Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2000
Активное обучение

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Предлагаемая статья открывает цикл материалов о методике группового социально-психологического тренинга.

Групповым формам психологической работы посвящено множество различных материалов — теоретических, методических, исследовательских. Наша газета опубликовала немало программ групповой работы с детьми разного возраста, педагогами, просто взрослыми людьми. Тем не менее мы не считаем эту тему исчерпанной. Мы решили посвятить социально-психологическому тренингу цикл статей, в которых поделимся своими представлениями о том, как нужно планировать, осуществлять и анализировать работу группы.

Сразу оговоримся. Речь пойдет о группах общения для взрослых участников — педагогов, психологов, социальных или руководящих работников, просто желающих научиться общаться лучше. Опыт работы автора с подростковыми группами не настолько велик, чтобы его можно было обобщать и уверенно транслировать, в отличие от опыта проведения социально-психологических тренингов во взрослой аудитории. Там, где возможно, будут даваться комментарии относительно того, как это можно использовать при работе с детьми или подростками.

ОПРЕДЕЛИМСЯ С ПОНЯТИЕМ

Ни сами специалисты, ни их просвещенные работодатели сегодня не представляют себе практической деятельности психолога без различных видов групповой работы с детьми и взрослыми. При всем ее содержательном и методическом разнообразии очень часто она обозначается одним общим «волшебным» словом — тренинг («Умеете ли вы проводить тренинги?», «А проведите-ка с нами какой-нибудь тренинг!»). Факт этот, несомненно, огорчительный, так как в результате чрезмерно широкого толкования понятие теряет свое собственное значение.

Психологический тренинг — это особая форма групповой работы со своими возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. Он обучает новым навыкам, помогает освоить иные психологические возможности. Его особенность в том, что обучающийся занимает активную позицию, а усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта поведения, чувствования, деяния. Из этого понимания мы и будем исходить, ведя разговор о социально-психологическом тренинге (СПТ), описывая шаг за шагом его содержательные и организационные аспекты.

СПТ — форма активного обучения, позволяющая человеку самоформировать (слово корявое, но очень верное по сути) навыки и умения в построении продуктивных социальных межличностных отношений, анализировать социально-психологические ситуации со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения.

НЕ СТОИТ СПЕШИТЬ С НАЧАЛОМ РАБОТЫ

В том, что было сказано выше, — не только огромные потенциальные возможности СПТ, но и его разумные ограничения. Эффективная работа СПТ предполагает некоторый уровень личностной проработки, готовность включаться в тренинговые ситуации, овладевать навыками, кооперироваться с другими людьми. По сути дела, человек должен быть способен видеть мир свободно, как новую возможность, а не как отражение своей проблемы.

Статья опубликована при поддержке частной многопрофильной клиники "Медична Допомога". Семейные врачи и педиатры, узкоспециализированные доктора, хирургия, гинекология, кардиология, эндокринология, дерматология и другие направления. Высокоспециализированные специалисты, собственный диагностический центр, лабораторные исследования, оказание неотложной медицинской помощи в кратчайшие сроки. Подробная информация по ссылке: https://md-clinica.com.ua/service/proctologist.

Очень трудно вести работу по овладению социально-психологическими навыками, когда участники начинают «выпадать» в клиентскую позицию и, по сути, запрашивать психотерапевтической помощи ведущего и группы даже на разминочных, «проходных» упражнениях; когда они не могут дать хорошую обратную связь другим участникам, потому что видят не их, а отражение в их поведении своих личных, неотреагированных переживаний.

Это важно помнить на этапах планирования работы и отбора участников. Самое лучшее — предварять работу СПТ специальной клиентской группой, позволяющей ее участникам в той или иной форме проработать свои актуальные личностные проблемы. Такую группу можно заменить серией индивидуальных встреч. Групповая работа, несомненно, предпочтительнее, так как дает человеку первичный опыт общения, построения отношений, взаимопонимания.

