МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕКонкурс "Психолог на пороге века"ТРЕНИНГ "ЗНАКОМСТВО"
Ирина ВОЗНЕСЕНСКАЯ, Вячеслав ЗАЙЧИКОВ, ПЕРВЫЙ ДЕНЬМы входим в холл школы. Там стоят и сидят — редко группами, а чаще поодиночке — старшеклассники (часто не глядя друг на друга, с выражением лиц «я вас не трогаю — вы меня не трогайте») трех разных классов, из которых нам предстоит сделать класс. В нас быстро опознают нешкольных работников, разглядывают кто с интересом, кто с неодобрением, кто смотрит доброжелательно, кто насупленно. Мы здороваемся и проходим в помещение обычного класса, раскладываем на учительском столе все свое — карточки для визиток и булавки, свистки и мячи, листы бумаги и ручки-маркеры. Открываем окна и ждем. Слышится движение ног, открывается дверь, а дальше: «Здравствуйте. А заходить можно?» или проходят не спрашивая. Вот они уже сидят за столами, переговариваются, на столах появляются авторучки, тетради — часто новенькие. Понятно, ведь ребята пришли в этот класс учиться! Всего их — около тридцати, таких разных и нам еще совсем неизвестных. Это чувство новизны не оставляет нас и теперь, когда за плечами классов — немерено. Мы начинаем. Коротко представляемся и делаем первое предложение — столы поставить вдоль стен и освободить середину класса. Понимаем, что многих это сбивает с толку, многих — интригует. Но это только начало... Просим всех сесть в круг. Надо отметить, что эта простая фигура получается с первого раза далеко не всегда. Иногда такой круг умудряется заиметь даже углы. Тогда просим, чтобы все сели так, чтобы каждому было видно каждого. Кое-что может обратить на себя наше внимание и позволит сделать первые предположения. Если все рассядутся так, словно им приказали разделиться по половому признаку, придется сразу считаться с этим, а в дальнейшем и кое-что предпринять. Пошумев, все усаживаются. Пришло время представить себя, свой центр и свою работу. Делаем это, как нам кажется, убедительно и динамично. При этом не забываем для начала спросить о том, что для них означает слово «психолог». Чего только не знают о психологах и психологии! И всегда вопрос-утверждение: «Тестировать будете?!» «А что вы понимаете под словом «тренинг»?» — спрашиваем мы. Говорят разное, но кто-нибудь оказывается совсем близко к сути понятия. Делаем акцент на отличии тренингов от уроков и лекций. Методом простого поднятия рук выясняем, сколько ребят училось в 9-м классе этой школы, который дал теперь 10-му букву «А», сколько ребят училось в других классах этой же школы, сколько ребят пришло из других школ (пока не выясняем, из каких школ). Рассказываем о специфике тренинга и обозначаем его цель — дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других и определиться, «с кем быть» ближайшие два года. Говорим о том, что у нас есть возможность соединить их 5—10-минутные перемены между уроками и играючи посвятить эти два дня только одной «заботе» — «себя показать и других посмотреть». Постепенно подходим к тому, что всякие игры нуждаются в правилах. Называем эти правила. (Иногда их предлагают учащиеся.) Далее кратко «расшифровываем» смысл каждого правила (листочек с перечнем правил уже получил каждый). Правила
После того как учащиеся познакомились с правилами, мы спрашиваем, нет ли еще каких-нибудь правил, которые нужны именно для их группы. Если дополнений нет, то предлагаем каждому определиться и показать всем «на пальцах», на сколько баллов он согласен придерживаться этих правил. Затем обсуждаем и комментируем результаты этого голосования. Раздаем всем по карточке и предлагаем обозначить на ней себя так, как ему (ей) хотелось бы, чтобы его (ее) здесь и сейчас называли... Пускаем по кругу несколько маркеров и просим кого-нибудь из тех, кто быстро все написал и уже прикрепил визитку с булавкой на грудь, начать знакомство, то есть назвать свое имя (только имя), школу и высказать свои ожидания (иногда и опасения) от тренинга. Иногда возникает маленькое препирательство — в какую сторону двинуться по окружности с представлением: ах, как бы оказаться последним! Правда, потом у последних (вот оказия!) нередко возникает проблема: «не хочу повторяться», «все уже сказали»... Если имена на визитках одинаковые, мы предлагаем договориться о вариантах: «Оля — Олечка — Ольчик — ...». За этим занятием проходит примерно час, поэтому, естественно, у всех появляется потребность встать и подвигаться. Все встаем, отодвигаем стулья подальше и... пока что никуда не двигаемся, а дружно опускаем голову вниз, разглядываем свою обувь и ждем команды, чтобы поднять глаза и при этом с кем-нибудь встретиться взглядом. Те, кто встретился взглядами, становятся парами. Они выходят из круга и ждут, пока все остальные таким же образом разобьются на пары... Понятно, что кому-то помогают дружеские отношения, кому-то «везет» случайно, но всегда есть такие, кто упорно отводит глаза в сторону или задирает голову вверх... В трудном положении оказываются те, кто сидел тесной приятельской группой, так как они стоят рядом, а встречаться взглядами с соседом справа и слева нельзя... Когда остаются 4–5 человек из самых «упорных» или «невезучих», то тут уже ясно куда смотреть — смотри прямо напротив! Уединившись, пары (может быть одна «тройка») в течение 5–6 минут интервьюируют друг друга, выясняя биографические данные, склонности, хобби и все, что им будет полезно знать друг о друге, чтобы суметь в выгодном свете представить своего партнера так, словно он привел его в свою компанию.
