ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ОСОЗНАНИЯ И СВОБОДЫ
В этом году я впервые стал выписывать
нашу газету. И у меня сразу же возникло желание
откликнуться. Это желание вызвала статья И.
Вачкова «Такие разные учителя, или Новая
типология педагогов» (см. «Школьный психолог», №
3, 2000 г.).
С самого начала я хотел бы сделать два важных
предупреждения. Во-первых, мое письмо не
преследует цели обидеть автора статьи. Во-вторых,
я просто хочу выразить удивление таким взглядом
на педагогов.
А теперь — к делу.
ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ
Я целый вечер сидел над «новой
типологией педагогов» и не мог понять, что меня в
ней так возмутило. Роем в моей голове крутились
вопросы, я не находил на них ответов.
Автор пишет, что «психологическая
характеристика учительских типов необходима для
понимания причин этих недостатков». Как следует
из материала, «эти недостатки» не что иное, как
непринятие, зависимость и система принуждения.
Ни знакомство с типологией, ни анализ примеров,
ни попытки выделить указанные типы среди
знакомых педагогов не привели меня к пониманию
причин.
Каковы причины самодурства физкультурника? Как
предостеречь такого физкультурника от «грубых
воспитательных ошибок», не начиная «боевых
действий»? Увольнение и все, что ему
предшествовало, — это не «боевые действия»? Что
делал психолог в этой ситуации? Как психологу в
такой ситуации может помочь предлагаемая
типология?
Ну ладно, самодур он и есть самодур. Если же
педагог самостоятелен, то есть он — не серость,
он — личность, но при этом не принимает детей (по
типологии это «Нарцисс» или «Наполеон»), то
почему он остается в школе?
Или вот «самоактуализатор». Насколько я понял,
автор именно этот тип считает отражением
«абсолютно совершенного» (?) уровня
профессионального развития. Если сравнивать
типы, то «самоактуализатор» — это такой
самостоятельный, творческий «Кот Леопольд».
Прочитайте приведенный пример «Кота Леопольда»
и добавьте немного творчества. Вот уж картинка
«абсолютного совершенства»!
ПРИМЕРЬ К СЕБЕ
А что, если примерить эту
классификацию к психологам? Например, к автору.
Врачи, например, часто проверяли на себе
создаваемые ими новые лекарства. К какому типу
отнес бы себя Игорь Вачков? Он очень четко
определил профессиональные типы педагогов и дал
им клички «Самодур», «Штамповщик» и т.п. Судя по
названиям, он не готов принимать учителей. И при
этом, вероятно, ощущает себя творцом. Так он что,
«Наполеон»? Или «Доктор Фауст»? Ах, нет! Он же
создает систему, направленную на развитие
личности педагогов! Он — «Нарцисс»! А может быть,
все-таки Игорь Вачков сумеет сказать каждому
педагогу: «Ты уникален, как и я, но мы поймем друг
друга».
Предлагая новую типологию педагогов, автор
подробно описывает, чего с ней нельзя делать.
Самое главное — ее нельзя показывать педагогам.
Он советует, мол, просто посмотрите, какие они.
Этот педагог — «Штамповщик», а вон тот — такой
«Самодур»!
Так и хочется предложить жевательную резинку:
иногда лучше жевать, чем говорить.
Но я каюсь. Я нарушил запрет. Эту типологию я
показал своей жене (она педагог). Ей
классификация понравилась, но себя она в ней не
нашла. (А вы нашли?) Замечательное свойство
типологии: эти типы можно увидеть только у других
(особенно, если эти другие не очень податливый
материал или они где-то перешли тебе дорогу, но ты
этого еще не осознаешь).
Так что же это за типология? Как интеллектуальное
упражнение кандидата наук она просто
замечательна. А как инструмент практического
психолога... не знаю.
ПОСМОТРИМ СХЕМУ
Ну вот и стекла с моего пера последняя
капля желчи, и появились вопросы к самому себе. А
чего хочешь ты? Какой инструмент устроил бы тебя?
Мне нужен инструмент, с помощью которого я мог бы
помочь педагогу осознать свою профессиональную
позицию, мог бы показать различные варианты
изменения, роста.
Однажды в определении собственной
профессиональной позиции мне помогла схема,
предложенная на одном из семинаров. Ее
разработал канадский психотерапевт (я, к
сожалению, тогда не записал имя автора). По-моему,
эту схему можно предложить и педагогам. Ведь в
профессиональной позиции и педагога и
психотерапевта важным пунктом являются
отношения.
Если эту схему изложить доступным языком,
понятным педагогу (но без кличек), то она может
стать инструментом его личностного и
профессионального роста.
В этой схеме пространство взаимоотношений
представлено в виде бесконечного поля,
плоскости. В качестве компаса — система
координат.
На горизонтальной оси откладывается осознание
педагогом (психотерапевтом) происходящих
изменений (обучение, научение, личностный рост,
изменение поведения и т.п.).
На вертикальной оси откладывается степень
свободы выбора клиента.
Таким образом вся плоскость делится на четыре
сектора. В первом — взаимодействие, определяемое
как конфронтация, во втором — манипулирование, в
третьем — поощрение иждивенчества, в четвертом
— вдохновление.
Соответственно можно определить, что происходит
с клиентом: в первом секторе — уступка с
покорностью; во втором — изменение с раболепием;
в третьем — рост с зависимостью; в четвертом —
освобождение с независимостью.
Для каждого сектора есть лозунг психотерапевта.
Первый — «Нужно создать
жесткие границы, чтобы успокоить клиента».
Второй — «Цель оправдывает средства».
Третий — «Терапевт знает, что нужно
клиенту».
Четвертый — «Только сам клиент может
делать выбор и расти».
Эту схему можно использовать при
проведении для педагогов лекций, дискуссий,
педагогических советов, семинаров,
индивидуального консультирования. Обсуждение
схемы с клиентом побуждает его к
самоопределению, к самосовершенствованию, не
навязывая при этом абсолютных истин. Нужно
только перевести эту схему на педагогический
язык. Она, может быть, проигрывает той схеме, что
предложил Игорь Вачков. Но у нее есть одно
преимущество. Ее можно показывать педагогам без
предварительных оговорок, что не хочешь никого
обижать.
Михаил ТРОШАГИН,
педагог-психолог Высокоключевой
средней школы Гатчинского района
Ленинградской области
Спонсор публикации статьи: интернет форум для шопоголиков и совместных покупок http://SHOPhelp.ru. На страницах форума Вы найдете клуб ценителей белья от Victoria's Secret. Большое количество тем, разбитые на тематические разделы, помогут найти всю необходимую информацию о том, как купить одежду, обувь и купальники Victorias Secret, разрешить проблемы с таможней, и многом другом. Советы других пользователей форума и фотографии ангелов и моделей Victoria's Secret, вместе с фотогалереями покупателей белья, помогут определиться с покупкой.