МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
СКАЗОЧНЫЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ
Эта
сказка была написана мной специально для
маленького мальчика. Долго не хотелось писать к
ней пояснений. Может быть, потому, что в сказке и
так все сказано, поэтому любое дополнение сужает
ее, ограничивает многовариантное содержание
(здесь и проблема неуверенности, тревожности, и
несформированность навыков обсуждения и
разрешения конфликтов). А может быть, потому, что
не хотелось открывать причину ее появления —
профессиональное одиночество.
Почему возникли эти пессимистичные нотки?
Формально в моем районе существуют все блоки
медико-социально-психологической помощи детям
разных возрастов (психологические службы в
детских садах, школах, ППМС-центры, методический
кабинет), а реально связи с ними совершенно не
налажены. Например, направляя запрос в надежде на
профессиональную помощь опытных коллег, я не
получаю даже скупого заключения о проведенных
обследованиях, не говоря уже о возможных
рекомендациях. Все, о чем мне с гордостью
сообщают воспитатели, что ребенок пролечен
медикаментозно (!).
Методический кабинет озабочен снабжением
психологов распечатками рекомендуемых форм
отчетной документации (по материалам «Школьного
психолога») и не всегда оказывается компетентным
в том или ином вопросе. Поэтому пока видится
только один выход — надеяться на себя и свою
интуицию, сотрудничая с родителями и
воспитателями.
У меня в саду есть ребенок — мальчик шести лет.
Предварительное обследование показало, что
требуется углубленная диагностика
интеллектуальной сферы ребенка: необходимо
уточнить, с чем мы имеем дело — с низкой нормой
или с ЗПР.
Для подтверждения своих догадок я, как правило,
обращаюсь в психологический центр, но не в
районный, а в такой, который может взять на себя
всю полноту ответственности за такого рода
помощь.
Предварительно обговариваем с мамой,
рекомендации какого специалиста нужно получить.
К сожалению, проблемы мальчика не ограничиваются
только познавательной сферой. Наверное, наложила
отпечаток ситуация приема в детский сад, когда
после его молчания вместо ответов на
элементарные вопросы взрослые «заулюлюкали»
(так об этом рассказала мама).
Видимо, ребенок и сам понимает, что в некоторых
видах деятельности он не так успешен, как другие
дети. Возможно, сказываются нескрываемая
снисходительность к нему со стороны
воспитательниц и ощущение безнадежности у
матери, уставшей от бесплодных походов по врачам
и центрам. Ребенок зажат, нередко возникают
проблемы с пищеварением. Во время групповых
занятий он отвечает на вопросы на сильном выдохе,
предпочитает вовсе ничего не говорить, чем
отвечать неправильно.
Что же делать? Ясно, что необходимо повысить у
ребенка самооценку. Но этого не добиться
обыкновенной похвалой, тем более что налицо
критичность к собственным достижениям.
Посоветовать маме быть внимательной и
эмоционально отзывчивой по отношению к ребенку
— хорошо, хотя сулит не много изменений.
Я решила воспользоваться методами интегральной
телесно-ориентированной терапии. Во-первых,
возможно, мы проработаем с мальчиком те проблемы,
которые вообще не проговариваются, но их влияние
очевидно (эмоциональные переживания,
подавляемые ребенком и проявляющиеся в виде
мышечных зажимов). Во-вторых, в ситуации
расслабляющего массажа эффективней
воспринимается позитивный смысл метафор.
Сказка направлена на коррекцию личностной
тревожности. Она повышает уверенность ребенка в
собственных силах. Сказка рассказывается
параллельно с выполнением того или иного приема
массажа (в тексте встречается перечисление
частей тела, к которым в данный момент
прикасается рука терапевта).
Галина ДАНИЛКИНА,
педагог-психолог,
г. Москва
Представь себе, что ты отправляешься
на прогулку в лес. Этот лес тебе хорошо знаком,
ведь ты часто бываешь в нем, и каждый раз он
рассказывает тебе интересную сказку.
Легкий ветерок мягко дотрагивается до твоих
волос, плеч, спины, локтей, пальчиков, ног. Касание
ветерка похоже на теплые руки мамы, которая
гладит любимого сынишку и рассказывает ему
вечернюю сказку...
В одном большом и красивом лесу жил-был
медвежонок Сеня. Он был самый младший в медвежьей
семье и потому еще не ходил в лесную школу.
Сеня часто гулял по лесу, но медвежонку почему-то
все время казалось, что он неуклюжий и ничего у
него не получается. Полезет, бывало, на дерево за
пчелиным медом, зацепится за сучок и шлепнется
вниз в траву. И больно, и обидно медвежонку.
Только травка его и пожалеет — нежно погладит
листочком ушибленное место — и боль проходит. А
зверята постарше увидят неудачу Сени — и ну
смеяться: «Ай да неумеха!» Да еще и маме
расскажут, весело пробегая мимо медвежьей
берлоги.
Придет Сеня домой, уткнется в мамин теплый
пушистый живот и плачет, приговаривая:
— Ничего-то у меня не получается,
Даже палочка под лапкою ломается,
Мама Маша из-за сына огорчается,
А у Сени неудачи не кончаются...
Медведица ласково гладит по голове
своего сынишку, вздыхая: «Как же помочь малышу?»