Затем мы предлагаем только что представленному рассказать о своем партнере. Так знакомятся примерно четверть присутствующих (от 5 до 8 человек). Это очень интересное и важное упражнение эмоционально высоко заряжено, занимает немало времени, поэтому его деление на четыре этапа оправданно. Далее мы просим поднять руки тех, «кто любит испытывать себя в неизвестном». Два-три человека, поднявшие руки первыми (это неформальные лидеры или претендующие на эту роль) отправляются за дверь, а все оставшиеся, стоя в кругу, берутся за руки и «запутываются». Из-за двери приглашаются любители неизвестного и после знакомства с заданием начинают «распутывать». Когда процесс оказывается завершенным, их поощряют аплодисментами. Во время игры весь класс успевает получить массу телесных контактов, побывать в разных ролях, сплотиться, выплеснуть эмоции... Далее мы предлагаем всем построиться в одну шеренгу по датам рождения: «начало — здесь, конец — там». Все, больше никаких подсказок. «Как хотите, так и действуйте». В результате проверки шеренги оказывается, что до ближайшего повода собраться всем вместе — рукой подать. Затем мы проверяем «математические» способности учащихся — просим их рассчитаться, например, на «сто сорок седьмой» и «пятьсот двадцать девятый». Таким образом мы весело и непринужденно делим их на две группы и расходимся с ними работать. Пока они стояли в шеренге, у нас была возможность посмотреть, каков будет состав этих малых групп. Чтобы незаметно для ребят развести или свести кого-нибудь в группы, мы могли бы попросить их построиться еще как-нибудь — по цвету волос, по теплоте рук, по длине шнурков, по количеству мелочи в карманах. И уж тогда проверять их «математические» способности. Работая в «малых группах», мы подчеркиваем, что группы сложились случайно. Далее мы смотрим на визитки участников и озвучиваем то, что на них написано. Затем просим опять обнаружить себя тех, кто очень хочет отличиться в чем-то таком, о чем он пока еще ничего не знает. «Добровольцев» (желательно двоих — для взаимной поддержки) отправляем за дверь. С остальными проясняем, что такое «ассоциации», откуда они берутся и как получаются. Находим желающего быть загаданным, после чего приглашаем из-за двери «добровольцев». Ведущий по кругу предлагает каждому по одному вопросу о загаданном: «Если это птица, то какая?», «Если это литературное произведение, то какое — эссе, повесть, роман, поэма, сонет?» И так далее, пока «добровольцы», внимательно слушающие ответы, не предложат свою отгадку. По правилам, у них есть три попытки. Они могут согласовать свои версии друг с другом, могут отвечать поодиночке; возможен вариант, когда один просто отдает инициативу партнеру. После правильного ответа мы всегда спрашиваем загаданного, какие ассоциации о нем показались ему наиболее подходящими. Подводя итоги, всегда подчеркиваем, что ассоциации очень индивидуальны, сиюминутны, возможно, совершенно беспочвенны и (особенно, если были колкости) никакого отношения к загаданному не имеют. Приведем еще одну игру. Мы просим каждого подумать на тему: «Что является моей точкой опоры?», подчеркивая, что это обязательно помогает в учебе, во взаимоотношениях, да и вообще в жизни. При этом мы сразу пытаемся предупредить социально одобряемые ответы (например, «честность») и ссылки не на личные качества, а на конкретных людей (например, «моя семья»). Пройдя круг, спрашиваем, не найдется ли еще каких-нибудь «точек опоры»? И находятся... Если малые группы не заканчивают одновременно, всегда есть возможность чуть продлить упражнение или взять инициативу на себя — поговорить немного самому. После 2–2,5 часов делается перерыв на 10–20 минут. После