Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2000
 НОВОСТИ. Февраль - март 2000

НОВОСТИ
Февраль - март 2000

КОВДОР
(Мурманская область)

8 февраля психологи районного центра собрались на свой ежемесячный семинар-практикум

Обучение психологов системы образования Ковдорского района Мурманской области проводится на базе районного методического кабинета. Сейчас в районе одиннадцать психологов. Они работают в различных учреждениях образования: школах, детских садах, детском доме и приютах.
Психологи Ковдора собираются вместе один или два раза в месяц на семинар, который организует педагог-психолог методического кабинета Марина Евгеньевна Кавтазеева. Подобные семинары посвящаются решению наиболее актуальных проблем. Иногда для проведения учебы приглашаются специалисты из Мурманска.
На последнем семинаре подробно рассматривались возможности рисуночных методик для диагностики и коррекциии поведения детей. Ковдорские психологи получили не только теоретические знания. Большое значение на этом семинаре было уделено своеобразному супервизорству по интерпретации детских рисунков.
Здесь пользуются популярностью не только такие известные тесты, как «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», но и методика «Нарисуй себя в образе...».
Для обучения психологов Марина Евгеньевна предоставляет рисунки своих учеников из центра детского творчества. Среди них немало интересных. Одна девочка нарисовала себя в образе яблока, разделенного на две части. На первой половинке написано «Это я снаружи», а во второй живет великолепный червяк... Так что психологам было над чем подумать.
На семинаре также проходило ставшее традиционным обсуждение материалов, публикуемых в «Школьном психологе». Марина Евгеньевна делает обзор наиболее интересных публикаций и подсказывает, на что следует обратить особое внимание. В конце проходит обязательное знакомство с новинками литературы по рецензиям из газеты. «В первую очередь нам интересна практико-ориентированная литература», — рассказывает она.
Вообще ковдорские психологи считают, что за пять лет существования службы практической психологии произошло самое главное — руководство в лице начальника отдела образования Т.В. Карпенковой стало прислушиваться к советам психологов: «Мы поняли, что как сам себя «поставишь», так к тебе и будут относиться. Теперь к нам обращаются с самыми разными запросами». К сожалению, в поселке остро стоят проблемы, требующие квалифицированного психологического вмешательства, в том числе наркомания и суицидальные попытки среди подростков.
М.Е. Кавтазеева не собирается останавливаться на достигнутом: «У меня мечта, и я надеюсь, она станет реальностью — создать районный психологический центр. Если при этом у нас будут психологи и в школах на местах — мы сможем сделать очень многое». Так что работа предстоит большая.

Районный методический кабинет,
г. Ковдор Мурманской области
Тел.: 7-48-81

Спонсор публикации статьи: компания VIPRO предлагает услуги по раскрутке и оптимизации сайтов. Воспользовавшись предложением компании, Вы получите комплексное продвижение сайта, которое обеспечит выгодные позиции в поисковых системах. Работники компании - это высококлассные специалисты с большим опытом работы, которые постоянно следят за меняющимися алгоритмами поисковых систем и тут же выстраивают оптимальную стратегию по продвижению сайтов. Подробнее ознакомиться с предложением компании и получить помощь онлайн консультанта можно по адресу www.VIPRO.ru


САМАРА

14 марта Самарский региональный центр социопсихологических исследований и диагностики получил грант на проведение научного исследования динамики психологического здоровья детей

О том, как и с какой целью в Самарской области проводится психологический мониторинг, руководитель регионального центра социопсихологических исследований и диагностики Татьяна Клюева подробно рассказывала на страницах тематического номера «Самарская область» (см. «Школьный психолог», № 42, 1999 г.). Теперь это исследование получило не только моральное одобрение, но и финансовую поддержку со стороны РГНФ — Российского гуманитарного научного фонда.
Работа запланирована на три года. Основная цель исследования — изучение психологического здоровья детей, находящихся в условиях определенной образовательной среды. Это даст возможность отследить не только общие тенденции в образовательных учреждениях разных типов, но и увидеть состояние каждого ребенка.
В ходе исследования предполагается уточнить понятие «психологическое здоровье учащихся». Для начала работы выбрано несколько экспериментальных площадок. Как правило, это те города и районы области, где имеется хорошее кадровое и техническое оснащение для проведения мониторинга. Среди них Самара, Сызрань, Тольятти, а также районы Отрадный, Красноярский, Борский и один из северных районов области, где проживают представители национальных меньшинств.
В результате исследования предполагается получить информацию о закономерностях возрастного развития ребенка, о влиянии на него среды и учителей.
Выйдет монография и промежуточные научные публикации. Главным «выходом» этой большой работы должны стать реальные изменения в образовательном процессе.