Но не слышна ей грустная песенка медвежонка. А
Сеня думает: «Вот снова мама вздохнула. Наверное,
я ее сильно расстроил. Как же меня можно любить
после этого?! Пойду-ка я в лес, чтобы никто больше
меня не видел и не огорчался из-за такого
неумехи».
Посмотрел Сеня с грустью на свой дом и поплелся
по тропинке в самую гущу леса. Долго шел
медвежонок, пока не оказался в незнакомой
стороне родного леса.
Все здесь вроде бы как обычно и в то же время
по-особенному. Солнышко, едва касаясь шерстки
Сени, наполняет его спинку, головку, лапки
волшебным теплом. Постепенно медвежонок
чувствует, что это тепло переполняет его и
начинает греть изнутри. Как будто у Сени теперь
есть свое солнышко. И тут он услышал тихий, но
уверенный, излучающий спокойствие и нежность
голос: «Малыш! Давай с тобою договоримся: когда в
следующий раз у тебя будет что-то не ладиться,
тебе станет грустно, ты позовешь свое внутреннее
солнышко, и оно согреет тебя, рассеяв все
неудачи». Сеня завертел головой, пытаясь понять,
откуда звучит этот голос, но вокруг никого не
было. «Может, это солнышко разговаривало со мной
или теплый ветерок?» — подумал медвежонок.
«Хорошо! Спасибо за помощь!» — ответил он вслух и
отправился дальше.
А впереди, сверкая и переливаясь на солнышке, уже
ждала Сеню задорно журчащая речушка, которая
называется «Медвежья».
— Здравствуй, милый медвежонок! — начала она. — Я
знаю, почему ты ушел из дому, ты, наверное,
думаешь, что мама тебя не любит и не хочет такого
сына, как ты, который ничего не умеет делать? —
спросила речка, словно читая мысли маленького
Сени.
— Да, да! — воскликнул медвежонок. — А как ты
догадалась? — удивился он.
— Понимаешь, Сеня, — начала речка, — медведь —
это большое, сильное и смелое животное. И даже
когда медведь — это совсем маленький медвежонок,
— все остальные детеныши — зайчата, бельчата,
лисята — все равно считают его большим. А раз ты
большой, то должен все уметь, у тебя должно все
здорово получаться. Но это не так. Во-первых, ты
действительно пока еще маленький медвежонок, а
во-вторых, и у взрослых не всегда все выходит так,
как хотелось бы. Не стоит из-за этого огорчаться.
Можно попросить помощь, потренироваться, и у тебя
все обязательно получится, даже самое трудное
дело, которое тебе сейчас кажется невыполнимым.
Только нужно запастись терпением и верой в свои
силы.
Медвежонок слушал во все ушки журчание речки и,
сам того не замечая, постепенно опустил в теплую
струящуюся воду свои передние лапки, потом
задние, затем подставил дружеским задорным
брызгам речной воды и мордочку.
— А знаешь, почему я называюсь «Медвежья»? —
продолжала речка. — Потому что любой медведь, и
большой и маленький, который искупается в моей
воде, станет смелым, уверенным в своих силах —
любое дело будет ему по плечу. Почувствуй, как
наливается бодростью и уверенностью твое тело:
ты можешь все — и лазать по деревьям, и ловко
ловить рыбу, и играть с другими зверятами в любые
интересные игры, ничего не опасаясь.
— Речка, а что думает обо мне моя мама? — вздохнул
Сеня.
— Она любит тебя больше всего на свете. Именно
тебя и именно такого, какой ты есть. Она верит в
твои силы и просто не знает, как тебе помочь.
Кстати, хочешь раскрою тебе один секрет? Твой
папа, когда был очень маленьким, тоже приходил
сюда...
— Неужели, — перебил речку медвежонок, — папа
тоже не чувствовал в себе уверенности? Папа,
который все может и у которого все в лапах
спорится?
— Да, да! — засмеялась речка. — Вспомни, что я
тебе рассказывала о больших и маленьких
медведях, — подмигнула она Сене.
— Спасибо тебе, добрая речка Медвежья, —
поблагодарил Сеня нового друга. — Я не забуду,
что ты мне сказала, и, конечно, буду тренироваться
во всем, что у меня пока не получается. И удача,
победа обязательно придут! До свидания!
Медвежонок со всех лап бросился домой.
Уже вечерело. Вся семья медведей собралась за
столом пить вечерний чай с малиной и ежевикой.
Каждый про себя отметил, что в Сене что-то
изменилось. Сидит он за столом по-другому — не
опустив мордочку, а с достоинством подняв ее
вверх, и не сутулясь, а уверенно выпрямившись. В
глазах Сени отражается теплый уверенный свет
внутреннего солнышка.
С тех пор и в семье и в лесу, среди других зверят,
все уважают медвежонка за его веру в свои силы,
старания в любом деле и помощь, которую он охотно
оказывает любому, кто к нему обращается. На всех
хватает тепла внутреннего солнышка и силы воды
речки Медвежьей.
Спонсор публикации статьи: информационный сайт о здоровье человека www.soundnes.com. На страницах сайта Вы найдете большое количество статей и публикаций, которые расскажут про здоровье ребенка и женщины, о том, как погода влияет на организм, как поддержать свой иммунитет, вести здоровый образ жизни, избежать заболеваний полости рта, и о многом другом. А возможность оставлять комментарии позволит обсудить статьи или поделиться своим опытом.