Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №15/2000

НЕКРУГЛАЯ ДАТА

ТЕОРИЯ КЕЛЛИ

28 апреля 1905 года родился Джордж Александр Келли, автор оригинальной теории личности, а также особого метода исследования личности, получившего известность как метод репертуарных решеток. Самая значительная работа Келли — двухтомная монография «Психология личных конструктов» — увидела свет 15 апреля 1955 года, накануне его 50-летнего юбилея.
Это было непростое для американской психологии время, период разочарования в антименталистских направлениях «объективной» психологии, прежде всего бихевиоризма и необихевиоризма, что проявилось, с одной стороны, в возрождении интереса к иррациональным толкованиям личности и сознания и, с другой стороны, в попытках отказа от «теоретических спекуляций» и обращении многих психологов к чисто прикладным задачам.
Пройдет несколько лет, и умы многих психологов захватит новое направление — когнитивная психология. В известном смысле Джордж Келли выступил ее предшественником, хотя его концепция мало повлияла на ее возникновение. Скорее, общий дух времени отразился и на его теории личных конструктов, и на появлении первой когнитивной модели человека как «канала переработки информации с ограниченной пропускной способностью».
Дж. Келли в отличие, скажем, от Д. Бродбента (книга которого «Восприятие и коммуникация» вышла одновременно с книгой Келли) поставил перед собой задачу объяснить, как человек строит целостный интегрированный образ мира, помогающий ему предсказывать и контролировать события, свое поведение и поведение других людей. Это была задача, которая только в конце восьмидесятых, когда Келли уже не было в живых (он умер в 1967 году), была осмыслена в рамках когнитивной психологии. Келли интересовали не детали, не частности, а проблема целостного анализа активно познающей и действующей личности.
Его концепция — это попытка объединить сциентистские и гуманистические подходы в психологии личности. Келли глубоко переживал несоответствие теоретических концепций личности проблемам реального человека. Стремление преодолеть это несоответствие привело его к идее метатеории, то есть теории, которая одинаково приложима и к научному познанию, и к познанию мира конкретным человеком. Он предложил «уравнять в правах» испытуемых и психологов. Келли выдвинул следующую метафорическую формулу, выражающую пафос его подхода к исследованию личности: каждый человек — это ученый, исследователь, который не просто реагирует на стимулы, не просто усваивает поступающую извне информацию, а выдвигает обоснованные гипотезы, проверяет их на практике, строит свою маленькую «теорию мира» и человеческих отношений.
Уже в этой формуле намечается переход от объектного подхода к субъектному, подчеркивается принцип активности человека и роль практической деятельности в возникновении и формировании человеческих представлений.
Несомненная заслуга Келли состоит в том, что он противопоставил свою теорию представлениям о человеке как игрушке неподвластных ему внешних сил, жертве случайных обстоятельств или проводнике внутренних неосознаваемых иррациональных влечений. «Человек-ученый», «человек-исследователь» видит свою главную задачу не просто в объяснении мира, а пытается предсказывать и контролировать события и свое поведение, учитывая последствия различных событий и поступков.
Теория Келли получила гораздо большее признание в Великобритании, чем на родине ученого, в США. В нашей стране с ней знакомы немногие, поскольку труды Келли по сей день на русский язык не переведены. Однако существует очень хороший перевод книги его британских последователей (Ф. Франселл, Д. Баннистер. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987), с помощью которого и отечественные психологи смогут познакомиться с его интересными идеями и методическими приемами.


