ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
ЛИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
ГЛАВНЫЕ ПОНЯТИЯ
В профориентации традиционно
выделяются следующие направления:
профинформация, профагитация, профпросвещение,
профдиагностика (профотбор, профподбор) и
профконсультация... Профориентация — очень
объемное понятие, например, можно сказать, что
современное западное общество по сути своей
профориентационно, так как с самого рождения
ориентирует ребенка на «жизненный успех» и
«успешную карьеру». Профориентация предполагает
широкий, выходящий за рамки педагогики и
психологии комплекс мер по оказанию помощи в
выборе профессии, куда входит и профконсультация
как индивидуально ориентированная помощь в
профессиональном самоопределении.
И профориентация, и профконсультация — это
«ориентирование» школьника, тогда как
профессиональное самоопределение больше
соотносится с «самоориентированием» учащегося,
выступающего в роли субъекта самоопределения (по
Е.А. Климову).
Профессиональное и личностное самоопределение
имеют очень много общего, а в высших проявлениях
почти сливаются. При попытке развести их можно
выделить два принципиальных отличия.
Профессиональное самоопределение — более
конкретное понятие, его проще оформить
официально (получить диплом и т.п.); личностное
самоопределение — это более сложное понятие,
оформить официально его невозможно (диплом «на
личностность» по крайней мере психически
здоровым людям пока еще не выдают...).
Профессиональное самоопределение зависит от
внешних, чаще всего благоприятных условий;
личностное самоопределение зависит от самого
человека.
Понятие «карьера» широко распространено на
Западе (например, в США профориентация часто
вообще называется психологией карьеры). В России
существует своя традиция употребления этого
слова, подразумевающая успех в какой-либо
деятельности, но с некоторым негативным оттенком
(типа «карьеризм»).
Профессиональный выбор, в отличие от
профессионального самоопределения (по
Е.И. Головахе), — «это решение, затрагивающее
лишь ближайшую жизненную перспективу
школьника». Он может быть осуществлен «как с
учетом, так и без учета отдаленных последствий
принятого решения», и «в последнем случае выбор
профессии как достаточно конкретный жизненный
план не будет опосредован отдаленными
жизненными целями». Дж. Сьюпер считает, что в
течение жизни (карьеры) человек вынужден
совершать множество выборов (сама карьера
рассматривается как «чередующиеся выборы»).
СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Понятие «самоопределение» вполне
соотносится с такими модными ныне понятиями, как
«самоакутализация», «самореализация»,
«самоосуществление», «самотрансценденция»... При
этом многие мыслители связывают эти понятия с
трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу
считает, что самоактуализация проявляет себя
«через увлеченность значимой работой»;
И.С. Кон говорит, что самореализация
проявляется через труд, работу и общение;
П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл
самоопределения — в способности человека
строить самого себя, свою индивидуальную
историю, в умении постоянно переосмысливать
собственную сущность»; Е.А. Климов выделяет
два уровня профессионального самоопределения: 1)
гностический (перестройка сознания и
самосознания); 2) практический (реальные
изменения социального статуса человека).
Самоопределение предполагает не только
«самореализацию», но и расширение своих
изначальных возможностей —
«самотрансценденцию» (по В. Франклу):
«...полноценность человеческой жизни
определяется через его трансцендентность, то
есть способность «выходить за рамки самого
себя», а главное — в умении человека находить
новые смыслы в конкретном деле и во всей своей
жизни...». Таким образом, именно смысл определяет
сущность самоопределения, самоосуществления и
самотрансценденции.
При более творческом подходе к жизни сам смысл
создается человеком заново. В этом случае
человек превращается в подлинного субъекта
самоопределения, а не просто выступает как
проводник каких-то «высших» смыслов.
Одной из наиболее сложных (и одновременно
творческих) проблем является поиск смысла для
конкретного самоопределяющегося клиента. Но
единого смысла (для всех одинакового) быть не
может. Исключения составляют лишь эпохи войн и
нравственных испытаний, когда народ или
отдельные слои общества объединены общей идеей.
СХЕМА ЛПП
Рассмотрим схему построения личной
профессиональной перспективы (ЛПП) как вариант
содержательно-процессуальной модели
профессионального самоопределения (см. таблицу).
За основу взята схема, предложенная
Е.А. Климовым, которая существенно дополнена
ценностно-смысловыми компонентами. В левой части
таблицы — компоненты схемы построения ЛПП, а в
правой — вопросы для работы с клиентами.
Если работа проводится с классом, то каждый
вырывает обычный тетрадный листочек,
подписывает его, проставляет номер вопроса и
выписывает ответ (обычно на весь опросник
затрачивается около 25—30 мин). После этого
результаты обрабатываются.
Если это индивидуальная профконсультация, то
психолог-консультант может вставлять вопросы
непосредственно в беседу с клиентом. При этом
лучше ориентироваться на компоненты. Почему?
Во-первых, они полнее по своему содержанию, а
во-вторых, в большей степени учитывают
позитивные характеристики ситуации данного
клиента (например, пункт 8, справа спрашивается о
недостатках, а слева — акцент делается на
возможностях и достоинствах клиента).
