Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2000

НОВОСТИ
Март 2000

КРАСНОЯРСК

9—11 марта состоялась III краевая психологическая Олимпиада школьников, организованная Главным управлением образования администрации Красноярского края и региональным отделением Российского психологического общества

Олимпиада состояла из двух этапов: заочного и очного. 32 территории края участвовали в заочном конкурсе, было прислано около 200 творческих работ. В состав жюри входили лучшие представители краевой научной и практической психологии: Людмила Викторовна Яблокова, проректор, заведующая кафедрой психологии КГПУ, профессор; Борис Иосифович Хасан, заведующий кафедрой психологии развития КГУ, председатель регионального психологического общества, доктор психологических наук; Светлана Владимировна Алехина, директор психолого-медико-педагогического центра «Сознание»
г. Красноярска; Татьяна Викторовна Белинская, педагог-психолог Дома творчества г. Сосновоборска.
В исследованиях старшеклассников были затронуты различные острые проблемы: наркомания, суициды, взаимоотношения подростков с родителями и педагогами.
На очный этап были приглашены 24 участника.
Началась олимпиада нетрадиционно: все участники и члены жюри сели в один большой круг, чтобы поближе познакомиться и обменяться приветствиями и пожеланиями. Организаторам удалось умело соединить здоровый «олимпийский дух» и стремление ребят к сплочению. Все задания включали активные виды деятельности.
Многие участники считают одним из самых ярких мероприятий олимпиады конкурс на коммуникативную компетентность. Нужно было создать ситуацию доверительной дружеской беседы, а не модель психологического консультирования. Жюри в этом конкурсе оценивало умение слушать и принимать другого.
Во время олимпиады прошел интересный вечер «О психологии и психологах», на котором у ребят и их руководителей была возможность пообщаться с деканами и студентами психолого-педагогических факультетов университетов г. Красноярска. Участники также посетили драматический театр им. А.С. Пушкина, по вечерам имели возможность снять напряжение в тренажерном зале и сауне.
Педагоги-психологи отметили теплую атмосферу, глубокое содержание, четкую организацию олимпиады.
Татьяна Владимировна, г. Шарыпово
Когда такие авторитетные в науке и практике люди вдумчиво и неравнодушно относятся к каждому участнику, теме, вопросу, это окрыляет, дает ощущение конкурентоспособности, и хочется не останавливаться на достигнутом.
Марина Александровна, г. Красноярск
Удивило, насколько быстро ребята подружились, вместо того чтобы соперничать. Очень интересно было работать в рефлексивных кругах, в которых подводились итоги каждого дня.
Валентина Николаевна и ребята из команды, г. Назарово
Мы еще раз убедились, что психологи «не от мира сего», и нам это нравится. Наш «психологический рай» — это круто.

По итогам четырех конкурсов победителями стали Архипова Лариса (I место, г. Красноярск), Роспускова Елизавета (II место, г. Зеленогорск), Жеребцова Наталья (III место, г. Красноярск). Девушки будут представлять Красноярский край на Российской олимпиаде в г. Ижевске.
Организаторы и члены жюри надеются, что олимпиада сыграет немаловажную роль в профессиональном самоопределении ребят.

Красноярское краевое управление образования,
Исполнительный оргкомитет III краевой психологической Олимпиады
Тел.: (3912) 27-62-74


УСИНСК

17 марта в г. Усинске Республики Коми завершился ежегодный конкурс «Учитель года-2000»

Традиционно в течение шести лет в конкурсе принимают участие учителя и воспитатели образовательных учреждений района. В этом же году в соревнование вступили и заместители директоров по воспитательной и учебно-воспитательной работе.
Первому этапу конкурса «Модульная презентация» был дан старт в профессиональный праздник — День учителя. На сцене большого зала городского Дворца культуры 11 конкурсанток из школ, детского сада и психолого-медико-педагогического центра (ПМПЦ) представили общественному и профессиональному жюри учительскую визитную карточку. В эти же дни в Усинске проходил республиканский семинар руководителей управлений образования городов Республики Коми. Его участники стали гостями замечательного праздника и с удовлетворением отметили высокий уровень мастерства и богатство творческой фантазии усинских учителей.
Второй этап конкурса состоял из двух туров: стендовой защиты темы «Роль заместителя директора по учебно-воспитательной работе в профессиональном росте педагога» и представления активных форм работы с учительским и ученическим коллективами на тему «Научить учить».
Психолого-медико-педагогический центр на конкурсе представляла Наталья Степановна Попова. Она ярко, интересно и содержательно раскрыла роль завуча в становлении и росте специалистов центра. В ПМПЦ работают учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, медицинские работники.
Второй тур стал сложнейшим испытанием профессионализма конкурсантов. Среди заданий этого тура — проведение семинара, деловых игр, тренингов, творческого отчета.
Наталья Степановна подготовила и провела городской семинар на тему «Нейропсихологический и дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении». В нем приняли активное участие 55 человек: учителя классов компенсирующего обучения, учителя-дефектологи, родители, воспитатели детского дома и детских образовательных учреждений, специалисты центра. Семинар заслужил высокую оценку членов жюри и педагогов.
Третий этап конкурса «Учитель года-2000» проводился на сцене большого зала Дворца культуры и был приурочен к 25-летию Усинского управления образования. Целью этого этапа было выявление личных качеств, талантов конкурсанта, взаимоотношений в коллективе. Для выступлений были предложены следующие темы: «Я — это целый мир» и «Мои друзья — мое богатство». По оценкам общественного жюри Попова Н.С. и группа поддержки Психолого-медико-педагогического центра заняли I место и были награждены ценными подарками за лучшее выступление. Все это благодаря необыкновенной сплоченности молодого и талантливого коллектива.
По общим итогам конкурса «Учитель года-2000» в номинации «Заместитель директора школы» профессиональное жюри присудило Наталье Степановне почетное II место.

