Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2000

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

СКАЗОЧНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ

Эта сказка была написана мной специально для маленького мальчика. Долго не хотелось писать к ней пояснений. Может быть, потому, что в сказке и так все сказано, поэтому любое дополнение сужает ее, ограничивает многовариантное содержание (здесь и проблема неуверенности, тревожности, и несформированность навыков обсуждения и разрешения конфликтов). А может быть, потому, что не хотелось открывать причину ее появления — профессиональное одиночество.
Почему возникли эти пессимистичные нотки? Формально в моем районе существуют все блоки медико-социально-психологической помощи детям разных возрастов (психологические службы в детских садах, школах, ППМС-центры, методический кабинет), а реально связи с ними совершенно не налажены. Например, направляя запрос в надежде на профессиональную помощь опытных коллег, я не получаю даже скупого заключения о проведенных обследованиях, не говоря уже о возможных рекомендациях. Все, о чем мне с гордостью сообщают воспитатели, что ребенок пролечен медикаментозно (!).
Методический кабинет озабочен снабжением психологов распечатками рекомендуемых форм отчетной документации (по материалам «Школьного психолога») и не всегда оказывается компетентным в том или ином вопросе. Поэтому пока видится только один выход — надеяться на себя и свою интуицию, сотрудничая с родителями и воспитателями.
У меня в саду есть ребенок — мальчик шести лет. Предварительное обследование показало, что требуется углубленная диагностика интеллектуальной сферы ребенка: необходимо уточнить, с чем мы имеем дело — с низкой нормой или с ЗПР.
Для подтверждения своих догадок я, как правило, обращаюсь в психологический центр, но не в районный, а в такой, который может взять на себя всю полноту ответственности за такого рода помощь.
Предварительно обговариваем с мамой, рекомендации какого специалиста нужно получить. К сожалению, проблемы мальчика не ограничиваются только познавательной сферой. Наверное, наложила отпечаток ситуация приема в детский сад, когда после его молчания вместо ответов на элементарные вопросы взрослые «заулюлюкали» (так об этом рассказала мама).
Видимо, ребенок и сам понимает, что в некоторых видах деятельности он не так успешен, как другие дети. Возможно, сказываются нескрываемая снисходительность к нему со стороны воспитательниц и ощущение безнадежности у матери, уставшей от бесплодных походов по врачам и центрам. Ребенок зажат, нередко возникают проблемы с пищеварением. Во время групповых занятий он отвечает на вопросы на сильном выдохе, предпочитает вовсе ничего не говорить, чем отвечать неправильно.
Что же делать? Ясно, что необходимо повысить у ребенка самооценку. Но этого не добиться обыкновенной похвалой, тем более что налицо критичность к собственным достижениям. Посоветовать маме быть внимательной и эмоционально отзывчивой по отношению к ребенку — хорошо, хотя сулит не много изменений.
Я решила воспользоваться методами интегральной телесно-ориентированной терапии. Во-первых, возможно, мы проработаем с мальчиком те проблемы, которые вообще не проговариваются, но их влияние очевидно (эмоциональные переживания, подавляемые ребенком и проявляющиеся в виде мышечных зажимов). Во-вторых, в ситуации расслабляющего массажа эффективней воспринимается позитивный смысл метафор.
Сказка направлена на коррекцию личностной тревожности. Она повышает уверенность ребенка в собственных силах. Сказка рассказывается параллельно с выполнением того или иного приема массажа (в тексте встречается перечисление частей тела, к которым в данный момент прикасается рука терапевта).

Галина ДАНИЛКИНА,
педагог-психолог,
г. Москва


Представь себе, что ты отправляешься на прогулку в лес. Этот лес тебе хорошо знаком, ведь ты часто бываешь в нем, и каждый раз он рассказывает тебе интересную сказку.
Легкий ветерок мягко дотрагивается до твоих волос, плеч, спины, локтей, пальчиков, ног. Касание ветерка похоже на теплые руки мамы, которая гладит любимого сынишку и рассказывает ему вечернюю сказку...
В одном большом и красивом лесу жил-был медвежонок Сеня. Он был самый младший в медвежьей семье и потому еще не ходил в лесную школу.
Сеня часто гулял по лесу, но медвежонку почему-то все время казалось, что он неуклюжий и ничего у него не получается. Полезет, бывало, на дерево за пчелиным медом, зацепится за сучок и шлепнется вниз в траву. И больно, и обидно медвежонку. Только травка его и пожалеет — нежно погладит листочком ушибленное место — и боль проходит. А зверята постарше увидят неудачу Сени — и ну смеяться: «Ай да неумеха!» Да еще и маме расскажут, весело пробегая мимо медвежьей берлоги.
Придет Сеня домой, уткнется в мамин теплый пушистый живот и плачет, приговаривая:

— Ничего-то у меня не получается,
Даже палочка под лапкою ломается,
Мама Маша из-за сына огорчается,
А у Сени неудачи не кончаются...

