НОВОСТИ
Март - апрель 2000
ЛИПЕЦК
5 апреля здесь прошла областная
научно-практическая конференция «Проблемы
социальной
и психологической адаптации школьников в
условиях образовательных учреждений». Ее
организаторами были Департамент образования и
науки администрации Липецкой области, областной
Центр психолого-педагогической и социальной
помощи детям и подросткам, Институт
усовершенствования учителей
В работе конференции приняли участие
представители вузов, руководители органов
образования области и города, директора школ,
школ-интернатов, детских домов, психологи,
социальные педагоги и логопеды области, а также
представители Департамента федеральной
государственной службы занятости населения
Липецкой области.
На конференции рассматривались задачи и
перспективы развития психологической службы
области. Большое внимание было уделено решению
проблем социальной и психологической адаптации
школьников в условиях образовательных
учреждений. Огромный интерес вызвало обсуждение
личностной адаптации учащихся и условий для
создания атмосферы психологической поддержки в
образовательном учреждении.
На конференции были рассмотрены следующие
основные темы: «Возможные пути адаптации детей с
отклонениями в развитии», «Работа
образовательных учреждений по социальной
адаптации детей в условиях посттравматического
стресса», «Организация совместной работы РОНО и
районных ППМС-центров по проблемам социальной и
психологической адаптации школьников»,
«Социально-трудовая адаптация школьников в
условиях современного рынка труда».
Социальные педагоги и психологи детских домов и
интернатных учреждений Липецкой области
поделились опытом работы по организации общения
воспитанников школ-интернатов с родственниками,
по формированию житейских умений и навыков у
учащихся при их подготовке к постинтернатному
периоду.
Специалисты районных центров
психолого-педагогической и социальной помощи
детям и подросткам рассказали о клубной работе
как одной из форм социальной и психологической
адаптации подростков.
Участники конференции отметили своевременность
и актуальность поднятых вопросов.
Социальное самоопределение школьников
неразрывно связано с выработкой их
мировоззрения. Важнейшую роль в этом играют
учителя, психологи, социальные педагоги области,
которые активно участвуют в формировании
жизненных планов подростков, юношей и девушек.
Развивая готовность школьников к жизненному
самоопределению, специалисты образовательных
учреждений учат их опираться на объективные и
субъективные ресурсы своей личности.
Новый импульс получила школьная психологическая
служба, сеть которой, как было подчеркнуто на
конференции, необходимо расширять. Практические
психологи, социальные педагоги нацеливают
педагогические коллективы на
личностно-ориентированную работу со школьниками
в разных формах. Это — индивидуальная работа,
новые формы клубной деятельности, консультации
учащихся и родителей, игровые тренинги и другие
виды деятельности.
Психологам и социальным педагогам рекомендовано
уделять больше внимания проблемам социальной и
психологической адаптации учащихся на
педсоветах, родительских собраниях, семинарах,
методических объединениях. Систематически
выступать в средствах массовой информации по
данным вопросам. Расширять перечень услуг,
нацеленных на поддержку, защиту,
профессиональное определение школьника. Эти
услуги должны быть адресованы родителям с
детьми, а также детям, находящимся под опекой, и
приемным родителям.
Только совместными усилиями можно помочь детям в
их личностном росте, развитии и жизненном
самоопределении.
А.И. КУЗНЕЦОВА,
директор областного Центра
психолого-педагогической, социальной помощи
детям и подросткам,
г. Липецк
Тел: (0742) 47-31-98, 47-32-07
ЧЕЛЯБИНСК
30—31 марта состоялось заседание коллегии
областного управления образования «О
деятельности психологической службы в
муниципальных образовательных системах гг.
Челябинска, Магнитогорска, Кыштыма, Сосновского
района»
Каждый из регионов, где мне удалось
побывать, по-своему интересен. После знакомства с
психологической службой, школами, центрами и
людьми в том или ином регионе кажется, что именно
здесь и нашли то самое, что и должно быть на самом
деле...
В Челябинске, на «дежурном», казалось бы,
мероприятии — коллегии, мне посчастливилось
открыть еще один подход к развитию
психологической службы.
Заседание коллегии открыл начальник
управления образования
Челябинской области В.В. Репин
Заседание коллегии совпало с круглой
датой — десятилетием психологической службы
города. Правда, на коллегии система
психологической службы области рассматривалась
на разных уровнях: в Челябинске — как областном
центре, в крупном промышленном городе
Магнитогорске, в небольшом городке Кыштыме и в
одном из сельских районов — Сосновском.
О деятельности психологической службы области
собравшимся рассказал первый заместитель
начальника управления образования, заслуженный
учитель РФ В.В. Верахин. В области реализуются
следующие комплексные целевые программы:
«Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды»,
«Здоровье» (г. Магнитогорск) и «Образовательный
мониторинг и стандарты» (г. Челябинск).
Отличительной чертой психологической службы
города Челябинска и области в целом является
ориентация на непрерывность оказания
психологической помощи. Здесь по возможности
работают с проблемными детьми начиная с
дошкольного возраста и до окончания школы.