Психолого-медико-
педагогический центр,
г. Усинск
Тел.: (82144) 43-0-88


ПСКОВ

13 марта в Центре психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков прошла Первая городская практическая конференция школьных психологов «Актуальные проблемы психологии в образовании»

На конференции работало две секции: «Популяризация психологических знаний среди школьников», «Психологическое сопровождение учебного процесса». В работе конференции приняли участие педагоги-психологи, заместители директоров школ, учителя и социальные педагоги.
На первой секции был представлен опыт популяризации психологических знаний среди учащихся различных школ. В работе с детьми психологи используют игры и упражнения, диспуты и беседы, психодиагностические методы и конкурсы, творческие мастерские и помощь старшеклассников в работе с младшими детьми.
Все выступавшие отметили огромное желание детей посещать подобные мероприятия несмотря на учебную загруженность. Необходимость данного направления работы осознается и педагогами: нередко они обращаются к психологам с просьбой провести классный час по той или иной психологической теме (развитие способностей, профориентация, общение со сверстниками и взрослыми, осознание и коррекция своего поведения и пр.).
В ходе обсуждения были выделены проблемы просветительской работы в школе. Среди них — нехватка времени у психолога, большая загруженность детей, отсутствие методических материалов, удобных помещений для проведения групповых занятий, организационной помощи со стороны администрации.
После перерыва все участники конференции были разделены на три подгруппы: психологи, работающие с начальными классами (1–4 классы); психологи, работающие с подростками (5–9 классы); психологи, работающие со старшеклассниками (10–11 классы). Каждой подгруппе было предложено разработать и представить модель психологического просвещения. В результате появились три модели для учащихся разного возраста.
Основные положения решения, принятого по итогам работы первой секции, следующие: психологическое просвещение учащихся считать одним из приоритетных направлений работы школьного психолога; рекомендовать опыт Псковского педагогического комплекса по проведению «Недели психологии» к распространению в школах города; рекомендовать администрации школ выделять факультативные часы в объеме 34 часов в год на психологическое просвещение учащихся.
На второй секции участники разрабатывали модели психологического сопровождения развития учащихся.
При представлении этих моделей была подчеркнута огромная роль психолога в сохранении и развитии психического здоровья учащихся. Психологи считают необходимым переориентировать свою работу с диагностики на профилактику через обучение педагогов и просвещение учащихся.
После перерыва были заслушаны доклады, отражающие возможности эффективного применения в практической деятельности психолога идеи сопровождения развития ребенка.
Основные пункты решения по работе второй секции следующие: принять к рассмотрению модель психологического сопровождения развития учащихся как организационную основу деятельности психологической службы школы; в качестве одного из критериев эффективности деятельности психологической службы школы выделить согласование ее целей и задач с целями и задачами других служб (медицинской, логопедической и т.п.) и школы в целом.
Подавляющее большинство участников конференции (96%) отметили, что приобрели здесь конкретный опыт, который смогут применять в своей работе, и высказали желание принять участие во Второй городской конференции.

Румия КАЛИНИНА,
кандидат психологических наук,
руководитель психологической службы
Центра психолого-медико-педагогической реабилитации, г. Псков
Тел.: (8112) 72-37-46

Спонсор публикации статьи: информационный сайт про здоровье и медицинские препараты «Про здоровье». Если Вы желаете узнать про то, как сохранить здоровье, или характеристики медицинских препаратов и витаминных комплексов, не надо вводить в поисковые системы интернета такие запросы как «Все о здоровье. Медицинские отзывы.», пытаясь найти в результатах поиска подходящее Вам предложение. Посетив сайт «Про здоровье», который располагается по адресу http://PROZDO.ru, Вы найдете большое количество статей о лекарствах и витаминах, и подробное описание медицинских препаратов, с отзывами других людей принимающих препараты, что позволит ознакомиться с чужим опытом, и поможет определиться с выбором лекарства, а так же Вы всегда сможете оставить свой отзыв о препарате.