Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №14/2000
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

Хочу поделиться методикой, которая может дать некоторое представление об уровне притязаний человека.
Что это такое «уровень притязаний», всем интуитивно известно: каждый человек хочет в этой жизни чего-то добиться. Это понятие было введено К. Левином и его учениками. Многим знакома знаменитая формула У. Джеймса:

Самоуважение =

 успех
——————————

притязание

Так что, чем выше уровень притязаний, тем труднее человеку добиться самоуважения. Но «хитрость» заключается в том, что этот уровень очень трудно «пощупать». Решающим фактором, влияющим на уровень притязаний, является не столько успех или неуспех, сколько переживание человеком своих достижений как успешных или неуспешных.
Я уже два года использую в своей работе предлагаемую ниже методику. Заранее хочу оговориться, что узнала о ней еще в институте. Но, к сожалению, преподаватель не назвала ни источника, ни автора-разработчика. В течение двух лет я выспрашивала коллег, копалась в книжках — «концов» не нашла. И подумала, что грех мне в одиночку пользоваться хорошей, работающей методикой. Тем более что она очень нравится детям, им с ней интересно работать.

ПРОЦЕДУРА

Методика рассчитана как на индивидуальное, так и на групповое проведение.
Возрастных ограничений нет: человек должен уметь твердо держать в руках любой пишущий предмет.
Материалы: листок бумаги в клеточку и карандаш (ручка) — для тестируемого, секундомер — для тестирующего.
Время проведения: 10 минут.

Психолог. Я предлагаю вам выполнить нетрудное и интересное задание. Мы с вами будем предсказателями. Начертите на листочках четыре прямоугольника размером 3 х 9 см, разделите каждый из них на квадратики размером 1 х 1 см.
Психолог рисует образец на доске. См. рис. 1.

         
         
         

Рис. 1

Теперь где-нибудь рядом начертите маленький прямоугольник размером 5 х 3 см, поставьте необходимые буквы и цифры (см. рис. 2).

Рис. 2

Дети выполняют задание.

Психолог. Задание простое — зачеркивать квадратики. Делать это надо быстро и аккуратно. У вас будут четыре попытки. Каждую новую попытку нужно начинать в новом прямоугольнике. На каждую попытку вам дается 10 секунд.
До того как мы начнем работать, напишите в «окошко» П1, сколько, как вы думаете, квадратиков вы сможете зачеркнуть за 10 секунд. «П» — это предполагаемое количество, а «Д» — это действительное количество. Итак, все написали цифру в П1? Отлично. Квадратик нужно зачеркивать аккуратно, вот так: x
Начинать и заканчивать работу будете по моей команде все вместе. Готовы?

Дети выполняют задание.

Психолог. Теперь посчитайте, сколько квадратиков вам удалось зачеркнуть. Запишите это число в «окошко» Д1. Теперь опять предположите, сколько квадратиков вы зачеркнете за 10 секунд на этот раз. Запишите предполагаемую цифру в «окошко» П2.
Дети выполняют это задание. Такое же задание они выполняют еще два раза.

Внимание! В третий раз психолог засекает не 10, а 8 секунд. Дети об этом не должны знать!

Подсчет результатов осуществляется по формуле:

(П4 – Д3) + (П3 – Д2) + (П2 – Д1) : 3 = Х

Пример:

Пример расчета:

(17 – 11) + (20 – 15) + (15 – 14) : 3 = (6 + 5 + 1) : 3 = 4,

то есть высокий уровень притязаний.

Что же означают полученные результаты?

Х>5 — нереально завышенный уровень притязаний;
3—5 — высокий уровень притязаний;
1—3 — средний уровень притязаний;
0—1 — низкий уровень притязаний;
Х<0 — очень низкий уровень притязаний.

КОММЕНТАРИИ

Смысл методики заключается в анализе того, будет ли ребенок снижать свои притязания после закономерного снижения результата Д3.
Эту методику можно использовать в работе с «трудными» (как их называет школьная администрация) и слабо успевающими детьми. Ко мне такие запросы поступают постоянно. Как правило, у «трудных» встречается и завышенный и заниженный уровни. В качестве примера, который дается выше при описании этой методики, взяты показатели ребенка, имеющего очень слабую успеваемость и низкие результаты по ШТУРу. Есть над чем работать.
После проведения этой методики дети охотно беседуют с психологом по поводу полученных результатов. При таких разговорах желательно иметь еще какие-нибудь сведения о ребенке или результаты других методик.
Если вы проводите методику в небольшой группе, то можно внимательно понаблюдать за процессом работы. Руководствуется ли ребенок только своим результатом или ориентируется на «соседские» достижения?
Ну и, конечно, необходимо при использовании этой методики соблюдать те же этические принципы, что и при работе с любой другой психологической информацией. Например, доверять своей интуиции и любые сомнения решать в пользу ребенка...

Ольга БАРЧУК,
педагог-психолог
школы № 630 г. Москвы

Спонсор публикации статьи: агентство по согласованию и оценке техногенного воздействия ООО «АСО» предлагает услуги проектирования промышленной и экологической безопасности. Воспользовавшись предложением компании, Вы сможете заказать разработку и согласование паспортов отходов. Классификация отходов по классам опасности от компании ООО «АСО» - это комплексная работа, соответствующая самым высоким стандартам качества, которую осуществляют опытные профессионалы. Подробнее ознакомиться с предложением компании можно на сайте www.ekoocenka.ru