Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №17/2000

ИГРОТЕКА

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Окончание. Начало см. в № 16, 2000 г.

ДЕЛА СТУДЕНТА

Для этого этапа необходимо заранее подготовить плакат со всевозможными видами деятельности студента. Мы сделали этот плакат в виде неразрезанного паззла и ксерокопировали его для каждой группы.
Части плаката: серьезная подготовка к каждому экзамену; расширение круга знакомств; работа по будущей специальности; поездки в студенческие лагеря; стажировки; походы; посещение научного кружка; свидания; поездки по мировым студенческим картам; тусовки; посещение конференций; подработка, дающая деньги; подготовка к семинарам; путешествие автостопом по миру; воспитание ребенка; сон на лекциях; дискотеки; летние трудовые отряды; создание семьи; работа в научном обществе; чтение научной литературы; посещение выставок; спокойный отдых дома (книги, сериалы, музыка); работа, дающая знакомства; прогуливание лекций; хобби и т.д.
Ведущий. Сейчас вам надо разделиться на группы. В каждую группу входят участники с одинаковыми целями студенчества. Мы дадим каждой группе плакат со всевозможными видами деятельности студента. Ваша задача — выбрать из этого перечня важные для вас дела и занятия.
Ведущие в шутливой форме корректируют работу групп: например, группа, целью которой является активная студенческая жизнь, выбирает дело «серьезная подготовка к каждому экзамену». Ведущий может поинтересоваться: а как же студенческая жизнь, что с ней будет, если серьезно готовиться к каждому экзамену?
Ведущий. Теперь составьте режим жизни студента в течение одной недели, предполагающий осуществление всех выбранных вами занятий.
Каждая группа составляет и зачитывает режим недели.
Ведущий. Представьте, что вы пять лет функционируете в таком графике, который вы только что нам прочитали. Что вы будете чувствовать?
Идет обсуждение, в конце которого участникам, неудовлетворенным составленным режимом, предлагается перейти в другую группу, чья жизнь понравилась больше.

МОЙ «БАГАЖ»

Ведущий. Запишите в «Зачетных листах», с каким багажом знаний, умений, навыков, с какими новыми личностными качествами вы выйдете из вуза через пять лет прожитой по вашему плану жизни.
Каждая группа вслух зачитывает свой «багаж».
В нашей игре оказались представленными только три цели студенчества — не образовались группы с целями устройства личной жизни и карьерными устремлениями.
Десятиклассники работали вдохновенно, дополняли списки студенческих занятий, были поражены объемом труда, который надо вложить в профессиональное становление. Труднее всего шла работа в группе с целью активной студенческой жизни: ребята быстро пресытились составлением плана развлечений и с завистью посматривали на «трудяг». Но работа этой группы была важна в качестве демонстрации утрированно недобросовестного отношения к учебе в вузе, что потом отразилось в их «багаже».

ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ

Все участники садятся в круг. Ведущий зачитывает список возможных целей жизни человека и предлагает каждому подумать, какая из них является значимой.
В зале задернут сценический занавес, за ним еще до начала игры ведущими были развешаны ватманские листы с разными жизненными целями (на каждом листе — одна цель). Ведущий стоит около занавеса и по одному впускает за него тех, кто определился с выбором жизненной цели. Участники проходят за занавес и встают около листов.
Затем ребята озвучивают свой выбор: какой личностный смысл каждый вкладывает в цель? Что под ней понимает? Почему именно эта цель представляется наиболее важной? После обсуждения цель записывается в «Зачетный лист».
Ведущий. А теперь посмотрите в ваши «Зачетные листы». Как соотносятся ваши записи? Нет ли каких-то рассогласований?
Этот этап — некая кульминация игры. Ребята получают наглядный результат проделанной работы: у кого-то проявляется четкая согласованность жизненных устремлений, а у кого-то — рассогласованность.
Например, девушка своей жизненной целью выбирает счастливую семейную жизнь. При этом она пять лет посвятила серьезнейшему профессиональному становлению. У молодого человека цель — блестящая карьера, а он в институте вел «активную студенческую жизнь». Безусловно, все случаи такого несовпадения нуждаются в дальнейшем индивидуальном обсуждении.
«Зачетные листы» после обсуждения сдаются для анализа.

РЕФЛЕКСИЯ

Перед рефлексией желательно сделать перерыв на десять минут. На наших играх этот этап обычно проходит в другом помещении, что помогает ребятам легче выйти из игровой ситуации.
Ведущий собирает участников в круг, предлагает поделиться чувствами, мыслями, состоянием, задать вопросы ведущим или друг другу.
На рефлексии этой игры мы получили такую обратную связь.

— «Понравилось». Понравилось, что была возможность услышать друг друга, поспорить о принципиальных вопросах.
— «Мы очень устали». Действительно, игра шла два с половиной часа в высоком темпе, была эмоционально и интеллектуально насыщена. Включенность ребят была очень высокой, накал не ослабевал вплоть до кульминации.
— «Мы не ожидали, что учиться в вузе сложно, мы думали, что сейчас, во время подготовки в институт, труднее всего, а потом поступишь — и отдыхай». В этом плане можно сказать, что игра выполнила некую мотивационную задачу по отношению к учебе в вузе.
— «Я не заглядывал раньше так далеко в будущее». Игра расширила жизненную перспективу, показала взаимосвязь между всеми этапными решениями, продемонстрировала возможность и необходимость выстраивания долгосрочной жизненной перспективы.
— «Я не ожидал, что среди моих одноклассников есть ребята, у которых такие взгляды на жизнь». Одним из наиболее удавшихся моментов игры было обсуждение принципа выбора профессии.

По моему мнению, игра прошла удачно. Конечно, этому способствовали как предварительная профориентационная работа, так и большой опыт участия ребят в психологических мероприятиях.

Олеся ПЯТКОВА,
психолог НОУ ЭШЛ,
г. Москва