В городе осуществляется единый комплексный
подход к оценке познавательных возможностей
учащихся. Так, в рамках программы
«Образовательный мониторинг и стандарты»
управлением по делам образования совместно с
городским центром «Психотрон» проводится
исследование по определению динамики
интеллектуальных функций учащихся по
стандартному тесту УИТ СПЧ (универсальный
интеллектуальный тест «Санкт-Петербург —
Челябинск»).
В психологических центрах много внимания
уделяется сохранению здоровья учащихся.
Одну из самых «болевых точек» психологической
службы — проблему кадрового обеспечения —
затронул Н.А. Батурин (декан факультета
психологии Южно-Уральского государственного
университета, доктор психологических наук,
профессор). Он считает, что сейчас этот вопрос
стоит в области достаточно остро. За
десятилетний срок существования службы, считает
Николай Алексеевич, в ней изменилось многое, в
том числе и требования к психологам. Раньше в
системе образования были рады тем педагогам,
которые получали психологическое образование,
обучаясь на девяти-, трех- и четырехмесячных
курсах. Сейчас в области сложился костяк из таких
психологов. Они знают школу, хотят работать.
Поэтому встает проблема их переподготовки.
Н.А. Батурина серьезно беспокоит и качество
подготовки психологов, особенно в
многочисленных частных учебных заведениях.
Только в Челябинске их тринадцать. Выход из этого
положения видится как в создании разноуровневой
системы дополнительной переподготовки кадров,
так и во введении своеобразного
квалификационного экзамена при приеме на работу.
Выступление московской гостьи — начальника
отдела практической психологии и охраны
здоровья Минобразования России, кандидата
психологических наук Н.В. Морозовой было
посвящено анализу проблем, возникающих в
действующих моделях психологической службы в
системе образования. В частности, Наталью
Васильевну всерьез беспокоит то, что, несмотря на
большое количество психологов и других
специалистов, работающих в системе образования,
здоровье детей неуклонно ухудшается.
Оптимальной видится трехуровневая модель
психологической службы. Первый уровень —
оказание непосредственной помощи детям,
педагогам и родителям со стороны психолога в
образовательном учреждении. Второй —
квалифицированная и дифференцированная помощь
на базе ППМС-центров и ПМПК. Третий — кадровое и
научно-методическое обеспечение, которое
осуществляется представителями органов
управления образованием.
Н.В. Морозова, оценивая состояние
психологической службы Челябинской области,
отметила высокий уровень компетенции органов
управления образованием. Одним из показателей
эффективной работы педагогов и психологов
являются высокие показатели интеллектуального
развития челябинских школьников, которые
одерживают победы на всевозможных отечественных
и международных олимпиадах.
С одной стороны, нельзя не отметить хорошую
подготовку специалистов, что видно на примере
психологов Советского района г. Челябинска. С
другой — нельзя не согласиться с тем, что
необходимо развертывать постоянно действующую
систему повышения квалификации психологов.
Наталья Васильевна согласилась с тем, что
квалификационные испытания важны, но это должна
быть четко отработанная технологичная
процедура.
На коллегии прозвучала мысль о том, что наиболее
эффективно психологическая служба работает там,
где есть тесное взаимодействие психологов и
администрации. В Челябинской области большое
внимание уделяется психологической подготовке
руководящих работников. То есть происходит их
своеобразная «всеобщая психологизация». Причем
охватывает она руководителей как
образовательных учреждений, так и муниципальных
органов управления образованием. Поэтому в
будущем видится тесное взаимодействие этих двух
структур. Развитие психологической службы
должно быть спланировано с учетом тех
приоритетов, которые обозначены администрацией,
но и администрация принимает управленческие
решения с учетом рекомендаций психологических
служб.
На коллегии было отмечено, что большое внимание
должно уделяться качеству подготовки
педагогов-психологов, поскольку сейчас на
повышение их квалификации уходит до 40% времени
работы районных психологических центров.
Решено привести к единому знаменателю нормативы,
определяющие количество детей и подростков,
приходящихся на одного психолога. Эти показатели
колеблются от 1621 человека в сельском районе до 390
в Магнитогорске.
В конце заседания произошло награждение
педагогических и руководящих работников
образования области. Было приятно видеть среди
них представителей психологических служб
Челябинска, Магнитогорска, поскольку с работой
многих из них мне удалось познакомиться во время
этой поездки. Но это уже — тема отдельных
репортажей.
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Главное управление образования
администрации Челябинской области
Тел.: (3512) 33-34-97
Спонсор публикации статьи: интернет магазин детских товаров www.MILAY-TAYA.ru. На страницах интернет магазина Вы найдете такой товар, как детская электрическая люлька "TAYA", которая позволит упростить процедуры ухода за ребенком, обеспечивая комфорт и безопасность младенца. Товары, представленные на сайте магазина, сертифицированы и соответствуют самым высоким стандартам качества, а специалисты магазина помогут оформить покупку, и дадут компетентную консультацию.