
учителя, они поразили меня. Вот как, оказывается,
они относятся к нам, а сами лицемерят, говоря о
правах учеников. Хочется возразить, ответить на
такое презрительное отношение. Но что я могу
сказать! Мы, ученики, безгласны. Здесь существует
односторонняя связь «хищник—жертва». Чуть
только жертва подаст голос, хищник ее раз — и
слопает. Большинство моих школьных знакомых на
мой вопрос: «Когда вы чувствуете себя
некомфортно в школе?» — ответили: «Когда в нее
захожу».
Но, может, я слишком сгущаю краски, может, такие
идеи навеяны именно сегодняшним днем, плохим
настроением? Ведь есть же моменты, когда, как
говорится, душа поет, тогда и школа кажется
храмом науки. Хочется сделать что-нибудь хорошее:
принести в школу сменку, вызваться на уроке
отвечать, записывать все подряд. А еще лучше,
когда такое настроение создается самими
учителями. Вот сегодня на уроке физики мы целых
десять минут слушали про жизнь Резерфорда, а не
про его опыты. Интересно же!
Здорово, когда учитель рассказывает то, что он
сам чувствует, о том, что ему интересно. Тогда
даже физика окажется замечательной историей.
Ольга ТАРАБРИНА
«Так... литературу сделала, алгебру
тоже, доклад взяла. Осталось положить кассету для
Вани... И, вроде, все готово...» – с такими мыслями я
обычно вхожу в школу. И каждый день я, ученица 10-го
класса, уверена, что не произойдет ничего
сверхъестественного, потому что знаю все
наизусть: директор проверит сменку, классный
руководитель напомнит про дежурство, Машка
забудет вернуть Достоевского и т. д.
Сейчас все это кажется обычным и знакомым. Но это
только сейчас, спустя почти три года после
прихода в новую школу.
С первого класса я училась в маленькой частной
школе, которую создали родители учащихся. Теперь
я понимаю, что представить себе такую школу
достаточно сложно. Сначала было всего два класса
– первый и второй. Каждый год набирали еще по
одному.
У нас была своя классная комната и еще так
называемая игровая. Там находились диванчики с
мягкими подушечками и много игрушек. Отдельных
кабинетов по каждому предмету не было и учителя
сами приходили к нам в класс.
В то время я и не думала, что бывает по-другому:
симпатичная столовая, где нас кормили завтраком,
обедом и полдником; внимательная
воспитательница, которая сидела с нами после
уроков, хор, на котором нас учили веселым
песенкам. Все это никогда не казалось мне
необычным. Да и родители, наверное, были уверены,
что их ребенок в безопасности и всегда окружен
вниманием.
Но перед моим поступлением в 8-й класс случилось
то, что изменило мою жизнь. Эта школа закрылась.
Меня перевели в обычную школу, правда, с
углубленным изучением английского языка.
И вот первое сентября. Огромная школа (такой она
мне казалась), длиннющие коридоры, полно
кабинетов, 11 классов и в каждом несколько
параллелей... Голова шла кругом, слезы сами
появлялись на глазах. Я думала, что никогда не
привыкну к такой обстановке. Кроме того, я никого
не знала. Все казались такими странными, живущими
совершенно другой жизнью, очень отличавшейся от
моей.
И день за днем, урок за уроком, я привыкала к
учителям, знакомилась с ребятами из других
классов. И эта жуткая огромная школа постепенно
стала мне близкой и даже дорогой.
Я думаю, что это неприятное чувство, когда все в
школе кажется чужим и незнакомым, и было моей
собственной «школьной дезадаптацией».
Наталья МАРКОВА, 15 лет
Я всегда хотела ходить в школу. Я
думала, школа — это прекрасное, теплое, уютное
место, где весело и интересно.
Так оно и оказалось.
Надев белое платье в горошек, с букетом в руке я
отправилась в новую жизнь, в новый дом, который,
как я и ожидала, оказался очень приветливым и
уютным. Веселье, праздники, друзья, интересные
предметы, любимые учителя — все это пришло позже,
но в тот же дом.
Конечно же, мне повезло. Каждый кабинет был
наполнен запахом цветов, теплыми словами и
весельем ребят. Вокруг были ковры, мягкие диваны,
шкафы с книгами и игрушками. Вкусная еда,
прогулки по лесу и любимые уроки. Что еще надо?
Каждый раз, если почему-то меня не пускали в этот
райский уголок, я переживала, закатывала
истерики и даже пыталась убежать.
Закончился первый класс, затем второй, третий,
все постепенно менялось, но школа все равно
оставалась любимой. Вдруг, неожиданно для самой
себя, я вышла на середину актового зала и
получила грамоту за успешное окончание шестого
класса.
С улыбкой на лице и с подарками в руке я шла домой.
Рядом щебетали подружки, меня ожидало теплое
радостное лето, а потом — все та же любимая школа.
Радостное лето действительно пришло, а вот
любимой школы не стало — ее неожиданно закрыли
перед самым учебным годом. Мои слезы, отчаянные
попытки родителей добиться ее открытия вновь... и
неизбежное будущее: я буду учиться в обычной
общеобразовательной школе.
И снова первое сентября. И снова с букетом в
руках, но уже без улыбки на лице я отправилась в
новый дом. В глубине души я ждала того же
радостного приветствия, но его не оказалось.
Передо мной стеной стоит толпа девчонок, что-то
громко кричит незнакомая женщина, которая
приняла мои цветы, даже не улыбнувшись, кругом
шум, неразбериха, в классе никаких диванов, а
вместо цветов — аляповатые горшки и грубые
украшения.
К перемене от ужасного гама у меня разболелась
голова. Главное, что поразило, — это спокойствие
учителей: все, происходящее вокруг, они
воспринимали как должное.
Я не могла представить себе такой школы. Домой я
возвращалась чуть не плача. Я не могла поверить,
что больше никогда не буду учиться в любимом
классе любимой школы.
Учиться стало сложнее, походы в школу были мукой,
и мне уже приходилось себя уговаривать
переступить порог огромного неуютного дома.
Прошло два с половиной года. Я, конечно, привыкла,
смирилась, нашла свое место в новой школе. Но
часто мне приходится гулять с друзьями рядом со
старой, и каждый раз я проживаю свое детство
заново. Оно осталось там, за этими стенами.
Анастасия МАРКОВА, 14 лет
Спонсор публикации статьи: интернет портал "Твой мудрый Лекарь" позволит Вам узнать все о народной медицине и здоровом образе жизни. На страницах портала www.U-Lekar.ru Вы узнаете про пользу рисовой каши, рецепты красоты, найдете много полезной информации о симптомах и способах лечения различных болезней, и многое другое. Портал "Твой мудрый Лекарь" - это настольная книга фитотерапевта, которая поможет Вам не просто интересно и с пользой провести время, а продлить жизнь и улучшить её качество.