Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2000

РЕПОРТАЖ

И ТОГДА ВСЕ ВЫШЛИ НА РЕЛЬСЫ...

Кажется, что современного российского человека мало чем можно удивить. Тем более что по своей натуре мы таковы, что привыкаем ко всему очень быстро. Особенно к плохому... Привыкли мы и к страшной статистике, касающейся здоровья детей. Не привыкли мы лишь к одному: что где-то есть что-то хорошее. И это, наверное, единственное, что заставляет нас каждый раз радоваться и даже приходить в состояние восторга.
Всю гамму этих чувств мне удалось испытать во время поездки на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Укрепление здоровья детей», которая проходила 4–6 апреля в Казани. Ее организаторы — Министерство образования и Министерство здравоохранения России, Правительство Республики Татарстан и Всемирная организация здравоохранения — многое сделали, для того чтобы эта конференция взбудоражила педагогические и медицинские умы, заставив их не только задуматься о здоровье будущего поколения, но и предпринять реальные шаги по изменению ситуации.

Москву на этой конференции представляла солидная делегация, состоящая из руководителей и сотрудников двух министерств, ученых, практиков, директоров крупных школ и центров.
С самого начала, еще только выезжая из Москвы, мы поняли, что впереди нас ждет событие весьма неординарное, поскольку все разворачивалось вопреки популярному сценарию «начали за здравие, кончили за упокой...». Недалеко от Москвы, на станции Люберцы, нам сообщили, что в поезд «Татарстан», на котором мы ехали, возможно, подложена бомба, и нам пришлось срочно эвакуироваться из вагонов...

Стояние на рельсах. Взорвемся или нет?

Так как мы уже привыкли к тому, что в нашей жизни в любую минуту может произойти что-то неприятное и экстраординарное, то это известие мало кого удивило, а уж тем более испугало. Все собрали свои вещички и стали вылезать из вагонов. Мы стояли под проливным дождем прямо на рельсах рядом с поездом, который (если верить проводникам) мог взорваться в любую минуту, и весело обсуждали, в каком же вагоне находится та самая бомба.
Некоторые даже прихватили с собой стаканы с чаем... И только один серьезный мужчина, схватив свой чемодан, рванул куда-то в сторону. Решил таким образом, очевидно, сберечь свою жизнь.

На открытии конференции: в театре им. Г. Камала, как всегда, аншлаг

Однако это приключение не помешало нам вовремя попасть в гостеприимную Казань. Местные организаторы предусмотрели все: встретили, разместили и развезли в нужные места огромную массу народа. А уже сам факт, что на открытии конференции присутствовали представители практически всех регионов России, говорит о том, что тематика ее мало кого оставила равнодушным.
Пленарные заседания проходили в одном из лучших залов Казани — Татарском академическом театре им. Г. Камала, причем этот огромный многоярусный зал едва вместил всех желающих, которых было около полутора тысяч человек.
Здесь, может быть, впервые собрались вместе представители системы образования и здравоохранения, для того чтобы всерьез обсудить вопрос о том, как, несмотря на экономические и социальные проблемы и трудности, не допустить ухудшения здоровья детей.
К чести организаторов хочется сказать, что проведение заседаний в театре позволило разместить огромное количество участников, дать возможность докладчикам использовать современные технические средства для иллюстрации своих выступлений.

Основная идея всех докладов, прозвучавших на пленарном заседании, такова: сохранение здоровья детей — обязанность всего обществ.
В своем докладе «Социальная значимость здоровья в системе образования» заместитель министра образования России Е.Е. Чепурных озвучила давно витавшую в воздухе мысль о том, что сейчас, когда состояние здоровья российских детей резко ухудшается, нельзя говорить о ведомственном подходе к ребенку.
Очевидно и то, считает Елена Евгеньевна, что забота о здоровье детей должна осуществляться на качественно новом уровне. Несмотря на то что количество медицинского персонала в школах за последнее время увеличилось и врачи-специалисты во всех субъектах Российской Федерации работают в школе на договорной основе, а школьные медицинские кабинеты оснащаются современной аппаратурой, отчетливой положительной динамики в улучшении здоровья детей за последние 10—15 лет не наблюдается. Скорее, все происходит с точностью до наоборот. Растет процент детей, страдающих близорукостью, нервно-психическими, аллергическими заболеваниями. В группу часто болеющих детей по среднероссийским показателям входит более 20% учащихся.
В нашей стране существуют как объективные, так и субъективные причины ухудшения здоровья детей и подростков.
Единственный выход видится в построении такой модели школьного обучения, которая научит школьников бережно относиться к своему здоровью. Елена Евгеньевна даже употребила такое выражение, как «мода на здоровье».
Но на этом благом пути есть масса межведомственных проблем, которые желательно решить или начать решать на данной конференции. Разногласия между медиками, педагогами и психологами начинаются уже при постановке диагноза ребенку. В частности, понятие «гиперактивный ребенок» трактуется каждым по-своему.
Е.Е. Чепурных предложила, чтобы межведомственное взаимодействие было обеспечено на уровне «Закона об образовании». В частности, нужно решать вопрос санитарных правил и норм. Есть простор и для исследовательской работы. Мало изучено влияние тех или иных образовательных технологий на здоровье, отсутствуют критерии определения уровня здоровья.

