Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2000
 «Я НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ТОЛЬКО ДУМАЮТ...»

НАШИ ДЕТИ

«Я НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ТОЛЬКО ДУМАЮТ...»

Не счесть сегодня сетований на грядущую бездуховность, а уж упреки молодым в увлечении каналом MTV, боевиками и детективами общеизвестны, — к сожалению, часто это выражение тайной гордости старших за собственную, иногда былую, духовность и эрудицию.

Начиная свое исследование культурно-ценностных ориентаций современных учащихся, мы решили проверить, так ли уж они плохи. Исследование не завершено, итоги — не для маленькой статьи в газете. Но общее впечатление уже есть. Я постараюсь его передать словами самих детей, которые, конечно, не рассуждали о духовном кризисе, а просто описывали свои впечатления от репродукций картин и стихотворений, рассказывали о своих планах и пристрастиях, представлениях и ценностях.

Учащиеся говорили, что думали и чувствовали, из их ответов собралась целая «картина мира» современных подростков. В этой картине можно выделить небо и землю: поразительные отзывы и «угадки» детей, совсем не искусствоведов, и столь же поразительные свидетельства современного мировосприятия, на которое, при всей иногда внешней нелепости и «некультурности» отзывов, дети имеют право. С ними, во всяком случае, надо считаться, а не только всплескивать руками, демонстрируя свою «культурность».

Например, любимое определение многих детей: «старина», «старинное». В стихотворении Пушкина «На холмах Грузии...», по мнению некоторых учащихся, «старинный русский язык». Задумайтесь, что в нем старинного? Я, кроме слова «унынье» и некоторой плавности слога, ничего старинного не обнаружила. Но мне не 15, не 12 и не 9 лет. И потом я — старинный гуманитарий.

А пятнадцатилетние, конечно не все, отзываются о лирическом герое «На холмах Грузии...» так: «Я не люблю, когда только думают, но ничего не делают, сидит и сидит, пошел бы и сказал ей». Смешно? Или волосы дыбом встают от такого святотатства? У меня — нет. Ну, не слышит девочка гармонии мироздания. Другие слышат и говорят: «По-моему, это просто прекрасно», или «Удивительное сочетание пейзажа и любви», или «Представляется горный ландшафт и свежий воздух». Мало вам «ландшафта» и слово непоэтическое? Да, слов сегодня школьники знают маловато, эмоциональная интуиция вообще не тренируется, и «свежий воздух» как экологическое кредо уже смертельно надоел. Но у Пушкина-то действительно свежий воздух, первозданно свежий. И если мальчик, не разглагольствуя о любви, пишет, что в стихотворении «описана тишина и свобода», меня это устраивает. А вас?

Вам понятно, почему десятиклассница Аня призывает Пушкина не сидеть над Арагвой, а действовать? Нет? Я понимаю. Во-первых, может быть, ей так не повезло с избранником, а во-вторых, сейчас время «действия». Да, не учит детей рефлексии ни жизнь, ни школа, ни видеоклипы, ни компьютер (хотя последний, возможно, и научит). Когда мы спросили ребят, как они предпочли бы выразить внимание своему избраннику, только учащиеся начальной школы предпочли «написать» (вероятно, грамматическая успешность не пугает ни посланца, ни адресата), остальные выразили желание подойти и сказать. Видимо, с возрастом приходит убежденность, что надо действовать быстро и просто. И еще они, наши дети, настроены на жизнь «без проблем» или на умение быстро их разрешать.

Например, семиклассник написал нам по поводу лермонтовского «За все, за все тебя благодарю я...», что «он (герой), конечно, одинок, но справляется со своей трудностью». Справляется Лермонтов, правда, только за счет горькой иронии (по выражению одной старшеклассницы, «стихотворение очень сухое»), но мальчик, не видя этого, уважает его мужество и убежден в победе его духа.

А Мадонна с полотна Лукаса Кранаха Старшего, по мнению некоторых, так спокойна и «умиротворенна» (их термин), потому что «решила все свои проблемы». Есть правда в таком восприятии именно полотен немецкого Возрождения? Есть! Хотя слова дети выбрали неподходящие и не знают, кто это такая и что ей предстоит, но они чувствуют. Почему многие не знают? Это вопрос к преподавателям изобразительного искусства, но научить, рассчитывая на память, всегда можно. Труднее научить художественной интуиции и вкусу.

У меня есть небольшое пособие, как учить маленьких вкусу в поэзии и живописи, в общении и поведении. Это прекрасно умеют делать и без меня З.Н. Новлянская, Л.Е. Стрельцова, Э.И. Гуткина. Но в массовой школе по-прежнему учат по «Родной речи», содержащей поэтические шедевры вроде:

Хорошо ребятам жить
В родном краю!
Всей душой мы любим
Родину свою!

Или:

Двенадцать братьев мчат вперед,
Но им друг друга не догнать.
Всегда вперед за годом год.
Скажи, как братьев звать?

Остается удивляться, что некоторые ученики к концу четвертого класса сохраняют поэтическое чутье и интуицию выбора (конечно, не все, но обо всех никогда и не было речи). В четвертом классе они затаив дыхание слушают гейневскую «Лорелею» и выбирают это стихотворение, потому что оно «дух захватывает» или «очень вдохновляет» (забавная семантико-лексическая подмена). Учиться у младших говорить — старинный прием. Мы это отметили, исследуя представления совсем маленьких детей, дошкольников, о славе, таланте и других сложных вещах. А вот вам приходило в голову, что «вдохновляет» — это и есть некая процедура именно с духом?

Сегодня дети, вероятно не без нашего влияния, очень часто употребляют слово «душа». Они говорят о стихотворении Ф. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут...»: «Когда представляешь это, душа как бы поет и светлеет» или «Становится ясно на душе». Уже в 9 лет человек ищет ясности души...

Вообще, очень показательно, что любимый эпитет всех наших респондентов «спокойный». Спокойные картины, спокойные стихи. Об этом стоит задуматься? Но только не надо сразу исключать из программы «грустные стихотворения» и заменять их стишками вроде «Я пройдусь по лесам. Много птичек есть там». О таких стихах и девятилетние говорили «очень уж простенько» и выбирали ту же «Лорелею» за «романтичность».

Конечно, всегда можно учить лучше, все больше увеличивать объем предлагаемой в школе информации. Но при этом стоит учить способам ее присвоения, творческим, эстетическим, образно-эмоциональным. Способ мировосприятия поможет в условиях любого возможного незнания. Труднее научить убеждению в ценности культуры. Такая ценность пока в школе живет, и значимость ее растет, а не падает. И компьютер, одно из высших изобретений, тут не помеха, а совсем напротив. А посему да минует нас развитие культуры, которую один десятиклассник по собственной инициативе определил так: «Культура — это один из общественных стереотипов, символизирующих идеальную гармонию в форме хаоса или красоты». Вы с ним не согласны?

Елена ТОРШИЛОВА,
доктор философских наук

Спонсор публикации статьи: интернет портал http://oristar.ru расскажет Вам все про Орифлейм. На страницах портала Вы сможете зарегистрироваться в Орифлейм и получать выгодные скидки на всю продукцию, и приятные подарки. Так же Вы сможете просмотреть каталоги косметики, ознакомиться с последними новостями и акциями, прочесть интересные статьи, посетить форум и получить ответы на интересующие вопросы от квалифицированных специалистов.