Естественно, и в опроснике для работы с классом, и
в индивидуальной беседе-профконсультации
формулировка вопросов может видоизменяться при
сохранении главного их смысла.
Если внимательно посмотреть на данную схему ЛПП,
то в ней так или иначе представлена почти вся
психология. Это означает, что настоящая
профориентация — это очень сложная и
развернутая по времени работа. Если
профориентационная помощь оказывается в течение
30–40 минут, то обычно такую «помощь» называют
профанацией.
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук
Компоненты ЛПП |
Опросник по
схема построения ЛПП (ответы пишутся на
листочках: проставляются номера вопросов и сразу
дается ответ) |
1. Осознание
ценности честного труда (ценностно-нравственная
основа самоопределения) |
1. Стоит ли в наше
время честно трудиться? Почему? |
2. Осознание
необходимости профессионального образования
после школы |
2. Стоит ли учиться
после школы, ведь можно и так хорошо устроиться? |
3. Общая ориентировка
в социально-экономической ситуации в стране и
прогнозирование ее изменения |
3. Когда в России жить
станет лучше? |
4. Знание мира
профессионального труда (макроинформационная
основа самоопределения) |
4. В виде задания: три
буквы (м, н, с) — за три минуты написать профессии,
начинающиеся с этих букв. Если будет указано
более 17 профессий, то это уже неплохо. |
5. Выделение дальней
профессиональной цели (мечты) и ее согласование с
другими важными жизненными целями |
5. Кем бы Вы хотели
стать (по профессии) через 20—30 лет? |
6. Выделение ближайших
и ближних профессиональных целей (как этапов и
путей к дальней цели) |
6. Выделите основные
5—7 этапов на пути к своей мечте. |
7. Знание конкретных
выбираемых целей: профессий, учебных заведений,
мест работы... (микроинформационная основа
выбора) |
7. В виде задания:
выписать три самых неприятных момента, связанных
с работой по выбираемой профессии, и три —
связанных с обучением в вузе или в колледже. |
8. Представление о
своих возможностях и недостатках, могущих
оказать влияние на достижение поставленных
целей |
8. Что в Вас самих
может помешать Вам на пути к целям? (О «лени»
писать нельзя — надо поконкретнее). |
9. Представление о
путях преодоления своих недостатков (и о путях
оптимального использования своих возможностей) |
9. Как Вы собираетесь
работать над своими недостатками и готовиться к
профессии (к поступлению)? |
10. Представление о
внешних препятствиях на пути к целям |
10. Кто и что может
помешать Вам в достижении целей? |
11. Знание о путях
преодоления внешних препятствий |
11. Как Вы собираетесь
преодолевать эти препятствия? |
12. Наличие системы
резервных вариантов выбора (на случай неудачи по
основному варианту) |
12. Есть ли у Вас
резервные варианты выбора? |
13. Представление о
смысле своего будущего профессионального труда |
13. В чем Вы вообще
видите смысл своей профессиональной жизни (ради
чего Вы хотите приобретать профессию и работать)? |
14. Начало
практической реализации ЛПП |
14. Что Вы уже сейчас
делаете для реализации своих планов (писать о
том, что Вы хорошо учитесь, нельзя; что Вы делаете
сверх хорошей учебы)? |
Возможны разные варианты обработки
результатов
(по опроснику ЛПП):
1) Первый вариант. Листочки собираются,
и психолог сам оценивает качество ответов. Ниже
представлены ориентировочные критерии оценок
(по каждому вопросу):
1 балл — отказ отвечать на данный
вопрос;
2 балла — явно ошибочный ответ или честное
признание в отсутствии ответа;
3 балла — минимально конкретизированный ответ
(например, собираюсь поступать в институт, но
неясно, в какой);
4 балла — конкретный ответ с попыткой
обоснования;
5 баллов — конкретный и хорошо обоснованный
ответ, не противоречащий другим ответам.
2) Второй вариант. Сначала учащиеся
сами оценивают свои ответы (предварительно
совместно разбираются 1—2 анонимные работы и
учащиеся осваивают систему оценки на чужих
примерах), затем психолог собирает листочки,
оценивает их и сравнивает с самооценками
школьников.
Внимание: опросник предназначен
только для выявления проблемных компонентов
(низкие баллы по соответствующему вопросу). При
работе с опросником не имеет смысла выводить и
анализировать обобщенные результаты.
Спонсор публикации статьи: информационный сайт «Все про холодильники». На страницах сайта, который располагается по адресу http://xolodina.ru, Вы найдете обзоры холодильников таких моделей, как AEG, Ariston, Bosh или Beco, особенности их ремонта и эксплуатации. А большое количество статей расскажут про виды холодильников, как правильно подобрать холодильник для Вашей кухни, увеличить срок хранения продуктов, чем отличается морозильник от морозильной камеры и о многом другом. Информация изложена живым языком, и позволит провести время с пользой и интересом.