НОВОСТИ
Февраль - март 2000
СТАРЫЙ ОСКОЛ (Белгородская область)
16 февраля в городе прошла практическая
конференция
«Профилактика формирования зависимого
поведения детей и подростков». В ней приняли
участие педагоги-психологи и социальные
педагоги образовательных учреждений
Конференция была организована
Психолого-педагогическим центром управления
образования. В ее работе приняли участие
представители городских служб. Взаимодействие с
ними может помочь школе в организации ранней
профилактики наркотизации детей и подростков.
Выступления на пленарном заседании освещали
опыт работы по профилактике зависимого
поведения. О взаимодействии различных
профилактических учреждений говорил
ответственный секретарь комиссии по делам
несовершеннолетних.
Значительный интерес вызвали сообщения главного
врача городского Центра медицинской
профилактики «Здоровый образ жизни как условие
развития гармоничной личности», медицинского
психолога подросткового
медико-психологического отделения наркологии
«Организация работы по профилактике наркомании
и алкоголизма среди несовершеннолетних» и
методиста Института усовершенствования
учителей «Программное обеспечение профилактики
формирования зависимого поведения детей и
подростков».
Выступали и психологи системы образования. Среди
них — психолог школы № 35 с сообщением
«Основные направления работы школы в
профилактике формирования зависимого
поведения» и педагог-психолог школы № 30 с
сообщением «Психологическая поддержка как один
из аспектов профилактической работы».
В рамках конференции работали секции
«Взаимодействие школы и различных служб города в
профилактике зависимого поведения», «Семья в
профилактике зависимого поведения»,
«Современная модель профилактической работы с
детьми». Итогом их работы стали конкретные
предложения по взаимодействию школы с другими
структурами и модели профилактической работы с
семьей и детьми.
Внимание участников привлекла выставка, где были
представлены материалы из опыта работы
педагогов-психологов и социальных педагогов
образовательных учреждений,
психолого-педагогического центра, городского
центра медицинской профилактики. Особенно
показательными были рисунки детей дошкольного
возраста «Праздник в моей семье», на многих из
которых изображены различные варианты застолий.
Это лишний раз подтвердило мнение о том, что
профилактика должна быть ранней и начинаться с
семьи.
Хочется отметить высокую активность участников
конференции. Многие высказывали надежду на то,
что прошедшая конференция послужит началом
объединения усилий всех заинтересованных сторон
в решении проблемы наркотизации подрастающего
поколения.
Старооскольский
психолого-педагогический центр
Тел.: (0725) 32-27-30
Спонсор публикации статьи: компания «Баркос» - продажа, монтаж и обслуживание систем кондиционирования и вентиляции, по выгодным ценам. Менеджеры компании помогут подобрать модель аппарата, которая будет поддерживать максимальный уровень комфорта в помещении, будь то квартира или офис. Услуги профессиональных монтажников и специалистов по обслуживанию позволят установить кондиционер не повреждая стены и обеспечивая минимальный уровень шума от работы, а так же произведут качественное обслуживание установленного оборудования, что позволит ему исправно работать долгие годы. Подробнее ознакомиться с предложением компании и текущими акциями можно по адресу www.BARKOS.ru
КОСТРОМА
На дверях «Школы в Цветочном городе» при лицее
№ 17
появился замок и объявление: «С 10 марта школа
закрыта. Все вопросы к директору лицея
В.В. Сухареву»
Бывают новости хорошие, бывают —
плохие. Наша газета старается найти и донести до
читателей позитивный опыт. Но, к сожалению,
приходится рассказывать и о печальных событиях.
В «Школьном психологе» (№ 12, 1999 г.) был помещен
большой репортаж о замечательном костромском
детском центре «Школа в Цветочном городе».
Четыре года назад психолог Татьяна
Бильгильдеева по предложению директора лицея
собрала команду единомышленников, которая
занималась подготовкой, точнее сказать,
развитием детей перед поступлением в школу.
Психологи сразу же отказались от традиционных
форм обучения навыкам письма и счета. Занятия с
малышами проводились по авторской программе,
рассчитанной на всестороннее развитие
интеллектуальных и личностных возможностей
каждого. При поступлении в первый класс это
позволяло детям наиболее эффективно включаться
в процесс обучения и адаптироваться к нелегким
требованиям современной школы.
В программе использовались в основном игровые
формы, позволяющие даже самым трудным и
проблемным ребятишкам полностью раскрыться.
11 ноября 1999 года «Школа в Цветочном городе»
торжественно отметила свой день рождения (см.
«Школьный психолог», № 3, 2000 г.). Все были
настроены радостно и оптимистично. Но над
«Цветочным городом» начали сгущаться тучи,
поскольку возникло серьезное непонимание между
администрацией лицея и педагогами «Школы в
Цветочном городе». Главная причина — выпускники
этого детского центра были «не как все», они
привыкли к тому, что каждый из них — личность.
10 марта в полном неведении у запертых дверей
школы стояли 30 детей, 30 родителей и 5 педагогов.
Директор лицея В.В. Сухарев отказался объяснять
что-либо педагогам.
Эта печальная история еще не закончилась. По
решению заведующего городским управлением
образования «Школа в Цветочном городе» была
открыта, но только на полтора месяца.
