Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №13/2000
 РЕПОРТЕР

ИГРОТЕКА

РЕПОРТЕР

Журналистика овеяна ореолом славы и таинственности. К людям этой профессии относятся с особым вниманием и почтением. Способность влиять на умы миллионов, формировать мнение о событиях и людях, возможность быть в центре политических, культурных или экономических событий создают впечатление, что журналисты — люди необыкновенные.
Идея уникальности и легла в основу игры, которую мы назвали «Репортер». Проводим мы ее в шестых классах с детьми, имеющими опыт игрового взаимодействия.

УСЛОВНОСТИ ИГРЫ

После традиционной игровой разминки все приглашаются в зал. Ведущий приветствует участников Первой международной конференции репортеров.
Ведущий. Сюда приглашены лучшие из лучших. Те, кто своим трудом доказал преданность профессии. Здесь собрались журналисты из разных стран, из разных изданий. Мы все работаем в разных жанрах. Но есть общее, что объединяет нас, — это высокий уровень профессионального мастерства.
Хочется отметить, что дети с удовольствием берут на себя роль журналиста. Обычно мы большое внимание уделяем реквизиту и построению игрового пространства. В этой игре мы позволили себе некоторые условности. Сама идея работала на включение ребят в эту деятельность. Например, ведущий в качестве микрофона использовал прыгалки. И это нисколько не смущало детей. Напротив, каждый из них с удовольствием говорил в «микрофон».
Но вернемся в зал, где проходит конференция.
Каждый из участников получает визитку, на которой пишет свое имя (допускается использование псевдонима), издание и страну, из которой приехал. Состав участников получился весьма представительным. К нам пожаловали гости из Англии, Франции, США, Китая, Японии... Приятно, что и представителей российской прессы было достаточно. Тематика изданий также радовала разнообразием.

Ведущий. Конференция посвящена обсуждению профессионально важных качеств журналиста. Итогом нашей работы станет выпуск специальной газеты, в которой будут представлены очерки о каждом из вас. Авторами этих заметок будете вы. При помощи жребия предстоит разбиться на пары. Ваш партнер — это именно тот человек, о котором вам необходимо будет рассказать. Сейчас каждый из вас получит Памятку участникам первой международной конференции «Я — репортер», которая поможет вам сориентироваться в происходящем мероприятии. Из нее вы также узнаете о том, какую именно информацию мы ждем от вас в конце встречи.

ПАМЯТКА

Тема конференции «Личность и профессия»

План конференции

Теоретический анализ вопроса.

Профессиональный тренинг.

По окончании конференции каждый участник должен представить творческий отчет в виде очерка-наблюдения за одним из присутствующих героев.

Цель наблюдения за героем — выявить личностные качества человека, необходимые для того, чтобы быть хорошим репортером. Понаблюдать за тем, как человек ведет себя в тех или иных ситуациях.

Для выяснения жизненных позиций героя необходимо взять у него интервью.

Примерный план интервью

Мысли, чувства, ожидания по поводу конференции.
Почему герой работает именно в данном издании и в данном жанре?
Жизненное кредо.

Примерный план очерка

Особенности внешности.
Особенности поведения.
Личностные качества героя, помогающие ему быть хорошим журналистом.
Жизненные принципы героя.

ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

После жеребьевки ребята берут интервью друг у друга, а затем идет коллективное обсуждение профессионально важных качеств. Ведущий на доске фиксирует все варианты ответов детей.
Часто вокруг того или иного понятия возникает дискуссия. Например, было высказано мнение, что настоящий журналист должен уметь приукрасить факт, для того чтобы он был интересен читателям. И тут же вспыхнули споры о честности и ответственности человека за ту информацию, которую он дает людям.
Так же неоднозначно было воспринято понятие «хитрость». Искусство ведущего заключается в том, чтобы подвести детей к самостоятельным выводам относительно того или иного качества.
Окончательный список включал такие качества: честность, смелость, открытость, умение общаться, доброжелательность, широкий кругозор, чувство юмора, искренность, гибкость мышления, доброта, умение доверять другим, критичность...

НЕЖДАННАЯ ВСТРЕЧА

Следующий этап конференции носит практический характер. Для тренировки всех вышеперечисленных качеств участники приглашаются в тренинговый зал. При этом ведущий напоминает всем о необходимости наблюдения за своим героем.
Этот этап построен по принципу тренинга. Здесь необходимо после каждого упражнения предоставлять участникам возможность для отреагирования чувств и для рефлексии происходящего.
Первое упражнение направлено на тренировку способности вступать в контакт с разными людьми. Детей просят встать в два круга напротив друг друга и поздороваться так, как скажет ведущий.

