КОЛЛЕГИ
БУДЬ ЗДОРОВ, ДОРОГОЙ!
Кто может в условиях современной школы
воспитать психологически здорового ученика?
Ответ напрашивается сам собой: конечно же,
психологически здоровый учитель. Всегда
профессия учителя входила первой строкой в
«группу риска» по психологическому
переутомлению (а часто — даже сгоранию).
Понимание учителем собственных трудностей и
проблем — первый шаг к их преодолению. С этого
тезиса был начат семинар, посвященный
психологическому здоровью учителя. Он проходил 21
марта в московской школе «Премьер».
Директор центра психологической
поддержки учащихся негосударственного
образовательного учреждения (НОУ) «Премьер» В.А.
Родионов наглядно продемонстрировал, что
проблемы, связанные с самореализацией, есть у
большинства учителей, даже у самых высоких
профессионалов. В частности, это расхождение
между высокой профессиональной самооценкой и
низким уровнем притязаний, что является прямым
путем к возникновению неврозов, невротических
состояний, неудовлетворенности собой и
окружающими.
Мудро решив, что подсознание всегда
подскажет нам то, о чем сознание может лишь
смутно догадываться, психологи предложили
учителям создать из подручного материала
символы школы и профессии. Для этого все были
снабжены цветной бумагой и набором символов,
которые предлагалось наклеить на цветную бумагу.
Нужно также было придумать девиз. Все это должно
было стать своеобразным гербом школы.
Каждому интересно узнать что-то о себе.
О проблемах педагогов говорит Вадим Родионов
Собравшиеся разбились на четыре
группы и занялись творчеством. Пример им
показали психологи, которые создали собственный
герб. Когда работа была закончена, ее результаты
подверглись анализу. Интересно, что все
произведения, созданные педагогами, имели
приятные для глаза овальные очертания. А герб,
созданный группой психологов, содержал восемь
углов! (Нелегко приходится психологам на Руси...)
Работа с самоопределением
(профессиональным и личностным) продолжалась и
дальше. Анализируя себя, педагоги искали ответы
на вопрос: что помогает им быть успешными в
личностном и профессиональном плане? Оказалось,
что это оптимизм и чувство юмора, а также детская
вера в добро и чудо... И, конечно же, любовь к своей
работе.
При рассмотрении конкретных
негативных ситуаций школьного общения педагоги
предлагали различные варианты конструктивного
выхода из самых сложных ситуаций.
Глядя на заинтересованных и активно
работающих учителей, я поняла, что в этой школе к
психологам относятся с достаточной долей
уважения. Поэтому после окончания тренинга я
поинтересовалась у Вадима Родионова и Марии
Ступницкой, как им удалось решить такую важную
проблему — быть принятыми и оцененными.
Оказалось, что за этим стоит большая и хорошо
спланированная работа.
Самые первые тренинги не проходили
столь успешно. Психологи школы «Премьер»
поставили перед собой задачу — доказать свою
значимость и полезность не только ученикам, но и
учителям.
Мария Ступницкая считает, что в работе
с учителями важно ненавязчиво подвести их
к мысли о необходимости приобретения
психологических знаний
Здесь считают, что школьный психолог
должен в основном работать именно с учителями.
Психолог при такой модели выполняет роль
своеобразного посредника между двумя главными
действующими сторонами педагогического
процесса. Главное — научить педагогов
формулировать свой запрос психологу.
Педагог-психолог Татьяна Кирилина
знакомит учителей
с тем, как сохранить психологическое здоровье
Специалисты психологической службы
НОУ «Премьер» решили направить свои основные
усилия на реальную помощь педагогам в
оптимизации учебного процесса и на
осуществление индивидуального подхода к каждому
ребенку. Для этого они провели психологическое
обследование, по результатам которого был
составлен своеобразный психологический портрет,
отражающий познавательные возможности,
личностные особенности и проблемные зоны
каждого ученика.
Затем были составлены индивидуальные
карты на каждого ребенка, куда заносились
сведения, нужные и понятные педагогам. Были
составлены сводные таблицы по классам, куда
вносились показатели, которые легко можно
использовать на уроке, такие, как динамика
утомляемости ученика и способы восстановления
его работоспособности, особенности внимания и
познавательной сферы, глубина и скорость
ориентации в учебной задаче. Туда же вошли и
социометрические данные по классам, личностные
показатели.
Для того чтобы продемонстрировать
преподавателям возможности использования таких
материалов, был проведен своеобразный консилиум.
Психологи показали на самых сложных примерах
возможности использования психологических
знаний в педагогической практике.
Кульминация тренинга: между
участниками
установилось полное невербальное
взаимопонимание
Подобная работа стала первым шагом
психологов навстречу педагогам. Как считает
педагог-психолог М.А. Ступницкая, психологи
теперь не воспринимаются педагогами школы как
своеобразные представители администрации.
Оказалось, что от психолога можно получить
конкретную помощь и поддержку.
Как считают психологи НОУ «Премьер»,
такой алгоритм работы психолога оправдывает
себя. Особенно в больших школах, где на 700 детей
приходится 1—2 психолога. Самый оптимальный путь
— работа с учителями.
В «Премьере» это уже четвертое большое
мероприятие для учителей. Показательно, что на
этот тренинг, посещение которого — дело сугубо
добровольное, пришло более трети педагогов
школы. И это несмотря на первый день каникул и
необходимость подготовки к другим важным
мероприятиям, проходящим в школе.
Мне кажется, что тренингом остались
довольны все: и психологи, которые проводили его,
и преподаватели. Судя по заключительному
невербальному обмену «подарками», каждый был
искренне готов подарить коллегам если уж не
сердце и целый мир в придачу, то что-то «большое и
чистое».
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Спонсор публикации статьи: научно-производственный центр «Огонек» - производство ортопедических изделий, и организация системы восстановительного лечения больных с поражением нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Протезно ортопедический центр «Огонек» осуществляет разработку и изготовление различных ортопедических изделий, от стелек до таких сложных аппаратов, как рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравистат». Технические средства реабилитации, совместно с разработанными центром методиками, обеспечивают эффективное восстановительное лечение детей и подростков, больных различными формами ДЦП и последствиями ЧМТ. Подробнее ознакомиться с предложением центра «Огонек» можно на сайте http://ogonek.org