ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
КУДА УХОДЯТ ДЕТИ
Дети от родителей уходят. Кто-то на
другую квартиру, кто-то в другую семью, кто-то
просто в свою, отдельную жизнь. Уходят
по-хорошему и трудно, быстро и постепенно,
окрыленными или надломленными борьбой за
«свободу и независимость». Так или иначе — дети
уходят. А если нет, то психологически подкованные
окружающие за них беспокоятся. А неподкованные и
попросту наклеивают ярлыки вроде «маменькин
сынок» или «старая дева».
Если для родителей ребенок — всегда ребенок, то
для него самого это не так однозначно. Отсюда и
непонимание. И чем жестче упреки в том, что
«забыл», «оставила, бросила», «неблагодарный
ребенок», чем сильнее звучит требование, по сути,
оставаться ребенком, «соответствовать
надеждам», «быть опорой», тем больше непонимание
между взрослыми и детьми.
ЧТО НУЖНО РОДИТЕЛЯМ
Родители прожили большую часть своей
жизни — жизнью детей, их заботами и заботами о
них, вложили в них все, что могли, и часто даже
больше, чем могли (а иногда и больше, чем,
наверное, было нужно!). Для родителей долгие годы
ребенок, его благополучие, его жизнь были смыслом
и целью, едва ли не самой главной сутью жизни
собственной. Так что через двадцать с небольшим
лет практически половина жизни оказывается
намертво впаянной в этого человека. Который
сейчас хочет уйти. Отдалиться. Унести из жизни
смысл, унести главное.
Самое важное — родителям нужно знать (не просто
услышать для проформы, а узнать-поверить), что они
были хорошими родителями. Что они своим детям
нужны, что их любят. И, кстати, что им благодарны. И
еще раз — любят.
Собственно, большинство обвинений, болезненных
психологических ударов, горьких слов достается
детям от родителей именно в связи с этим
внутренним непокоем. Им, родителям, не так важно
на самом деле, моете ли вы полы в доме, с тем ли
молодым человеком проводите время, ту ли девушку
любите, насколько правильно выбрали профессию.
На все это накладывается самый главный страх —
потерять своих детей. А с ними — самих себя.
Страх этот неизбежен и свойствен, наверное, всем
родителям. У кого-то он выражается в жестких
требованиях и мелочном контроле (удержать при
себе!), у кого-то — в слезах и обвинениях, у кого-то
— в мрачном и холодном укоре, уходе в себя, у
кого-то — в услужливой опережающей заботе там,
где уж беспокоиться вроде бы и незачем (обычно
это сопровождается просящим и упрекающим
взглядом одновременно).
— Слушай свою мать!
— Посмотри, что ты сделала со своим отцом!
— Я тебя никогда ни о чем не попрошу: сама должна
догадаться, что матери нужно!
— Сынок, не бросай нас, мы тебе еще пригодимся!
— Нам ничего и не нужно, лишь бы тебе было
хорошо!
И так далее.
Не всегда это проявляется так резко.
Чем мудрее родители, тем менее явно все
происходит. Но переживают они все равно.
Переживают жестокость, нечуткость и
неблагодарность детей. Даже если знают, что это
глупо и все так и должно быть.
А тут еще мужской кризис: «Кем я оказался в этой
жизни на ее исходе» — и тяжело переживаемые
каждой женщиной возрастные изменения в
организме — климакс. Все это и при благоприятных
условиях проходит трудно, а тут еще дети...
Родителям очень важно знать, что дети их любят.
ЧТО НУЖНО ДЕТЯМ
В самом раннем возрасте дети не
отделяют свой мир от мира родителей, потому что в
таком единстве — залог благополучия,
спокойствия и безопасности для малышей. Со
временем им становится все более важно осознать
себя людьми — отдельными, самостоятельными. А не
частью других людей, даже родителей.
Детям важно убедиться, что они чего-то стоят,
что-то могут и вообще живут сами. Поэтому самые
добрые, нужные и важные родительские действия,
касающиеся их жизни, воспринимаются как
вмешательство. Агрессия. Вторжение.
Посягательство.
Ребенок, противодействуя такому вмешательству,
проходит первую проверку на свою
состоятельность. Самость. Это нормально в
подростковом возрасте. А если в подростковом
удалось плохо, то — и в юношеском тоже. Человек не
успокоится, пока не проверит и не докажет себе,
что он — сам. Сам думает (и имеет право на мысли,
которые родители и другие влиятельные старшие
считают неправильными), сам делает (в том числе и
безобразия, как это кажется окружающим), сам
решает и сам выбирает. Сам! Это недостаточно
узнать. Это надо проверить. И жизнь родителей
превращается в кромешный... Ну, вы знаете.
В ребенке-подростке-юноше в это время борются
разные личности: детская, прямо связанная с
родителями, новая — ищущая — и еще та, которая
только будет, ради которой ищущая и действует
сейчас. Детской личности недостает
родительского одобрения и любви, которые
отвергает личность ищущая, отвергает вместе со
всем, что исходит от «агрессоров». Личность
будущая и вовсе большей частью в растерянности и
недоумении. Ведь ее еще почти и нет. И вот
девочка-отличница демонстративно вываливает при
гостях из сумочки пачку презервативов, приличный
парень делает себе модную tattoo и прокалывает
пупок. Но это все подростковое, преходящее и
потому, конечно, кошмар, но — не самое страшное.
Для родителей.