Варианты встречи

Люди встретились после долгой разлуки.
Встретились партнеры по бизнесу.
Неприятные друг другу люди.
Должники.
Большие друзья.

Для каждого нового рукопожатия пара меняется. Главное, чтобы упражнение заканчивалось приятным положительным контактом.

КОВАРНЫЕ ПАЛОЧКА И ВЕРЕВОЧКА

Для отработки доверия к другим и к себе мы использовали хорошо известное упражнение «Восковая палочка». Все участники тесно, плечом к плечу, встают в круг. Один, который изображает восковую палочку, — внутри круга. «Восковая палочка» падает на руки к тем, кто в кругу. Задача остальных удержать человека и мягко передать на руки к другим. Для выполнения этого упражнения мы приглашаем только желающих. Но, как правило, соглашаются все.
Наиболее яркое и сложное упражнение, которое используется в этой игре, — «Веревочка». Посредине зала двое ведущих растягивают веревочку. Высота — около метра. Задание дается всей группе.
Ведущий. Без помощи каких-либо сопутствующих предметов всей группе необходимо перебраться на другую сторону. При этом задевать веревочку нельзя. В противном случае вся группа возвращается обратно, и упражнение выполняется снова.
Мы уже несколько раз проводили эту игру, и каждый раз группа по-новому решает эту задачу. Здесь очень хорошо видна позиция ребенка по отношению к коллективу и к тому делу, которое предстоит сделать. Готовность пожертвовать собой, принять ответственность за происходящее, способность терпеть боль, необходимость соотносить свои действия с действиями товарища — все это ярко проявляется в этом упражнении.
Самая большая ответственность лежит на последнем оставшемся игроке. Ведь если до этого существовала реальная возможность перебраться при помощи товарищей, то у последнего такого шанса нет. Поэтому остается самый сильный, самый уверенный в себе член коллектива. Ведь он сейчас отвечает не только за себя, но и за тех, кто с таким трудом перебрался на другую сторону.
Как правило, последний решает перепрыгнуть через веревочку «рыбкой». А те, кто ждут его на другой стороне, выстраиваются в коридор и готовятся ловить. Это самый драматичный момент всего действия. Здесь есть одна хитрость, о которой не подозревают игроки. В самый решительный момент ведущие опускают веревку. Последний герой беспрепятственно опускается на руки к своим друзьям. Конечно, иногда это вызывает у участников агрессию по отношению к ведущим. Надо быть готовым к работе с этим чувством. Но острота положительных переживаний столь велика, что это не является серьезной проблемой. Напротив, гордость за содеянное, доверие друг к другу, радость от преодоления — такие чувства переполняют детей.
Это упражнение оказывается важным для развития внутигрупповых отношений. Но оно и очень опасно в физическом смысле. Для проведения игры мы приглашаем нескольких взрослых, которые страхуют ребят, помогают выбрать способ решения задачи и предотвратить конфликты.
Есть еще и подводные психологические камни. Для выполнения этого упражнения каждому участнику необходимо обладать мужеством, умением преодолевать страх. Иногда бывает так, что дети не могут справиться со столь сложными переживаниями, чем вызывают негодование остальных игроков и сами потом страдают. Сложности могут возникнуть и в общении с непопулярными членами коллектива. Поэтому здесь необходима серьезная работа психолога для коррекции этих моментов.
Завершает практический этап конференции упражнение «Комплименты». Все вновь встают в два круга и говорят друг другу хорошие, добрые слова. Здесь происходит постоянная смена партнеров, и задача игроков — не повторяться, придумывать новые комплименты.
После этого все возвращаются в зал и приступают к изданию газеты. Дети на красивых листах цветной бумаги пишут очерки. Затем все произведения крепятся на лист ватмана.
Конференция окончена. Журналисты «разъезжаются по домам», а газета остается в классе на память об этой игре.

Татьяна ЗЕМСКИХ,
психолог

Спонсор публикации статьи: цифровая типография «Северное Сияние» предоставляет услуги печати визиток, листовок, плакатов, буклетов, календарей, цифровой и широкоформатной печать, а так же услуги дизайнера. Типография «Северное Сияние», официальный сайт которой располагается по адресу www.severnoe.ru, давно зарекомендовала себя как лучшая цифровая типография Санкт Петербурга, благодаря высокому качеству всех предоставляемых услуг, скорости выполнения заказов и низким ценам. Все работы осуществляются высококвалифицированными специалистами, с использованием современного профессионального оборудования.