НАШИ ДЕТИ
КАК СТАТЬ ВЗРОСЛЫМ
Большинство детских фантазий
начинается со слов «когда я вырасту...».
Похоже, иные взрослые тоже живут так, словно они
еще не выросли.
Альфред Адлер
В этом учебном году я получил
приглашение прочесть курс лекций «Введение в
возрастную психологию» для старшеклассников,
намеревающихся поступать в Московский городской
психолого-педагогический институт.
Казалось, что серьезной подготовки этот курс не
потребует: ведь всякое введение предусматривает
изложение азов, известных любому специалисту с
университетской скамьи.
Программой курса было предусмотрено
одно-единственное семинарское занятие, и, дабы
поддержать заинтересованность будущих
студентов-психологов, я предложил им самим
выбрать тему для обсуждения. Вот тут-то и
начались трудности. Оказалось, что 16—17-летние
юноши и девушки больше всего хотели бы
разобраться в особенностях своего возраста, в
частности, ответить на вопрос — вправе ли они
считаться взрослыми, а если нет, то что же этому
препятствует?
РАЗМЫТАЯ ГРАНИЦА
Фактически тему нашего семинара
следовало бы обозначить вопросом: «Кого можно
считать взрослым?» Обычно предполагается, что
преподаватель, вынося на обсуждение какой-то
вопрос, сам знает на него ответ и постепенно
подводит к нему слушателей. Однако на этот
конкретный вопрос в ходе моих многолетних штудий
ответа никто мне не преподнес, его еще предстояло
отыскать.
Попытки накануне семинара найти ответ в
специальной литературе увенчались, увы, крайне
скромным результатом. Поэтому ответ пришлось
искать в непосредственном общении со студентами.
Исчерпывающим этот ответ назвать нельзя, но в
ходе обсуждения было высказано немало здравых
мыслей, которые, надеюсь, нас к этому решению
приблизили. Этими мыслями мне и хотелось бы
поделиться с читателями.
Для нескольких поколений отечественных
психологов понятие «возрастная психология»
выступало синонимом детской психологии.
Возрастным особенностям того этапа жизненного
пути, который выходит за рамки детства, внимания
не уделялось вовсе. Было негласно признано, что
человек, став однажды взрослым, долгие годы до
самой смерти пребывает в этом почти совершенном
состоянии, а происходящие с ним изменения
сводятся лишь к обогащению жизненного опыта.
В этом представлении, по сути дела, воплотился
поведенческий подход, в рамках которого
индивидуальное развитие рассматривается как
приобретение опыта. Накопил достаточно опыта —
можешь считать себя взрослым. Правда, даже при
таком, явно упрощенческом подходе остается
открытым вопрос: достаточно — это сколько?
СПЛОШНОЙ РЕЛЯТИВИЗМ
Нельзя обойти вниманием и проблему
физического развития. Когда старшие в ответ на
чрезмерные, по их мнению, притязания ребенка
отрезают: «Мал еще!», они при этом имеют в виду,
что ему не просто мало лет и опыта недостает, но
он еще и в буквальном смысле мал, то есть не вырос
и не обрел достаточно сил. Правда, подростку
такого уже не скажешь. Он может уже в пятнадцать
лет обгонять ростом маму с папой, поэтому им
только и остается апеллировать к недостатку
опыта. То есть очевидно, что физическое развитие
выступает важным условием взросления, однако не
определяющим.
Можно еще сослаться на юридические нормы,
определяющие срок наступления совершеннолетия.
Вот только в разных культурах и разных
законодательных системах эти нормы различны.
Например, по исламским канонам девочка может
быть выдана замуж по достижении 12 лет. Российское
законодательство такого не допускает. Однако
даже в нашей стране, где совершеннолетие, то есть
так называемый брачный возраст, наступает в 18
лет, закон позволяет при определенных условиях
оформление брака и в более раннем возрасте. То
есть человек, еще не достигнув официального
совершеннолетия, может на законных основаниях
оказаться супругом и родителем. И кто же он тогда
— взрослый или еще нет?
У КАЖДОГО СВОИ ДЖУНГЛИ
Таким образом, приходится признать,
что единого критерия зрелости не существует.
Таких критериев может быть выделено несколько.
При этом может оказаться, что по одному критерию
зрелость уже наступила, а по другим до нее еще
далеко. Вероятно, о подлинной зрелости можно
вести речь лишь тогда, когда человек отвечает
всем этим критериям. Каковы же они?
При всей уязвимости выделенных параметров,
каждый из них должен быть учтен. Безусловно,
зрелость, или взрослость (кстати,
лингвокорректор моего компьютера упорно
отказывается признавать последнее слово, не
находя его в своем словаре), наступает с
обретением определенного социального опыта, то
есть необходимого набора знаний и умений. По
этому критерию взрослым может быть признан,
скажем, тринадцатилетний бушмен или папуас,
вполне освоивший набор несложных навыков,
необходимых для выживания в джунглях.
Джунгли современного мегаполиса требуют от
своих обитателей гораздо более широкого набора
навыков, поэтому лондонский или московский
сверстник папуаса взрослым никак считаться не
может: он просто еще не успел освоить всего, что
понадобится ему для полноценного существования,
и без внешнего вспомоществования выжить в
одиночку не в состоянии. Таким образом, с
развитием цивилизации период взросления
удлиняется: все больше и больше требуется узнать,
большему научиться, чтобы соответствовать
современному уровню развития технологии и
культуры.