Потому что через пару-тройку лет внешние,
демонстративные проявления сойдут на нет, а
утверждение себя, настоящего и самостоятельного,
приобретет более глубокие, а значит, и более
тяжелые для родителей формы.
«Ребенок» решает сам уже не мелочи, а серьезные
вещи: уходит из института и поступает в другой
(или идет работать), объявляет о предстоящей
свадьбе, снимает квартиру. Чем в большей степени
молодой человек осознает и принимает себя как
взрослого, тем глубже становится уровень его
самостоятельности. Человек ищет и устанавливает
отношения. Он строит свое понимание мира и
сравнивает его с принесенным из детства (то есть
— с родительским). Он перестраивает стиль
общения с родителями так, как сам считает нужным,
по своему представлению. Возникает
отчужденность. И, наконец, человек говорит себе:
«У них своя жизнь, а у меня — своя. Мы разные
люди».
Кстати, ему не всегда хватает такта сказать это
только себе. Обычно родители это тоже слышат. И
понимают по-своему: мы, дескать, ребенку больше не
нужны.
В этот период жизни взрослеющему человеку важнее
всего самость. Свобода, приобретение личного
опыта, пробы и ошибки — все то, что может ему
убедительно доказать: он как отдельный и
самостоятельный человек состоялся. И если он
слышит, что все это на самом деле «дурь и
детство», то реакцию на такие слова представить,
я думаю, несложно.
КТО КОГО ПОЙМЕТ
Ну и что же тут делать? Как согласовать
желания и потребности и тех и других?
Для начала — понять, что в мире все именно так и
обстоит. Это не личное ваше невезение, а
нормальная жизнь, обычные ситуации. Со всеми
слезами, конфликтами, переживаниями и
нервотрепками. Так бывает практически у всех.
А потом — нужно захотеть понять друг друга.
Потому что обвинение «ты не хочешь меня понять»
обесценивается сразу, как только выясняется, что
бросающий его сам не хочет и не собирается
понимать другого. Да и любое-то обвинение мало
что прибавляет.
Это не значит, что именно детям обязательно надо
понять родителей или, наоборот, родителям —
детей. Речь идет не о войне и не о том, кто прав и
победит. Это вообще не важно. Речь о том, чтобы они
поняли друг друга. Пошли навстречу с обеих
сторон.
Я до сих пор с внутренним удивлением вспоминаю
одну свою консультацию. Точнее, ее результаты.
Парень жаловался, что отношения с отцом
становятся все хуже и хуже, что уже и с матерью
отношения портятся, обстановка в семье
напряженная, и во всем, чуть что случится, винят
именно его.
Мы вместе, через мои вопросы и его ответы,
разбирались и в его чувствах, и в чувствах его
родителей. В конце прозвучал-таки этот вопрос:
«Так что же делать?» (Заметим, что желание что-то
делать было именно у него, у парня. Если же такого
желания нет, помочь или крайне сложно, или вовсе
невозможно.)
И здесь, отходя от своей годами сложившейся
привычки по возможности прямо ничего не
«советовать», я попросил парня (а ему уже было за
двадцать) пойти вечером к отцу и в кои-то веки
поговорить, что называется, по душам. Если
получится и если в душе что-то такое возникнет,
сказать отцу, что он, сын, его любит и что отец ему
нужен. Ну, располагала обстановка к такому вот
прямому совету. Хотя, наверное, это все-таки
исключительный случай.
Через неделю парень пришел снова. Но уже не на
консультацию, а поделиться. Разговор с отцом (за
пивом — угощал сын) у них состоялся. Так обычно не
бывает, но тут случилось: жизнь изменилась сразу.
В тот вечер на слова о любви отец почти не
ответил, замкнулся и пошел спать. Зато наутро он
сам пришел и разбудил сына, не дал домочадцам
завтракать, пока тот не вышел к столу, отвез в
институт, а вечером ждал, чтобы встретить и
отвезти домой. И — почти не разговаривал, просто
улыбался. (А дядька судя по описанию, суровый.)
Любую попытку матери накричать на сына отец
пресекал сразу. И так всю неделю. Рассказывал мне
все это парень будучи совершенно ошарашенным.
Характерная деталь: «Я же ему ничего такого не
сказал, чего бы он сам не знал».
На самом же деле для детей очевидно, что
родителей они любят (правда, с годами очень
глубоко в душе). Просто для них «не это главное». А
родителям это важно. И далеко не так очевидно.
Недавно, спустя уже два года, парень позвонил и
пришел снова. Я поинтересовался, как дела в семье.
«Ну там-то как раз все хорошо, — парень улыбнулся,
— я хотел спросить о другом...».
Сразу подчеркну: так бывает не всегда. И вообще,
этот случай исключительный.
Бывает и по-другому. Случается, что дети
родителям мстят (за прошлое или настоящее).
Однако с возрастом, чем спокойнее и увереннее в
себе становятся молодые люди, тем больше они
смотрят на родителей как на «тоже людей» (а не на
источник опасности для своей личности).
Чем взрослее дети, тем легче им относиться к
родителям как взрослые люди относятся к
взрослым. И — как к людям дорогим и близким. И —
любимым и нужным. Вот тогда дети к родителям
возвращаются.
Но до этого еще нужно дожить. А до тех пор важно
обеим сторонам не натворить ничего такого, что
сделает уход детей необратимым.
Тимур ГАГИН,
психолог ЦМППС «Саторис»,
г. Уфа
Тел.: (3472) 42-19-19