ТРЕНИНГ — ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ

Участие в тренинге может быть только добровольным. Если перенести этот тезис на работу в образовательном учреждении, то не может быть СПТ, стоящего в сетке учебных занятий подростков или являющегося обязательным методическим мероприятием для педагога. В расписании может быть урок по психологии с использованием элементов ролевой игры, с отработкой навыков. Учитель может быть принужден администрацией к посещению семинара по психологии (скажем, по теме «Эффективное общение»). Но нельзя принуждать человека вступать в общение с другими людьми, давать обратную связь, развивать в себе определенные навыки и способности. Это невозможно с этической точки зрения, это неэффективно, и, в конце концов, это может быть опасно для его психического здоровья.

Но даже люди, откликнувшиеся на приглашение психолога принять участие в тренинге, должны заранее получить всю необходимую информацию, для того чтобы принять решение осознанно. Хорошо провести с каждым предварительную беседу, рассказав о смысле и формах тренинговой работы, о необходимости занимать активную позицию, открывать другим участникам свой внутренний мир, переживания, мысли, меняться, присваивая новый опыт. Нужно ли это человеку? Готов ли он к этому?

Отдельного обсуждения заслуживает ситуация, не такая уж и редкая, когда решение о проведении тренинга в коллективе принимает руководитель, а рядовые сотрудники приглашаются в принудительном порядке. Необходимо сразу поставить в известность руководителя (еще до начала работы) и всех участников (уже в ходе знакомства), что они могут покинуть группу в любой момент. Однако предложите им повременить с решением и хотя бы в первый день включиться в работу полностью. Установка ведущего может не сработать в том случае, если подчиненные хорошо знают своего руководителя и предвидят возможные санкции, которые последуют за их уходом.

Совсем мало выбора остается у участников на выездных тренингах. В этом случае работа группы должна строиться особым образом: с очень длинным разогревом, длительным периодом положительного подкрепления, преобладанием техник на взаимоподдержку. Очень аккуратно должны строиться обсуждения, для того чтобы люди, не готовые к серьезной работе, чувствовали себя защищенными.

Принуждать подростков к участию в тренинге (не путать с коррекционной, психотерапевтической группой!) категорически запрещается.

СКОЛЬКО И КАК ЧАСТО

Оптимальный объем СПТ в академических часах — от 24 до 40. Лично мне больше по душе 40-часовые тренинги. Оптимальная продолжительность рабочего дня — от 8 до 10 академических часов (6 часов в самом крайнем случае). Понятно, что это может быть реализовано только при условии, что занятия проходят в специально отведенные дни, больше ничем для участников не занятые — каникулы, выходные, освобожденные от другой работы.

Если честно, то только в такие дни и стоит проводить тренинговые занятия. Все эти совмещения с уроками, рабочими делами совершенно неэффективны. Тем более что занятие, которое длится менее 4 часов, вообще не имеет к тренингу серьезного отношения. Так, «рядом проходило», иллюстрация. Активное обучение предполагает погружение в тренинговую реальность, проживание полноценного опыта, в который не уйдешь вот так, за несколько минут, и из которого не выскочишь на секундочку, чтобы позвонить или дать домашнее задание.

Прошу понять меня правильно. Вышесказанное не означает, что нельзя проводить небольшие практические семинары, занятия с элементами групповой работы, коротенькими играми, упражнениями. Конечно, можно. Но это не СПТ и его обучающими возможностями и резервами не обладает.

Еще один вопрос: как часто встречается группа? Если занятия короткие (4–5 часов), то желательно каждый день или несколько раз в неделю. Если занятия длинные, 10-часовые, можно встречаться раз в неделю, хотя первые два занятия желательно провести подряд. Дело в том, что если тренер отпускает группу на неделю, он обязан «закрыть» своих участников, отпустить их с общим позитивным чувством, чтобы они могли нормально работать и жить, вспоминая о тренинге только по желанию, а не в силу актуальной, не решенной там проблемы. А это не всегда хорошо. Работая два дня подряд, тренер имеет возможность распустить вечером группу в незавершенном состоянии. Вряд ли ночь будет доброй для всех участников, но для роста, группового и личностного, это может быть чрезвычайно полезно.

Мы с вами, уважаемые читатели, будем рассматривать работу полноценного СПТ — группы, работающей одним составом 40 часов с продолжительностью каждой встречи 8–10 академических часов.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук