НЕКРУГЛАЯ ДАТАНЕУЛОВИМЫЕ ФЕНОМЕНЫ6 мая 1945 года — знаменательный день в истории гуманистической психологии. Это направление оформилось значительно позже — в начале шестидесятых, заявив о себе в качестве «третьей силы» (наряду с бихевиоризмом и фрейдизмом) в психологической науке. А в мае 45-го на ниву этого движения были брошены лишь первые зерна. 6 мая еще никем, кроме своих студентов, не признанный скромный преподаватель Бруклинского колледжа Абрахам Маслоу начал вести свои знаменитые «Записки о хороших людях» — дневник наблюдений за теми, кого он впоследствии отнес к самоактуализирующимся личностям. Первой более или менее значительной работой Маслоу была глава о кросс-культурных исследованиях в психологии, написанная им для сборника «Психология личности» под редакцией Росса Стагнера. Эта работа Маслоу, опубликованная в 1937 году, осталась фактически незамеченной. Основанная на собственных изысканиях Маслоу в индейской резервации племени черноногих, она была выполнена в русле традиционной бихевиористской ориентации и оригинальностью не блистала. Совершенно иной характер носили две его последующие работы — статьи по проблемам мотивации, опубликованные в 1943 году в авторитетном «Психологическом обозрении». В них в предварительной формулировке были изложены те положения, которые впоследствии составили теоретическую канву главной книги Маслоу «Мотивация и личность» (1954). В этих статьях Маслоу впервые наметил подразделение человеческих потребностей на низшие, продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, ориентированные на развитие и рост, а следовательно — ненасыщаемые. Концепция самоактуализации, впоследствии прославившая Маслоу, еще должна была оформиться. Эмпирическим материалом для этого и послужили «Записки...». С научной точки зрения, серьезным недостатком «Записок...», а впоследствии и поводом для критики всех рассуждений Маслоу, выступало то, что они, по сути дела, являлись результатом житейских наблюдений, никак не подкрепленных экспериментально. В работах Маслоу под словом subjects подразумеваются отнюдь не испытуемые, а просто люди, попавшие в поле зрения автора и привлекшие его внимание; при этом никаких статистических выкладок автор не приводит, напротив — постоянно оперирует расплывчатыми формулами «вероятно», «наверное», «судя по всему»... В середине сороковых, в эпоху безоговорочного господства бихевиористской методологии в американской науке, позиция Маслоу вызвала категорическое неприятие со стороны коллег. Пионер новой идеологии был подвергнут тотальному остракизму, редакции ведущих журналов захлопнули перед ним двери. В то же время его взгляды приобретали все большую популярность среди студентов, многих юных исследователей воодушевляли открывавшиеся перспективы. Продолжить свои начинания и опубликовать ряд работ Маслоу удалось лишь в университете Брэндис, штат Массачусетс, где он работал с 1951 по 1969 год. Пик его популярности приходится на «бурные шестидесятые», когда идеи личностного роста стремительно вытеснили в общественном сознании традиционные схемы манипулирования поведением. В 1967 году Абрахам Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации. Тем самым было фактически подтверждено право существования «разговорного жанра» в рамках науки. Человек — слишком сложный объект, он не укладывается в рамки естественнонаучного эксперимента и не может быть исчерпывающе описан формулами и схемами. С позиций традиционной науки, рассуждения Маслоу, конечно, уязвимы. И научное исследование человека вряд ли допустимо сводить к одним рассуждениям. Но вот только без них человеческое в человеке рискует остаться неуловимым. КАЖДОМУ — ПО СПОСОБНОСТЯМ?В майские дни возникает несколько поводов вспомнить о перипетиях давней дискуссии относительно природы умственных способностей. По этому вопросу на протяжении веков многие крупные специалисты высказывали крайне противоречивые суждения. 20 мая — день рождения одной из заметных фигур в этой истории — американского психолога Ричарда Дж. Херрнстайна (он родился в 1930 году). По своему вкладу в науку он едва ли может быть отнесен к выдающимся психологам, однако создать себе имя он сумел. Книга Херрнстайна «IQ и меритократия», увидевшая свет в 1973 году, произвела немало шума и по сей день цитируется психологами, педагогами и прочими специалистами по социальным наукам. Некоторые цитаты фигурировали даже в советских изданиях, однако с единственной целью — продемонстрировать порочность и ущербность взглядов Херрнстайна, который в трудах оппонентов представал научным мракобесом и чуть ли не фашистом. И действительно, даже сегодня, при трезвом рассмотрении, его позиция представляется несколько предвзятой и односторонней. Влияние наследственности и среды на результаты IQ-тестов до сих пор остается невыясненным.Тем не менее они продолжают широко применяться, в том числе и для оценки уровня развития детей из разных социальных слоев Само название книги требует пояснений. Что такое IQ, наши психологи, разумеется, знают. А за рубежом это знает буквально каждый, поскольку еще в школьные годы был неоднократно протестирован. Меритократия — неологизм Херрнстайна. Его он вводит по аналогии с понятием аристократия, опираясь на английское слово merit — заслуга, достоинство, высокое качество. То есть под меритократией он понимает естественную элиту — группу людей, своими заслугами добившихся высокого благосостояния и общественного положения. По мнению автора, основой их достижений являются высокие умственные способности, которые с изрядной долей объективности могут быть измерены с помощью тестов IQ. А поскольку интеллект — качество наследственное, в чем автор не сомневается, то высокие умственные способности присущи меритократии как классу и естественным образом воспроизводятся из поколения в поколение. Надежды на то, что ряды меритократии пополнятся представителями низших слоев почти нет, ибо в эти слои «оседают» люди умственно недалекие, а то и вовсе неполноценные. Социальный вывод напрашивается сам собой: хорошего образования достойны только выходцы из меритократии. Для остальных оно бесполезно, поскольку они не обладают необходимыми способностями. А значит, и нечего с дураками нянчиться. В качестве аргумента Херрнстайн, подобно своему коллеге Артуру Дженсену, оперирует результатами широкомасштабной педагогической программы Хэд Старт, которой (простите за невольный каламбур) был дан старт 18 мая 1965 года, а к началу семидесятых уже стали вполне очевидны ее крайне скромные итоги. Хэд Старт представляла собой программу компенсаторного обучения и была направлена на повышение академической успеваемости и развитие интеллектуальных способностей учащихся из малообеспеченных семей и национальных меньшинств. По распоряжению президента США Линдона Джонсона на проведение программы ассигновалось свыше 100 млн. долларов. Программу Хэд Старт не спасло даже
самое высокое покровительство президентов и
губернаторов.
|