ПСИХОЛОГИ — НАРОД ПОРЯДОЧНЫЙ

28 апреля 1933 года в газете Deutsche Allgemeine Zeitung появилась острая статья немецкого психолога Вольфганга Кёлера. Один из лидеров гештальт-психологии, снискавший мировую известность, Келер на сей раз выступил по вопросам, очень далеким от академической науки.
К тому времени в Германии при активной поддержке обывательских масс, а точнее — в результате их прямого демократического волеизъявления, была установлена фашистская диктатура. Пора благодушных иллюзий, во все времена свойственных интеллигенции любого народа, в Германии закончилась. Воинствующий шовинизм и национальная нетерпимость расцвели пышным цветом. По немецким университетам прокатилась волна национальных чисток. Профессора неарийского происхождения были отправлены в отставку.
О следующем этапе национальной политики Великого Рейха — лагерях уничтожения — пока можно было только догадываться, но уже сам факт национальных чисток не мог не настораживать.
Этот вопрос и затронул Кёлер в своей статье. Отмечая тот значительный вклад, который внесли в германскую науку и культуру деятели неарийского происхождения, он указывал, что политика национальной селекции, проводимая властями, не только бесчеловечна, но и недальновидна.
Время подтвердило его правоту. Германия сама себе нанесла чудовищный урон, от которого фактически не оправилась по сей день. Родина научной психологии на протяжении какой-то пары лет утратила свой приоритет, вытеснив в эмиграцию ведущих ученых, среди которых оказался и сам Кёлер.
Его статья уже не могла предотвратить надвигавшийся кошмар. Но сам факт ее публикации был знаменателен. Это было последнее легальное антинацистское выступление в немецкой печати, и психологи вправе гордиться, что его автором был их коллега. Приятно сознавать, что психологи в массе своей — народ порядочный и здравомыслящий. Никогда и нигде не поддавались они шовинистическому угару и не подпевали подонкам. Хочется надеяться, что не будут и впредь.


РОДИТЕЛИ ИЛИ УЧЕНЫЕ?

9 апреля 1885 года родилась Роза Кац, крупный специалист в области возрастной психологии. В историю науки она вошла как элемент «семейного гештальта» Давид & Роза Кац, поскольку основные работы были выполнены ею совместно с мужем, также крупным психологом.
К сожалению, в нашей стране их имена практически не известны, по крайней мере в самых популярных сегодня учебниках Л.Ф. Обуховой и Т.Д. Марцинковской по детской психологии они даже не упоминаются. Вероятно, это объясняется тем фактом, что основные труды этих немецких психологов вышли в свет тогда, когда волна оперативных переводов в нашей стране уже спала и советская психология утвердилась в своей иллюзорной самодостаточности. Ныне же работы многолетней давности хотя и переводятся весьма охотно, но лишь в тех случаях, когда имя автора кем-то когда-то было услышано. В этом отношении Розе Кац не повезло, и, надо сказать, весьма незаслуженно.
Наиболее известна и переведена на многие языки (увы, кроме русского) книга Розы Кац «Беседы с детьми», написанная ею совместно с мужем. Это один из первых и наиболее ярких примеров особого научного жанра — дневника детского развития.
Следует отметить, что наблюдения за собственными детьми, фиксируемые в виде дневниковых записей, издавна служат психологам ценным источником фактов, которые используются для выявления закономерностей детского развития. Классическим образцом может служить наблюдение выражения эмоций у своего сына, проведенное Ч. Дарвином и использованное в книге «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Вильям Штерн использовал дневниковые записи, которые вел вместе с женой Кларой Штерн, для разработки и иллюстрации своих гипотез о причинах, влияющих на психическое развитие ребенка. Жан Пиаже, выделяя этапы умственного развития детей раннего возраста, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками.
В отечественной науке этот прием также был использован многими специалистами. Н.Н. Ладыгина-Котс на основе тщательных наблюдений за маленьким шимпанзе Иони и своим сыном Руди провела сравнение особенностей развития ребенка и детенышей животных. Лингвист А.Н. Гвоздев в течение восьми лет ежедневно фиксировал речевые проявления собственного сына и написал на этой основе книгу «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка» (1949).
Специалистам хорошо известна книга Н.А. Менчинской «Развитие психики ребенка. Дневник матери» (1957), в которой зафиксированы данные систематического наблюдения за поведением ребенка с особым акцентом на возникновение новых форм поведения, свидетельствующих о появлении новых психических качеств. Собственные наблюдения за сыновьями-близнецами были опубликованы В.С. Мухиной в виде самостоятельной научной работы, а также использованы в ряде ее исследований по детской психологии.
«Беседы с детьми» Розы и Давида Кац, опубликованные в 1927 году, представляют собой записи бесед с двумя их детьми и являются одним из самых полных и тщательно обработанных дневников развития ребенка в психологической литературе. На основе этого материала ими была предпринята попытка разработать методику целенаправленных «бесед по убеждению ребенка», то есть воплотить психологические находки в педагогической практике.
Судя по нынешней издательской политике, нам едва ли удастся ознакомиться с переводом этого интересного труда. Но сам факт его существования наводит на размышления. Ведь подобно супругам Кац, мы в большинстве своем не только психологи, но и родители. Так почему бы не подумать о взаимном обогащении этих ролей?