НЕКРУГЛАЯ ДАТА
ЗА ГУМАНИЗМ В ПСИХИАТРИИ
Апрель отмечен тремя знаменательными
датами в истории психиатрии. (А поскольку
проблемы психической нормы и патологии, как
правило, изучаются в их взаимосвязи, то и яркие
страницы в истории психиатрии, безусловно, важны
и для психологов.)
20 апреля — день рождения Филиппа
Пинеля, которого многие считают родоначальником
современной психиатрии. Пинель родился в 1745 году
на юге Франции, в местечке Энроке, в живописной
долине Альбигойской провинции. Отец Пинеля был
врачом, но сыну прочил духовную карьеру.
Первоначальное образование Пинель получил в
духовной семинарии, но уже в ту пору стал
зачитываться философскими сочинениями
просветителей, особенно Вольтера и Руссо,
которые тогда находились в апогее своей славы.
Распрощавшись с семинарией, Пинель переселился в
Тулузу и поступил в университет на
естественно-исторический факультет, где потом
защитил диссертацию на тему «О достоверности,
которую математика дает нашим суждениям при
занятиях науками». Не ограничившись этим, он
также получил и высшее медицинское образование и
в итоге нашел себя в качестве главного врача
парижского приюта Бисетр.
О Бисетре следует рассказать подробнее,
поскольку охарактеризовать его лишь как приют
было бы неточно. В этом заведении доживали свой
век недееспособные старики и инвалиды. Кроме
того, Бисетр играл роль пересыльной тюрьмы, где
осужденные преступники дожидались отправки на
каторгу во Французскую Гвиану. Там же
содержались под замком люди, для которых
путешествие на каторгу в Южную Америку явилось
бы истинным благодеянием по сравнению с
перспективой до конца жизни оставаться здесь
прикованными к стенам в зловонных конурах, где со
стен капала вода и по гниющей соломе бегали
крысы.
В таких условиях содержались душевнобольные,
которых наряду с уголовниками и калеками
общество причислило к своим отбросам. То есть
Бисетр одновременно был и тюрьмой, и богадельней,
и сумасшедшим домом, сочетая все гнусные черты
этих ипостасей. Назвать его психиатрической
клиникой было бы неверно, поскольку таковых в ту
пору практически не существовало:
душевнобольных никто не лечил, их лишь
изолировали от общества (как правило, пожизненно)
и содержали в нечеловеческих условиях, которых,
как считалось, только и достойны «отбросы».
Роль, которую взял на себя Пинель, была поистине
революционной и подвижнической. Он фактически
выступил первым, кто, по словам известного
русского психиатра Н.Н. Баженова, «возвел
сумасшедшего в ранг больного». По настоянию
Пинеля, душевнобольные, содержавшиеся в Бисетре,
были освобождены от оков, им было позволено
гулять на свежем воздухе, а в качестве
терапевтической меры был использован посильный
физический труд.
Этот шаг имел не только гуманистическое, но и
научное значение. После снятия цепей появилась
реальная возможность наблюдать подлинную
картину душевной болезни, не искаженную такими
привходящими моментами, как озлобление, страх и
другие последствия жестокого обращения.
Психиатрия обрела объект своего исследования —
душевнобольного в его естественном состоянии. По
мнению историка психиатрии Ю.В. Каннабиха,
«только с этого момента стал возможен
поступательный ход науки».
Однако падение оков в Бисетре было лишь первым
шагом к гуманизации психиатрии. Еще полтора
столетия в психиатрических больницах всего мира
(которые и правда следовало бы скорее именовать
сумасшедшими домами) больных сковывали
наручниками, содержали прикованными к стенам.
Еще в середине нашего века в просвещенной
Америке такая практика была чрезвычайно
распространена.
Несколько американцев, которые сами пережили
такое обращение, объединили свои усилия в
учреждении Национальной ассоциации душевного
здоровья, призванной отстаивать права
душевнобольных, в частности — добиваться
повсеместного отказа от бесчеловечных форм
обращения с ними.
Надпись
на колоколе гласит:
«В звоне этого колокола, отлитого из оков,
вучит надежда на освобождение и победу
над болезнями души»
Ассоциация была основана в 1909 году, а в
1953 году предприняла беспрецедентную
символическую акцию. В сотнях психиатрических
учреждений страны были собраны оковы, в которых
содержались больные. 300 фунтов металла,
вобравшего в себя страдания и скорбь тысяч
несчастных, были переплавлены в колокол, первый
удар которого раздался 13 апреля 1953 года. Ныне
этот колокол выставлен в штаб-квартире
ассоциации в г. Александрия, штат Виргиния.
И до сего дня, когда больных уже не опутывают
кандалами, замечательный колокол выступает
символом борьбы за освобождение от тех явных и
незримых оков, которыми общество ущемляет
немалую часть своих членов (только в Америке теми
или иными психическими заболеваниями страдают
до 40 миллионов человек).
Впрочем, последняя цифра кому-то может
показаться сильно завышенной, и
небезосновательно. Все дело в том, что считать
нормой, а что — отклонением от нее. Сами
психиатры признают, что используемые ими
критерии слишком расплывчаты, вследствие чего
диагнозы порой страдают произвольностью.
Пожалуй, острее других эту мысль акцентировал
Томас Сасс в своей статье «Миф о душевной
болезни», опубликованной в журнале
«Американский психолог» 1 апреля 1960 года.
(Трудности в транскрипции его имени — Szasz —
вероятно породят еще немало разночтений.)
Современную психиатрию Сасс охарактеризовал как
своего рода мифологию, основанную на
предрассудках и догмах, которые мало отличаются
от магических формул охотников на ведьм. По его
мнению, считать психиатрию наукой
преждевременно, в этом направлении еще
необходимо проделать огромную работу. Идеи Сасса
сразу же снискали ему репутацию опасного
ренегата в кругу ортодоксов и блестящего
реформатора — среди гуманистически мыслящих
коллег. Последующие десятилетия в развитии
психиатрии так или иначе прошли под влиянием его
идей.
Сегодня торжествовать победу гуманизма и
здравомыслия в этой сфере еще рано. Звон
александрийского колокола то и дело напоминает
об этом.
Сергей СТЕПАНОВ