ХИМЕРА ЗРЕЛОСТИ
В соответствии с этим основой зрелости
следует признать некоторый объем информации, а
также практических навыков, без овладения
которыми невозможно самостоятельное
существование в условиях окружающей реальности.
Соответственно реальность и диктует содержание
этой палитры знаний и навыков.
Однако при внимательном рассмотрении этот
вопрос оказывается не так прост. При определении
«базового минимума» возможна изрядная
субъективность. В наших условиях получение
аттестата зрелости (название говорит само за
себя) призвано свидетельствовать о приобретении
необходимого «багажа». А может ли стать взрослым
человек без аттестата?
В ситуации, когда всеобщее образование
превратилось в химеру (сегодня в нашей стране не
посещают школу десятки, если не сотни тысяч
детей), многим людям придется вести взрослую
жизнь, так и не освоив базового минимума. При этом
многие из них сумеют овладеть социальными
ролями, не требующими знания логарифмов и
пунктуации.
Да и миллионы объективно взрослых владельцев
аттестатов практически не владеют якобы
освоенной программой средней школы. Чтобы в этом
убедиться, попробуйте остановить на улице
десяток случайных прохожих и задайте каждому
пару несложных вопросов из школьной программы.
Если эта информация никак не вовлечена в
профессиональную деятельность опрашиваемого, то
можно поручиться, что он не сможет воспроизвести
ни закон Бойля-Мариотта, ни даты жизни Гоголя, не
говоря уже о том, чтобы построить пару
простеньких предложений на якобы изученном
иностранном языке.
На самом деле в этом нет большой трагедии. Было бы
наивно полагать, будто образование представляет
собой накачивание головы учащегося необходимыми
знаниями. Совершенно очевидно, что для многих
учащихся большая часть преподносимых им знаний
необходимыми не являются и никогда не будут
востребованы в их практическом жизненном опыте.
Реальная задача образования — не столько
накопление информации, сколько освоение навыка
ее приобретения и оперирования ею, с тем чтобы
впоследствии действительно необходимые знания и
навыки человек сумел адекватно воспринять,
освоить и использовать. Что же до необходимого
минимума, то он, судя по всему, гораздо уRже рамок
школьной программы и превосходит необходимый
запас папуаса гораздо в меньшей степени, чем наша
культура превосходит его культуру.
Даже в наши дни и в наших краях взрослым можно
стать, фактически оставаясь неграмотным или, по
крайней мере, полуграмотным. Если рассуждать
иначе, то среди окружающих нас людей взрослыми
вправе считаться единицы.
СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПАРАМЕТР
Пожалуй, наименее спорным является
критерий физической зрелости. Но тут приходится
признать, что этому критерию человек начинает
соответствовать задолго до того, как его можно
считать взрослым по всем прочим критериям. Иными
словами, телесная зрелость скорее даже не
компонент, а условие подлинной взрослости —
необходимое, но отнюдь не достаточное.
Официальный срок наступления совершеннолетия
также можно (точнее — приходится) рассматривать
как ступень достижения зрелости. Однако
необходимо отдавать себе отчет в условности
этого параметра. Его значительные культурные
вариации заставляют признать, что это параметр
скорее статистический, да и к тому же основанный
на житейском здравом смысле: в рамках некоторого
общества принято считать взрослым человека с
определенного срока, при том что большинство его
сверстников «на глазок» могут считаться
таковыми.
Научно обоснованных критериев того, отчего за
один и тот же проступок человек сегодня
считается шалуном, а завтра, став на день старше,
будет назван бандитом, похоже, просто не
существует.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Таким образом, все выделенные критерии
либо условны, либо очевидно недостаточны.
Главным критерием следует признать критерий
психологический, хотя и он, увы, довольно
расплывчат. Для его дефиниции можно было бы
воспользоваться терминологией Э. Берна,
выделявшего эго-состояние Взрослый в качестве
наиболее зрелой и совершенной инстанции
личности.
Взрослым в самом широком смысле этого слова,
вероятно, следует признать того, в ком
сформировался здравомыслящий берновский
Взрослый, умеющий трезво соотнести притязания
Дитя и требования Родителя с объективно
существующими условиями действительности.
Настоящий взрослый умеет примирить
инстинктивные позывы своей природы и
директивные назидания социума, не идя на поводу
ни у тех, ни у других. Взрослый руководствуется
соображениями разумной целесообразности. Он
поступает определенным образом не потому, что
ему это приказали, и не для того, чтобы любой
ценой воспротивиться приказу, сделать наоборот
(хотя умеет при необходимости и подчиняться и
бунтовать).
Взрослым движет не прихоть, не страх, а здравый
смысл. Разумеется, учиться этому приходится
долгие годы. В иных случаях полноценным взрослым
можно так никогда и не стать, несмотря ни на
аттестат зрелости, ни на законный паспорт, ни на
косую сажень в плечах.
Взрослость — это самостоятельность, причем даже
не столько материальная и юридическая (все мы — в
чьем-то подчинении), сколько психологическая.
Соответственно, главный принцип воспитания
можно почерпнуть из старого афоризма:
«Воспитывать детей — значит учить их обходиться
без нас».
Сергей СТЕПАНОВ