Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №16/2000

ИЗ ПЕРВЫХ РУК

НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ В НОВОМ МИРЕ

Интервью с начальником Главного управления образования Самарской области, доктором физико-математических наук Ефимом Яковлевичем КОГАНОМ

Ефим Яковлевич, насколько я знаю, вы были инициатором введения в Самарской области курса «Основы жизненного самоопределения» в качестве регионального компонента содержания образования. Почему возникла такая идея?

Мы долго обсуждали проблему регионального компонента системы общего образования. У нас было много соблазнов пойти обычным путем: изучение природы родного края, краеведение, традиционные ремесла. Но в какой-то момент мы поняли, что важнее всего сейчас дать молодым людям, которые обучаются в школе, представление о самых современных способах ориентации в сегодняшнем мире, понимание основных процессов, происходящих в обществе.

Мы вошли в общество принципиально иной экономической и социальной конструкции без должного понимания элементов этой конструкции. У нас было очень примитивное представление о том, что такое экономика, а представления о том, что такое либеральная экономика, вообще никакого не было. Поэтому мы ввели курс, который так и называется «экономическая культура».

Сегодня очень важно уметь распоряжаться масштабными информационными ресурсами, жить и работать в сплошном потоке новой информации. В этой ситуации учитель больше не является единственным носителем знания, есть более емкие и более серьезные источники информации. У учителя сегодня совсем другая задача: дать ребенку возможность не утонуть в информационном потоке, научить ориентироваться и передвигаться в нем. Поэтому мы ввели в школах предмет, который называется «информационная культура».

Наконец, для нас было очень важно научить молодого человека выбору. Это одна из главных основ социализации сегодняшнего человека: уметь выбирать, выбирать собственную судьбу, собственную траекторию образования, политическую власть, семейный быт.

А чтобы уметь выбирать, нужно не только иметь ресурс базовых знаний, но и, самое главное, понимать, что жизнь — это непрерывный выбор.

Но жизнь всегда была жизнью, она всегда была непрерывным выбором. Мы выбирали власть, работу, семью...

Мы никогда по большому счету ничего не выбирали.

Вы не выбирали школу, потому что вас обслуживала школа, в районе которой вы жили, и вы не имели права пойти в другую. Вы никогда не выбирали врача, вас всегда приписывали к поликлинике и к врачу, независимо от того, какими качествами этот врач обладал.

И уж тем более вы никогда не выбирали власть — это была проформа, и вы это знаете не хуже меня. Хотя, может быть, и несколько хуже, потому что вы моложе. Разве вы выбирали когда-нибудь генерального секретаря? Нет.

Но мы своим поведением выбирали ту власть, которая была. Те, кто выбирал другую власть, вели себя по-другому. Чем нынешняя ситуация настолько отличается от прежней, что этому выбору надо учить?

Молодые люди до недавнего времени, оканчивая то или иное образовательное учреждение, получали направление на работу — распределение. Эта первая работа для очень многих была работой навсегда. Человек входил в ворота предприятия, и считалось великой заслугой, если он выходил из этих же ворот на пенсию.

То время прошло. Если мы строим либеральную экономику, то в ее центре стоит человек, она рассчитана на его ресурсы, а не на ресурсы государства. А это значит, что динамику развития общества определяет личность, вернее — набор личностей. В такой ситуации жестко определенной экономической и социальной жизни просто не может быть.

Сегодня сложился совершенно иной рынок труда, где вообще нельзя говорить о какой-то жесткой определенности в сфере занятости. Переориентация производства, смена направлений деятельности в любой организации, конечно же, влечет за собой возможность потери рабочего места, необходимость постоянного повышения квалификации или даже переквалификации.

Человек должен научиться правильно вести себя на этом рынке труда, должен научиться понимать, как себя продвигать, как выгодно продать свои возможности, свои достоинства, и не бояться этого. Это до сих пор звучит достаточно жестко и странно, но надо привыкнуть к тому, что мы действительно продаем собственные достоинства.

Мы вошли в ситуацию меняющегося мира, где нет заранее и навсегда заданных алгоритмов подхода к любым, поставленным самой жизнью задачам. В этом меняющемся мире нужно научиться жить, надо научиться формировать эти алгоритмы в каждой конкретной ситуации.

И предмет «Основы жизненного самоопределения» как раз и направлен на то, чтобы молодой человек понял, что мир каждый день заставляет его делать выбор.

В каких классах он преподается?

С 1-го по 4-й класс, то есть в начальной школе, мы создали цикл учебников нашими силами — с помощью психологов Регионального центра социопсихологических исследований в системе образования. Эти учебники посвящены таким темам, как «Я и мы», «Я и мои друзья», «Я и моя семья», «Моя малая экономика» или «Моя малая родина». Задача курса в начальной школе — осознание маленьким человеком его бытия на уровне коллективных взаимоотношений.

С 5-го по 9-й класс курс самоопределения мы включили в граждановедение, и он строится на основе учебников авторского коллектива под руководством Якова Соколова.

В 10-м и 11-м классах опять появляется отдельный предмет «Основы жизненного самоопределения». Для этого мы создали специальный учебник.