Самарский региональный центр
социопсихологических исследований
и диагностики
Тел.: (8462) 32-66-40


ТОЛЬЯТТИ

С 18 февраля психологи и заведующие детскими садами обучаются по совместной программе, направленной на интеграцию их деятельности

Началось все с того, что в дошкольных учебных заведениях, принадлежащих автозаводу (а их более 60), была введена система психологической службы. При этом, чтобы не идти путем «проб и ошибок», а создать оптимальную модель службы, было решено провести совместное обучение психологов и руководителей. Во время обучения будут определены общие цели и задачи, проведена экспертиза существующих воспитательно-образовательных программ, выявлено их воздействие на ребенка.
Для проведения занятий (два раза в неделю) приглашены специалисты из Самары — Т. Клюева и М. Мышкина.
Большая часть занятий — это деловая игра, на которой «отрабатывается» взаимодействие администрации, психологов и педагогов при принятии управленческих решений. Проводятся занятия и отдельно — как для психологов, так и для администрации. В частности, психологов учат различным методам диагностики, в том числе и для проведения мониторинга психологического здоровья детей. Директорам же даются знания о том, как, не нарушая существующего Закона «Об образовании» РФ, оптимально организовать работу.

Управление дошкольных учреждений
Автозаводского р-на г. Тольятти
Тел.: (8482) 30-14-83


РЯЗАНЬ

14 марта сотрудники Муниципального центра психологической службы образования провели необычный семинар, активными участниками которого стали инструкторы по физическому воспитанию дошкольных образовательных учреждений города

Рязанские психологи всерьез задумались над тем, насколько полезны для маленьких детей занятия физкультурой в том виде, в котором они существуют. В любой игре или спортивном соревновании все участники делятся на победителей и побежденных, сильных и слабых.
Для того чтобы изменить такую ситуацию, прежде всего надо изменить психологические установки тех, кто занимается физическим воспитанием маленьких детей. Поэтому был проведен семинар «Проблемы сохранения и укрепления психофизического здоровья детей дошкольного возраста».
Его ведущие — психотерапевт В. Зайчиков и психолог Е. Кеслер — поставили задачи: сформировать у инструкторов по физическому воспитанию ДОУ личностно-ориентированный подход к детям; показать им, что спортивные занятия и игры нужны в первую очередь для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Для этого же необходимо избегать излишней соревновательности в организации занятий. Ориентация на количественные показатели (кто дальше или выше прыгнет) приводит к тому, что многие, в частности моторно неловкие дети, иногда становятся объектом для насмешек со стороны как детей, так и взрослых.
В большинстве случаев при подобном подходе преподаватели добиваются того, что дети испытывают неприязнь к физическим упражнениям, избегают их. Ощущение собственной неуспешности часто приводит к снижению самооценки у физически ослабленных детей, и у тех, у кого не сформированы моторные навыки и координация движений.
Вторая часть семинара была посвящена психогимнастике, которую иногда проводят с детьми преподаватели физкультуры. Они, как правило, не имеют специальной подготовки. Ведущие семинара призвали слушателей ограничиться лишь элементами психогимнастики.
Для того чтобы преподаватели смогли подойти к проведению психогимнастики более осмысленно, им было предложено «встать на место детей». Под опытным руководством ведущих инструкторы получили уникальную возможность войти в образы «быстрого, но робкого зайца», «медлительной черепахи», «отважного тигра» и др. Не у всех это получилось с ходу.
Многие участники признали, что подобный опыт пошел им на пользу. Они смогли лучше понять детей, по-новому взглянуть на возможности некоторых заданий, соразмерив их с потенциалом своих воспитанников.

Муниципальный центр психологической
службы образования г. Рязани
Тел.: (0912) 45-35-88


ТАМБОВ

9 февраля на базе факультета психологии Тамбовского госуниверситета им. Г.Р. Державина состоялся заключительный этап Третьей областной олимпиады
по психологии для старшеклассников

Организаторами ставшей уже традиционной олимпиады стали Управление образования администрации Тамбовской области, Институт повышения квалификации работников образования и факультет психологии Тамбовского госуниверситета.
В олимпиаде участвовали школьники, желающие проверить свои знания по психологии, а также подготовленность к престижной и очень сложной профессии «психолог».
В этом году на заключительный этап олимпиады были представлены работы старшеклассников — победителей городских и районных психологических олимпиад из Тамбова, Котовска, Мичуринска, Моршанска, Рассказова.
Задания предыдущего, второго тура были достаточно сложными (их разрабатывали ведущие специалисты факультета психологии ТГУ) и включали компьютерную диагностику обучаемости, бланковые тесты, определяющие уровень мотивации на будущую профессию, психологические кроссворды и творческие задания.
По мнению строгого и компетентного жюри, в состав которого входили лучшие психологи и практики, все участники третьего тура показали хорошие знания основ психологии. После подведения итогов каждый из 25 школьников получил сертификат участника олимпиады, а занявшие призовые места — дипломы, дающие им преимущество при поступлении на факультет психологии ТГУ в 2000 году.
Школьные психологи, которые помогали детям готовиться к олимпиаде, отметили высокий уровень ее организации, доброжелательность жюри и теплую атмосферу этого праздника.

Т. В. ЗАМОРСКАЯ,
заведующая кабинетом
практической психологии ТОИПКРО
Тел.: (0752) 72-13-73