АНОНИМНЫЕ ДЕТИ
Начну
с трюизма: жизнь меняется. Не только в смыс-ле —
сейчас изменилась, но и в смысле — постоянно
меняется. Поэтому новому поколению всегда трудно
представить себе, как жило предыдущее.
Вот пример. Моего отца в тридцать восьмом году
вызывали на комсомольское собрание за то, что он
танцевал фокстрот... чуть было не добавил — на
дискотеке. Едва из комсомола не исключили... со
всеми вытекающими.
Он рассказывал об этом, когда я был школьником.
Тогда власть уже лишь бессильно клацала зубами,
пытаясь противостоять «тлетворному
идеологическому влиянию Запада». Поэтому
слышать, что за какой-то танец можно
подвергнуться серьезному наказанию, было
удивительно, странно и немножко смешно. Даже
как-то снисходительно смешно: мол, вот отсталые
были люди, простых вещей не понимали.
Тот же оттенок снисхождения я уловил уже в свой
адрес, когда рассказывал своим детям о том, что
«при коммунистах» нельзя было иметь практически
никакого легального заработка, кроме зарплаты,
поскольку все способы зарабатывания денег были
запрещены и даже уголовно наказуемы. Они слушали
меня, кивали, и казалось, что понимали. А потому
вдруг сказали: «Ну ладно. Но если уж совсем плохо,
совсем денег нет, так выйди на улицу или на рынок
— и торгуй».
Так что судить о прежних временах, основываясь на
взглядах сегодняшнего дня, дело неблагодарное.
Интереснее — наоборот: попробовать взглянуть на
жизнь нынешнюю с точки зрения будущего. Над чем
из нашей жизни будут снисходительно
посмеиваться наши потомки?
В этой связи возникает вот какое рассуждение.
Многие историки считают, что в Средние века
социализация детей происходила совершенно не
так, как сегодня. После недолгой поры
младенчества к ребенку начинали относиться как к
маленькому взрослому, и он сразу окунался во
взрослый мир. Заметного эмоционального
отношения к себе, какой-то особой заботы дети
зачастую не вызывали. Даже их частая смерть, как
правило, не была поводом для сильных переживаний:
умер один — появится другой. Детство как
социальный институт едва-едва существовало.
Для сегодняшнего общества, с его культом детства
и почти культом уникальности каждого человека,
все это кажется даже не смешным, а просто диким.
Ситуация начала меняться, по мнению тех же
историков, с появлением специального детского
обучения, отделившего детей от взрослых и
превратившегося впоследствии в столь обычную
сегодня школу. Тогда же меняется отношение к
детям в семье, которая становится как бы
детоцентрированной, а прежде «анонимный» (по
выражению Филиппа Арьеса) ребенок начинает
восприниматься как неповторимая человеческая
личность.
Но массовая школа, появившаяся на сто—двести лет
позже, чем в ребенке обнаружили
индивидуальность, на те же сто—двести лет
отстает в плане признания этой индивидуальности.
Разговоры о дифференцированном подходе я слышал
еще двадцать—двадцать пять лет назад, но
футболист Вася, будущий повар Ира и слушатель
школы юного журналиста Петя, случись им
оказаться в одном классе, будут по-прежнему
зубрить ту же теорию электролитической
диссоциации, что и абитуриент нефтегазового
института Коля. А им это надо?
Вот я и думаю, где-нибудь веке в двадцать третьем
попадет в руки школьной учительнице сегодняшняя
книжка по педагогике, и она изумленно спросит у
подруги в учительской: «Маша, ты можешь себе
представить, что двести лет назад всех детей по
одной программе учили и одни упражнения давали?
Вот дикари были!»
Марк САРТАН
Спонсор публикации статьи: компания «Ваш репетитор» предлагает воспользоваться услугами частных репетиторов. На страницах сайта компании, который располагается по адресу http://repetitors.info, Вы найдете более 20 000 анкет профессиональных преподавателей, которые помогут подтянуть знания и навыки по любому предмету. На Ваш выбор такие педагоги, как профессиональный логопед, учитель японского языка, репетитор по риторике и игре на блок флейте, и репетиторы по многим другим направлениям. Подробная информация, представленная в анкете преподавателя, поможет определиться с выбором учителя, а так же Вы всегда можете оставить заявку на поиск педагога, и специалисты компании бесплатно подберут подходящего репетитора.