перерыва предлагаем каждой малой группе построиться в колонну (в затылок друг другу) и показываем, что каждому предстоит делать: один из нас ритмично свистит в свисток, а другой на каждый посвист подпрыгивает на месте, делая поворот в воздухе на 90, 180, 270 или на 360 градусов. Задача ребят — молча (!), никак не общаясь, подстроиться друг к другу в своей команде и начать прыгать синхронно, пока через 3—4 таких синхронных прыжка их команду не признают победившей... Бывает всякое: иногда найдется кто-нибудь, кто молча выйдет из рядов своей команды и таким образом добровольно станет ее капитаном, даст всем своим очевидную возможность равняться на себя; иногда какой-нибудь из команд так и не удается осмыслить свои возможности как команды; бывают и другие варианты, но всегда проигравшие хлопают победившим неохотно... Обсуждаем, как и почему удалось подстроиться. Далее мы переходим к менее активным упражнениям. Проигравшей команде предлагаем настроить себя на равнодушие к проигрышу: в течение одной-двух минут изобразить это состояние на лице. Другой команде нужно «разморозить» их, не имея никаких (!) вербальных средств к общению... Конечно, рано или поздно все «размораживаются», но бывают такие созерцатели, которых не могут «разморозить» не только чужие, но и свои. Далее просим другую команду стать «замороженной». После таких насыщенных состязанием игр-упражнений одна команда становится во внутренний круг, другая — за их спинами, после чего участники первой команды разворачиваются лицом ко второй. Получается так называемая карусель, которую мы «запускаем» с переходами по кругу на тему «Мне нравится, что ты...», обязательно с благодарностью и ответным «Мне нравится, что ты...».
Время летит — с начала тренинга прошло уже часа три с половиной. Пора переходить к завершению первого дня. Каждый ребенок получает домашнее задание: написать свой девиз и нарисовать свой герб. Это задание — еще одна возможность представить себя другим и проявить свои художественные способности. Далее раздаем листочки и просим дописать предложения: «Самым интересным сегодня для меня было...», «Самым неинтересным для меня было...», «Самым неожиданным для меня было...», «Самым полезным для меня было...», «Самым бесполезным для меня было...» и т.д. — до 10 предложений. После работы дети сдают листочки, не подписывая. Мы говорим о том, что все ответы проанализируем и на их основе подготовимся ко второму дню. Далее происходит очень важное и совсем непривычное для ребят действо — устная обратная связь. По кругу каждый говорит несколько слов о том, что такое этот день для него, оправдались ли его ожидания (или опасения). Бывают и непредвиденные реплики. Кстати, если мы от кого-то ждем реплики-щипка, то обязательно сделаем так, чтобы после было немало тех, кто скрасит неприятное впечатление. Один из хороших приемов — каждому показать на пальцах, на сколько баллов у него сегодня настроение... В этом, итожащем день, кругу мы — ведущие — тоже говорим о своих чувствах и ощущениях, о сбывшихся ожиданиях и надеждах на завтра. Наконец, наше резюме. Мы благодарим учащихся, отмечаем их успехи, спрашиваем о том, пригодились ли им наши правила, не надо ли завести новые. Остаемся вдвоем. Проветриваем помещение, отражаем эмоции друг друга, делимся наблюдениями и впечатлениями. Обсуждаем как персоналии, так и наметившуюся групповую динамику. Говорим о моментах, которые потребовали от нас перестановки игр-упражнений местами, о вариациях игр, которые пришлось ввести — сочинить прямо по ходу тренинга. Начинаем просматривать программу второго дня с точки зрения необходимости возможных заблаговременных перестановок или даже замен игр-упражнений. |