ИГРОТЕКА
УГАДАЙ ПРОФЕССИЮ
Игра «Угадай профессию» основана на
использовании схемы анализа профессии, которая в
свою очередь опирается на известную «формулу
профессии», разработанную Е.А. Климовым. В
последней выделяются следующие обобщенные
характеристики профессий, позволяющие в
закодированном виде представлять разные
профессии и специальности.
Типы — по предмету труда:
природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые
системы — З; художественный образ — Х.
Классы — по целям труда:
гностические — Г; преобразовательные — П;
изыскательные — И.
Отделы — по средствам труда:
ручные — Р; механические — М; автоматические — А;
функциональные, т.е. возможности и функции
организма, а также теоретические средства — Ф.
Группы — по условиям труда:
бытовой микроклимат — Б; открытый воздух — О;
необычные условия — Н; моральная
ответственность — М; экстремальные условия — Э.
Например, с помощью «формулы
профессий» можно было бы так «закодировать»
профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и
художественный образ (Х), цели труда —
преобразовательные (П) и изыскательные (И),
средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф),
условия труда — необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании
«формулы профессий» в традиционном варианте в
классе иногда возникают недоразумения. Например,
при анализе профессии «токарь» ученик
спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ
«техника» его не устраивает, так как он тут же
возражает: «У токаря техника — это средство
труда, а что является предметом, из «формулы»
непонятно».
Таким образом, возникла необходимость несколько
видоизменить и расширить предложенный
Е.А. Климовым вариант «формулы». Здесь
представлена «Схема анализа профессии».
ХОД ИГРЫ
Сначала детям предлагается рассказать
о какой-нибудь хорошо известной им профессии.
Быстро обнаруживается, что они ее вроде бы знают,
но объяснить, в чем состоят ее особенности, не
могут (им нужны конкретные вопросы). Тогда
преподаватель предлагает рассмотреть схему
анализа профессий, в которой и содержатся
опорные пункты для рассказа о любой профессии.
Преподаватель предлагает переписать эту схему в
тетрадь (на это уходит примерно 35–40 минут).
После этого все делятся на пары (можно играть и
втроем). Каждый загадывает профессию (а еще лучше
— конкретную специальность), кодирует ее в своей
тетради, потом участники попарно обмениваются
тетрадями и по закодированным характеристикам
пытаются отгадать ее (возможны три попытки).
Обращаем внимание, что кодировать профессию
следует только словами, как это показано в
примере (во второй колонке таблицы). Если
кодировать профессию номерами характеристик, то
при отгадывании возникают сложности и игра может
не получиться.
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук
Спонсор публикации статьи: медицинская лаборатория ЗАО «Лаборатории ЦИР» предлагает услуги по диагностике и проведению анализов участия ауто- и аллоиммунных факторов в нарушении репродуктивной функции у женщин и мужчин. В широкий спектр услуг лаборатории входят общий анализ мочи и крови, ЭКГ, гемостазиограмма, серологическая диагностика инфекций, обследование перед ЭКО, и многое другое. Большой опыт работы, современное оборудование и профессионализм врачей лаборатории обеспечат выполнение работ, соответствующих самым высоким стандартам качества и надежности. Подробнее ознакомиться с предложением и ценами на предоставляемые услуги можно на сайте медицинской лаборатории ЗАО «Лаборатории ЦИР», который располагается по адресу www.cirlab.ru
СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИИ
Характеристики профессий |
Пример кодирования
профессии «таксист» |
Кодирование
загаданной профессии |
Предмет труда
1 — природа (животные, растения)
2 — материалы и заготовки
3 — дети
4 — взрослые
5 — техника
6 — знаковые системы (тексты, информация в
компьютерах и т.п.)
7 — художественный образ
|
взрослые
техника |
|
Цель труда
1 — контроль, оценка, диагноз
2 — преобразовательная
3 — изобретательная
4 — транспортирование
5 — обслуживание
6 — собственное развитие
|
транспортирование
обслуживание |
|
Средства труда
1 — ручные и простые приспособления
2 — механические
3 — автоматические
4 — функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5 — теоретические (знания, способы мышления)
6 — переносные или стационарные средства
|
механические
функциональные |
|
Условия труда
1 — бытовой микроклимат
2 — большие помещения с людьми
3 — обычный производственный цех
4 — необычные производственные условия (особый
режим влажности, температуры, стерильность)
5 — экстремальные условия (риск для жизни и
здоровья)
6 — работа на открытом воздухе
7 — домашний кабинет, лаборатория, мастерская
|
экстремальные |
|
Характер подвижности в
труде
1 — преимущественно сидя
2 — преимущественно стоя
3 — множество разнообразных движений
4 — длительная ходьба
5 — вынужденные статичные позы
6 — высокая избирательная подвижность
определенных групп мышц
|
сидя |
|
Характер общения в труде
1 — минимальное общение
(индивидуальный труд)
2 — клиенты, посетители
3 — постоянный коллектив
4 — работа с аудиторией
5 — выраженная дисциплина, субординация в труде
6 — небольшой коллектив в замкнутом пространстве
(экипажи судов, полярники, участники экспедиций)
|
клиенты |
|
Ответственность в труде
1 — материальная
2 — моральная
3 — за жизнь и здоровье людей
4 — невыраженная ответственность
|
за жизнь и здоровье |
|
Особенности труда
1 — возможность работы по
совместительству знаменитости
2 — большая официальная зарплата
3 — льготы
4 — «соблазны» (возможность брать взятки,
воровать, использовать оборудование
организации)
5 — престижные отношения
6 — встречи со знаменитостями
7 — частые загранкомандировки
8 — командировки по стране
9 — завершенный результат труда (можно
полюбоваться)
10 — высокий престиж профессии
11 — явно выраженная общественная полезность
труда
|
«соблазны» |
|
Типичные трудности и
неприятности
1 — нервное напряжение
2 — профзаболевания
3 — распространены мат и сквернословие
4 — повышенный риск судимости
5 — невысокий престиж работы
6 — маленькая зарплата
7 — общественно презираемый (осуждаемый) труд
|
нервное напряжение
профзаболевания сквернословие |
|
Минимальный уровень
образования
1 — без специального образования
(после школы)
2 — краткосрочные курсы
3 — начальное профессиональное образование
(СПТУ)
4 — среднее профессиональное образование
(техникум)
5 — высшее профессиональное образование (вуз):
— незаконченное высшее
— бакалавриат
— магистратура
6 — ученая степень (аспирантура,
академия)
7 — дополнительное профессиональное образование
|
начальное
профессиональное |
|
|