Получился интегрированный курс, формирующий взаимоотношения молодого человека и окружающего его мира. Другого подобного курса в школьном цикле просто нет.

Кстати, все педагоги, которые ведут этот предмет, прошли специальную подготовку в Институте повышения квалификации.

Насколько действительность соответствовала вашим ожиданиям?

Мечты всегда несколько опережают реальность. Но мы никогда не вводили никакие новые курсы без серьезной к тому подготовки, поэтому особых неожиданностей не было.

Мы готовились полтора-два года, формировали программу, писали методические пособия, учебники, проводили подготовку учителей. Только затем начали преподавать «Основы жизненного самоопределения» в младших классах. Вначале это были экспериментальные площадки — несколько школ. Но мы быстро поняли, что эта идея захватывает всех участников образовательного процесса: и родителей, и учителей, и детей.

Затем мы поняли, что мы должны использовать цикл «Граждановедение». Он абсолютно необходим для соответствующего возраста и фактически продолжает или даже предвосхищает те идеи, которые мы хотели преподавать.

На начальном этапе у вас этой мысли не было?

Только когда мы выстроили этот курс таким образом, мы поняли, что должно быть на заключительном этапе, в 10-м и 11-м классах.

И что же должно быть на заключительном этапе?

В начальной школе детьми движет природная любознательность. Позднее она в определенной мере насыщается, и на следующем возрастном этапе должна появиться новая мотивация образования. Молодой человек должен здесь, в стенах школы, начать формировать свое будущее. Тогда пребывание в школе становится осмысленным, перестает быть отбыванием срока в тюрьме, когда только и ждешь что последнего дня и не знаешь, что будет после него. Траектория взрослой жизни должна формироваться в школе — в этом я абсолютно уверен.

Мы исходили из того, что молодой человек попадает в «многогранную» жизнь, каждая из граней которой — целый мир, например мир семьи, мир экономики, мир религии, мир науки. И вот это многообразие миров, в котором живет человек, мы попытались им показать.

Самоопределение и умение выбирать — это целая идеология жизни, и она не может в системе образования ограничиваться одним предметом. Насколько эта идея вышла за рамки предмета? Стала ли она стратегией системы образования Самарской области?

Ориентирована ли на это вообще вся система образования? Нет. И по очень простой причине: это очень сложно. Пока мы с большим трудом подготовили команду педагогов для преподавания одного этого предмета.

Учитель видит свою задачу по-прежнему в том, чтобы дать определенные объемы знаний и получить в качестве ответной реакции информацию о том, что этот объем знаний уложился в голове. Но ведь задача-то должна быть совсем другая, существо проблемы не в объеме знаний. Система общего образования должна способствовать самоопределению, формировать определенный набор тех качеств, которые позволяют молодому человеку жить дальше.

Это то, что во всем мире называется «набор ключевых компетенций». Весь мир сегодня живет этой моделью образования.

У вас система образования пока не соответствует этой модели?

Она не соответствует этой модели, к сожалению, во всей нашей стране. Начать переход к ней — очень непростая штука. В этом, собственно, и есть суть реформы, хотя все так боятся произнести это слово. В масштабах Федерации эти шаги просто не предпринимались.

А в масштабах Самарской области?

Что мы сделали, то сделали. Но мы планируем и следующие шаги.

Мир уже знает, что качества, необходимые для жизни в сегодняшнем обществе, воспитываются с помощью специальной технологии, которая называется «метод проекта».

Умение ставить цели, находить способы их достижения, прогнозировать последствия и оценивать результаты?

Совершенно верно, это этапы проекта.

Сегодня в нашей стране перейти на такую технологию во всех образовательных областях невозможно. Но можно сделать простую вещь: использовать ничем не заполненную образовательную область, которая есть в базисном учебном плане. Она называется «технология».

То, что раньше называлось «труд»?

Да, точнее — «общественно полезный труд». Мы сейчас попробуем организовать в рамках этого предмета изучение технологии как способа движения к любой поставленной цели.

Весь мир использует эти принципиально новые способы подготовки молодых людей. Одна из тех стран, которые очень активно работают в этой сфере, — Великобритания. Введение «технологии» здесь было проведено в обязательном порядке — во всех школах в один день приказом министра образования.

Мы сделаем соответствующие шаги: подготовим учебные пособия, переподготовим учителей. И Британский совет поможет нам в нашей работе.

Какова роль психологической службы системы образования Самарской области в реализации этих перспектив?

Психологическая служба в Самарской области обязательно участвует в проведении аттестации всех образовательных учреждений. Ее задача — определить, работает ли образовательное учреждение на развитие ребенка, или оно вызывает его деградацию.

Что касается перемен и изменений, то здесь психологическая служба отслеживает результаты на каждом этапе введения новых предметов и проводит предварительную экспертизу тех действий, которые мы еще только планируем предпринять. С ее помощью мы решаем, как сделать те или иные шаги, чтобы не навредить, ничего не поломать и провести необходимые изменения естественно и безболезненно.

Беседовал Марк САРТАН
Главное управление образования Самарской области
Тел: (8462) 32-11-07