ИГРОТЕКА
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Окончание. Начало см. в № 16, 2000 г.
ДЕЛА СТУДЕНТА
Для этого этапа необходимо заранее
подготовить плакат со всевозможными видами
деятельности студента. Мы сделали этот плакат в
виде неразрезанного паззла и ксерокопировали
его для каждой группы.
Части плаката: серьезная подготовка к каждому
экзамену; расширение круга знакомств; работа по
будущей специальности; поездки в студенческие
лагеря; стажировки; походы; посещение научного
кружка; свидания; поездки по мировым
студенческим картам; тусовки; посещение
конференций; подработка, дающая деньги;
подготовка к семинарам; путешествие автостопом
по миру; воспитание ребенка; сон на лекциях;
дискотеки; летние трудовые отряды; создание
семьи; работа в научном обществе; чтение научной
литературы; посещение выставок; спокойный отдых
дома (книги, сериалы, музыка); работа, дающая
знакомства; прогуливание лекций; хобби и т.д.
Ведущий. Сейчас вам надо разделиться
на группы. В каждую группу входят участники с
одинаковыми целями студенчества. Мы дадим каждой
группе плакат со всевозможными видами
деятельности студента. Ваша задача — выбрать из
этого перечня важные для вас дела и занятия.
Ведущие в шутливой форме корректируют работу
групп: например, группа, целью которой является
активная студенческая жизнь, выбирает дело
«серьезная подготовка к каждому экзамену».
Ведущий может поинтересоваться: а как же
студенческая жизнь, что с ней будет, если
серьезно готовиться к каждому экзамену?
Ведущий. Теперь составьте режим жизни
студента в течение одной недели, предполагающий
осуществление всех выбранных вами занятий.
Каждая группа составляет и зачитывает режим
недели.
Ведущий. Представьте, что вы пять лет
функционируете в таком графике, который вы
только что нам прочитали. Что вы будете
чувствовать?
Идет обсуждение, в конце которого участникам,
неудовлетворенным составленным режимом,
предлагается перейти в другую группу, чья жизнь
понравилась больше.
МОЙ «БАГАЖ»
Ведущий. Запишите в
«Зачетных листах», с каким багажом знаний,
умений, навыков, с какими новыми личностными
качествами вы выйдете из вуза через пять лет
прожитой по вашему плану жизни.
Каждая группа вслух зачитывает свой «багаж».
В нашей игре оказались представленными только
три цели студенчества — не образовались группы с
целями устройства личной жизни и карьерными
устремлениями.
Десятиклассники работали вдохновенно, дополняли
списки студенческих занятий, были поражены
объемом труда, который надо вложить в
профессиональное становление. Труднее всего шла
работа в группе с целью активной студенческой
жизни: ребята быстро пресытились составлением
плана развлечений и с завистью посматривали на
«трудяг». Но работа этой группы была важна в
качестве демонстрации утрированно
недобросовестного отношения к учебе в вузе, что
потом отразилось в их «багаже».
ЖИЗНЕННАЯ ЦЕЛЬ
Все участники садятся в круг. Ведущий
зачитывает список возможных целей жизни
человека и предлагает каждому подумать, какая из
них является значимой.
В зале задернут сценический занавес, за ним еще
до начала игры ведущими были развешаны
ватманские листы с разными жизненными целями (на
каждом листе — одна цель). Ведущий стоит около
занавеса и по одному впускает за него тех, кто
определился с выбором жизненной цели. Участники
проходят за занавес и встают около листов.
Затем ребята озвучивают свой выбор: какой
личностный смысл каждый вкладывает в цель? Что
под ней понимает? Почему именно эта цель
представляется наиболее важной? После
обсуждения цель записывается в «Зачетный лист».
Ведущий. А теперь посмотрите в ваши
«Зачетные листы». Как соотносятся ваши записи?
Нет ли каких-то рассогласований?
Этот этап — некая кульминация игры. Ребята
получают наглядный результат проделанной
работы: у кого-то проявляется четкая
согласованность жизненных устремлений, а у
кого-то — рассогласованность.
Например, девушка своей жизненной целью выбирает
счастливую семейную жизнь. При этом она пять лет
посвятила серьезнейшему профессиональному
становлению. У молодого человека цель —
блестящая карьера, а он в институте вел «активную
студенческую жизнь». Безусловно, все случаи
такого несовпадения нуждаются в дальнейшем
индивидуальном обсуждении.
«Зачетные листы» после обсуждения сдаются для
анализа.
РЕФЛЕКСИЯ
Перед рефлексией желательно сделать
перерыв на десять минут. На наших играх этот этап
обычно проходит в другом помещении, что помогает
ребятам легче выйти из игровой ситуации.
Ведущий собирает участников в круг, предлагает
поделиться чувствами, мыслями, состоянием,
задать вопросы ведущим или друг другу.
На рефлексии этой игры мы получили такую
обратную связь.
— «Понравилось». Понравилось, что была
возможность услышать друг друга, поспорить о
принципиальных вопросах.
— «Мы очень устали». Действительно, игра шла два
с половиной часа в высоком темпе, была
эмоционально и интеллектуально насыщена.
Включенность ребят была очень высокой, накал не
ослабевал вплоть до кульминации.
— «Мы не ожидали, что учиться в вузе сложно, мы
думали, что сейчас, во время подготовки в
институт, труднее всего, а потом поступишь — и
отдыхай». В этом плане можно сказать, что игра
выполнила некую мотивационную задачу по
отношению к учебе в вузе.
— «Я не заглядывал раньше так далеко в будущее».
Игра расширила жизненную перспективу, показала
взаимосвязь между всеми этапными решениями,
продемонстрировала возможность и необходимость
выстраивания долгосрочной жизненной
перспективы.
— «Я не ожидал, что среди моих одноклассников
есть ребята, у которых такие взгляды на жизнь».
Одним из наиболее удавшихся моментов игры было
обсуждение принципа выбора профессии.
По моему мнению, игра прошла удачно.
Конечно, этому способствовали как
предварительная профориентационная работа, так
и большой опыт участия ребят в психологических
мероприятиях.
Олеся ПЯТКОВА,
психолог НОУ ЭШЛ,
г. Москва