Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №18/2000

ИГРОТЕКА

УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ

Игра «Угадай профессию» основана на использовании схемы анализа профессии, которая в свою очередь опирается на известную «формулу профессии», разработанную Е.А. Климовым. В последней выделяются следующие обобщенные характеристики профессий, позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности.

  • Типы — по предмету труда: природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — З; художественный образ — Х.

  • Классы — по целям труда: гностические — Г; преобразовательные — П; изыскательные — И.

  • Отделы — по средствам труда: ручные — Р; механические — М; автоматические — А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также теоретические средства — Ф.

  • Группы — по условиям труда: бытовой микроклимат — Б; открытый воздух — О; необычные условия — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.

Например, с помощью «формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и художественный образ (Х), цели труда — преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда — необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании «формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникают недоразумения. Например, при анализе профессии «токарь» ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ «техника» его не устраивает, так как он тут же возражает: «У токаря техника — это средство труда, а что является предметом, из «формулы» непонятно».
Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А. Климовым вариант «формулы». Здесь представлена «Схема анализа профессии».

ХОД ИГРЫ

Сначала детям предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии. Быстро обнаруживается, что они ее вроде бы знают, но объяснить, в чем состоят ее особенности, не могут (им нужны конкретные вопросы). Тогда преподаватель предлагает рассмотреть схему анализа профессий, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии.
Преподаватель предлагает переписать эту схему в тетрадь (на это уходит примерно 35–40 минут).
После этого все делятся на пары (можно играть и втроем). Каждый загадывает профессию (а еще лучше — конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом участники попарно обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (возможны три попытки).
Обращаем внимание, что кодировать профессию следует только словами, как это показано в примере (во второй колонке таблицы). Если кодировать профессию номерами характеристик, то при отгадывании возникают сложности и игра может не получиться.

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук

Спонсор публикации статьи: медицинская лаборатория ЗАО «Лаборатории ЦИР» предлагает услуги по диагностике и проведению анализов участия ауто- и аллоиммунных факторов в нарушении репродуктивной функции у женщин и мужчин. В широкий спектр услуг лаборатории входят общий анализ мочи и крови, ЭКГ, гемостазиограмма, серологическая диагностика инфекций, обследование перед ЭКО, и многое другое. Большой опыт работы, современное оборудование и профессионализм врачей лаборатории обеспечат выполнение работ, соответствующих самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предложением и ценами на предоставляемые услуги можно на сайте медицинской лаборатории ЗАО «Лаборатории ЦИР», который располагается по адресу www.cirlab.ru

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ

Характеристики профессий

Пример кодирования профессии «таксист»

  Кодирование загаданной профессии

Предмет труда

1 — природа (животные, растения)
2 — материалы и заготовки
3 — дети
4 — взрослые
5 — техника
6 — знаковые системы (тексты, информация в компьютерах и т.п.)
7 — художественный образ

взрослые
техника

 

Цель труда

1 — контроль, оценка, диагноз
2 — преобразовательная
3 — изобретательная
4 — транспортирование
5 — обслуживание
6 — собственное развитие

транспортирование обслуживание

 

Средства труда

1 — ручные и простые приспособления
2 — механические
3 — автоматические
4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5 — теоретические (знания, способы мышления)
6 — переносные или стационарные средства

механические функциональные

 

Условия труда

1 — бытовой микроклимат
2 — большие помещения с людьми
3 — обычный производственный цех
4 — необычные производственные условия (особый режим влажности,  температуры, стерильность)
5 — экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6 — работа на открытом воздухе
7 — домашний кабинет, лаборатория, мастерская

экстремальные

 

Характер подвижности в труде

1 — преимущественно сидя
2 — преимущественно стоя
3 — множество разнообразных движений
4 — длительная ходьба
5 — вынужденные статичные позы
6 — высокая избирательная подвижность определенных групп мышц

сидя

 

Характер общения в труде

1 — минимальное общение (индивидуальный труд)
2 — клиенты, посетители
3 — постоянный коллектив
4 — работа с аудиторией
5 — выраженная дисциплина, субординация в труде
6 — небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)

клиенты

 

Ответственность в труде

1 — материальная
2 — моральная
3 — за жизнь и здоровье людей
4 — невыраженная ответственность

за жизнь и здоровье

 

Особенности труда

1 — возможность работы по совместительству знаменитости
2 — большая официальная зарплата
3 — льготы
4 — «соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации)
5 — престижные отношения
6 — встречи со знаменитостями
7 — частые загранкомандировки
8 — командировки по стране
9 — завершенный результат труда (можно полюбоваться)
10 — высокий престиж профессии
11 — явно выраженная общественная полезность труда

«соблазны»

 

Типичные трудности и неприятности

1 — нервное напряжение
2 — профзаболевания
3 — распространены мат и сквернословие
4 — повышенный риск судимости
5 — невысокий престиж работы
6 — маленькая зарплата
7 — общественно презираемый (осуждаемый) труд

нервное напряжение профзаболевания сквернословие

 

Минимальный уровень образования

1 — без специального образования (после школы)
2 — краткосрочные курсы
3 — начальное профессиональное образование (СПТУ)
4 — среднее профессиональное образование (техникум)
5 — высшее профессиональное образование (вуз):

   — незаконченное высшее
   — бакалавриат
   — магистратура

6 — ученая степень (аспирантура, академия)
7 — дополнительное профессиональное образование

начальное профессиональное