Медведица ласково гладит по голове своего сынишку, вздыхая: «Как же помочь малышу?» Но не слышна ей грустная песенка медвежонка. А Сеня думает: «Вот снова мама вздохнула. Наверное, я ее сильно расстроил. Как же меня можно любить после этого?! Пойду-ка я в лес, чтобы никто больше меня не видел и не огорчался из-за такого неумехи».
Посмотрел Сеня с грустью на свой дом и поплелся по тропинке в самую гущу леса. Долго шел медвежонок, пока не оказался в незнакомой стороне родного леса.
Все здесь вроде бы как обычно и в то же время по-особенному. Солнышко, едва касаясь шерстки Сени, наполняет его спинку, головку, лапки волшебным теплом. Постепенно медвежонок чувствует, что это тепло переполняет его и начинает греть изнутри. Как будто у Сени теперь есть свое солнышко. И тут он услышал тихий, но уверенный, излучающий спокойствие и нежность голос: «Малыш! Давай с тобою договоримся: когда в следующий раз у тебя будет что-то не ладиться, тебе станет грустно, ты позовешь свое внутреннее солнышко, и оно согреет тебя, рассеяв все неудачи». Сеня завертел головой, пытаясь понять, откуда звучит этот голос, но вокруг никого не было. «Может, это солнышко разговаривало со мной или теплый ветерок?» — подумал медвежонок. «Хорошо! Спасибо за помощь!» — ответил он вслух и отправился дальше.
А впереди, сверкая и переливаясь на солнышке, уже ждала Сеню задорно журчащая речушка, которая называется «Медвежья».
— Здравствуй, милый медвежонок! — начала она. — Я знаю, почему ты ушел из дому, ты, наверное, думаешь, что мама тебя не любит и не хочет такого сына, как ты, который ничего не умеет делать? — спросила речка, словно читая мысли маленького Сени.
— Да, да! — воскликнул медвежонок. — А как ты догадалась? — удивился он.
— Понимаешь, Сеня, — начала речка, — медведь — это большое, сильное и смелое животное. И даже когда медведь — это совсем маленький медвежонок, — все остальные детеныши — зайчата, бельчата, лисята — все равно считают его большим. А раз ты большой, то должен все уметь, у тебя должно все здорово получаться. Но это не так. Во-первых, ты действительно пока еще маленький медвежонок, а во-вторых, и у взрослых не всегда все выходит так, как хотелось бы. Не стоит из-за этого огорчаться. Можно попросить помощь, потренироваться, и у тебя все обязательно получится, даже самое трудное дело, которое тебе сейчас кажется невыполнимым. Только нужно запастись терпением и верой в свои силы.
Медвежонок слушал во все ушки журчание речки и, сам того не замечая, постепенно опустил в теплую струящуюся воду свои передние лапки, потом задние, затем подставил дружеским задорным брызгам речной воды и мордочку.
— А знаешь, почему я называюсь «Медвежья»? — продолжала речка. — Потому что любой медведь, и большой и маленький, который искупается в моей воде, станет смелым, уверенным в своих силах — любое дело будет ему по плечу. Почувствуй, как наливается бодростью и уверенностью твое тело: ты можешь все — и лазать по деревьям, и ловко ловить рыбу, и играть с другими зверятами в любые интересные игры, ничего не опасаясь.
— Речка, а что думает обо мне моя мама? — вздохнул Сеня.
— Она любит тебя больше всего на свете. Именно тебя и именно такого, какой ты есть. Она верит в твои силы и просто не знает, как тебе помочь. Кстати, хочешь раскрою тебе один секрет? Твой папа, когда был очень маленьким, тоже приходил сюда...
— Неужели, — перебил речку медвежонок, — папа тоже не чувствовал в себе уверенности? Папа, который все может и у которого все в лапах спорится?
— Да, да! — засмеялась речка. — Вспомни, что я тебе рассказывала о больших и маленьких медведях, — подмигнула она Сене.
— Спасибо тебе, добрая речка Медвежья, — поблагодарил Сеня нового друга. — Я не забуду, что ты мне сказала, и, конечно, буду тренироваться во всем, что у меня пока не получается. И удача, победа обязательно придут! До свидания!
Медвежонок со всех лап бросился домой.
Уже вечерело. Вся семья медведей собралась за столом пить вечерний чай с малиной и ежевикой. Каждый про себя отметил, что в Сене что-то изменилось. Сидит он за столом по-другому — не опустив мордочку, а с достоинством подняв ее вверх, и не сутулясь, а уверенно выпрямившись. В глазах Сени отражается теплый уверенный свет внутреннего солнышка.
С тех пор и в семье и в лесу, среди других зверят, все уважают медвежонка за его веру в свои силы, старания в любом деле и помощь, которую он охотно оказывает любому, кто к нему обращается. На всех хватает тепла внутреннего солнышка и силы воды речки Медвежьей.

Спонсор публикации статьи: информационный сайт о здоровье человека www.soundnes.com. На страницах сайта Вы найдете большое количество статей и публикаций, которые расскажут про здоровье ребенка и женщины, о том, как погода влияет на организм, как поддержать свой иммунитет, вести здоровый образ жизни, избежать заболеваний полости рта, и о многом другом. А возможность оставлять комментарии позволит обсудить статьи или поделиться своим опытом.