К сожалению, за трагическими и для педагогов, и
для детей, и для родителей событиями стоит
множество проблем, характерных не только для
одной костромской школы. Директор лицея
выразился более чем конкретно: «Такие дети
никому из учителей нашей школы не нужны. Мы
учимся в традиционной школе, и нам нужно, чтобы
дети читали, писали и считали». Но так ли это?
Для того чтобы разобраться в сложившейся
ситуации и хотя бы как-то помочь «Цветочному
городу», я в ближайшее время обязательно побываю
в Костроме. И это станет темой для серьезного
обсуждения на страницах нашей газеты.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
«Школа в Цветочном городе»
при лицее № 17,
г. Кострома
Тел.: (0942) 22-37-83
АСТРАХАНЬ
23 марта сотрудники Астраханского центра
человековедческих технологий профессора
В.М. Шепеля завершили трехмесячное
исследование уровня психологической готовности
педагогов к инновациям
Проблема реальной готовности
педагогов к изменениям в системе преподавания
стоит достаточно остро. Особенно это касается
школ, работающих по инновационным программам.
Как правило, учителя именно таких школ
испытывают большой внутренний дискомфорт.
Изучению его причин и было посвящено почти
трехмесячное исследование сотрудников центра.
Разрабатывая концепцию, специалисты исходили из
того, что профессия учителя изначально несет в
себе черты консерватизма. Несмотря на
декларируемый демократический стиль
взаимоотношений с учащимися, подавляющее
большинство педагогов традиционно является
авторитарным. Поэтому любые изменения,
предлагаемые извне, часто бессознательно
воспринимаются ими как угроза педагогическому
престижу. У наиболее консервативной части
учителей это вызывает настороженность, страхи,
состояние фрустрации.
Подобные выводы полностью подтвердились в
результате исследования. У 87% обследованных
педагогов наблюдается высокий уровень неприятия
нового, что ведет к повышению тревожности. Как
следствие этого — возникновение прямой и
косвенной (проецируемой на детей) агрессии.
Для этой категории учителей характерны
пассивные способы выхода из конфликтной или
фрустрирующей ситуации: уход, избегание,
приспособление. В ряде случаев наблюдается и
прямая конфронтация. Практически все учителя
избегают открытого диалога на всех уровнях.
Все это, по мнению исследователей, является
показателем низкой психологической готовности
подавляющего большинства педагогов к
нововведениям. Об этом говорит и отсутствие у
педагогов альтернативных подходов к организации
учебного процесса, к построению взаимоотношений
с учениками и коллегами. Как следствие, могут
происходить разного рода внутренние и внешние
конфликты, в ходе которых учителя демонстрируют
деструктивные способы поведения — склонность к
авторитаризму, диктату.
Результаты исследования показали, что для
изменения ситуации необходимо повышение уровня
психологической грамотности и компетентности
учителей. Сотрудники центра надеются, что
полученные данные подвигнут городское
управление образования на развертывание
программы по повышению психологической
компетентности учителей, которая включит в себя
и психологическую гибкость, и освоение
конструктивных навыков взаимодействий с
учениками.
Центр человековедческих технологий
профессора В.М. Шепеля,
г. Астрахань
Тел.: (8512) 39-28-17
ЧЕЧНЯ
Приказом Министерства образования России № 616
от 25.02.2000 г. было принято постановление «О
программе мер по восстановлению системы
образования Чеченской Республики»
В результате этого постановления на базе
Ростовского областного
психолого-педагогического и медико-социального
центра создается постоянно действующий семинар
по повышению квалификации педагогов-психологов
образовательных учреждений для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи.
Ближайшим мероприятием станет
научно-практический семинар «ППМС-центры в
региональной системе коррекционно-развивающего
обучения», в котором примут участие южные
регионы России, в их числе — граничащие с
Чеченской Республикой. Именно там психологи
будут проводить непосредственную работу по
реабилитации детей и подростков, пострадавших в
результате военных действий и общей ситуации,
сложившейся в этой республике в последние годы
(см. «Школьный психолог», № 9, 2000 г.).
Управление
специального образования
Минобразования России
Тел.: (095) 924-33-04
БЕЛГОРОД
20 марта бригада специалистов Центра
психолого-педагогической помощи детям работала
в Ракитянской вспомогательной школе-интернате.
Педагогам и воспитанникам была оказана
комплексная психологическая помощь
В сельских районах и маленьких
городках, не хватает квалифицированных
психологов, поэтому сотрудники областного
психологического центра решили сами оказывать
ее, выезжая на места. Начали эту работу со
специализированных образовательных учреждений.
В феврале реальная помощь была оказана
Ивнянскому детскому дому. Там по просьбе
администрации было проведено комплексное
обследование детей специалистами центра.
Параллельно проходила работа с педагогическим
коллективом детского дома. Психологи знакомили
педагогов и воспитателей с возрастными и
индивидуальными особенностями детей, оставшихся
без попечения родителей.
20 марта началась работа в Ракитянской
вспомогательной школе-интернате для детей с
нарушением интеллектуального развития.
Воспитание и обучение таких детей требует от
педагогов и воспитателей специальных
психологических знаний.
Специалисты областного центра рассказали
работникам интерната об особенностях развития
детей в условиях психической депривации, о
современной детской и подростковой субкультуре,
о традиционных и нетрадиционных формах общения,
о различных проявлениях аддиктивного поведения.
Центр психолого-педагогической
помощи детям,
г. Белгород
Тел.: (0722) 32-68-54