Тематический симпозиум «Организация медико-психологической помощи семье»
был интересен не только медицинским работникам и психологам,
но и руководителям органов образования,
педагогам и даже представителям администрации

Органы образования должны также принять меры, которые позволят разгрузить школьников. Во многом этому может способствовать реализация новой Национальной доктрины образования. Переход на 12-летнюю систему обучения может сделать образование менее стрессовым для детей. Кроме этого, рекомендованы такие меры, как пятидневное обучение, запрет на домашние задания в субботние и воскресные дни, создание возможностей для занятий спортом, развитие дополнительного образования. Надо, считает Елена Евгеньевна, чтобы сберегающие здоровье технологии были разработаны на уровне каждого предмета.
Современная школа не готова к росту «болезней поведения» — социально-обусловленных заболеваний (наркомания, СПИД, венерические заболевания).
Серьезной проблемой является здоровье учителя, которое становится источником опасности для здоровья детей.
В заключение Е.Е. Чепурных высказала пожелание — выйти с предложением к Президенту России В.В. Путину о том, чтобы в рамках Президентской программы была принята непрерывная программа содействия здоровью.

Председатель президиума, заместитель премьер-министра Республики Татарстан И.К. Хайруллин зачитал приветствие Президента Республики М.Ш. Шаймиева

Следующим докладчиком была заместитель министра здравоохранения РФ О.В. Шарапова. Ее выступление «Охрана здоровья школьников: проблемы и пути их решения» содержало много статистических данных о состоянии здоровья современных школьников. Ольга Викторовна приводила самые неутешительные сведения об ухудшении здоровья детей в процессе обучения.
В качестве позитивного момента она отметила, что Казань как место проведения конференции была выбрана не случайно. Жители Татарстана одними из первых в России глобально задумались о здоровье детей. Более того, не только в таких крупных городах, как Казань и Набережные Челны, но и в ряде других проходит эксперимент по созданию здоровьесберегающих технологий и существует достаточно хорошо сформированная сеть «Школ здоровья».
Наверное, этим объяснялось и то, что доклады представителей Татарстана — министра образования Ф.Ф. Харисова и заместителя министра здравоохранения Л.А. Никольской — отличались большим конструктивизмом.
Фарис Фахразович, в частности, отметил, что одна из причин ухудшения здоровья детей и взрослых в том, что мы придали научно-техническому прогрессу однобокий характер. Парадоксально, что положительным считается показатель роста затрат на медицину, а не на охрану здоровья.
С сентября 1998 года в Татарстане реализуется комплексная междисциплинарная программа «Образование и здоровье школьников Республики Татарстан». В рамках этой программы с 1 по 11 классы в школах республики введен новый предмет «Спортивно-оздоровительный час», на котором дети получают знания, у них формируются навыки, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Кроме этого, в каждом городе и районе республики есть экспериментальные площадки, регулярно проводятся курсы и семинары для руководителей местных администраций, директоров школ, педагогов и психологов.
В выступлении представителя Министерства здравоохранения Татарстана дана неутешительная статистика ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Причина этого видится в недостатках образовательной системы, которая создает многочисленные стрессовые ситуации для ребенка, ведущие к его хроническому переутомлению. В результате половина детей имеет первичные многофункциональные отклонения в состоянии здоровья.
Но несмотря на это Л.А. Никольская оптимистично смотрит в будущее, поскольку в республике начата серьезная борьба за здоровье детей. Сейчас, считает она, есть пакет нормативных документов и многое зависит от того, насколько эффективно они будут воплощаться в жизнь.
Во второй части пленарного заседания были заслушаны многочисленные доклады (в основном медиков) из разных городов России.
К сожалению, многие из уважаемых докладчиков, читая заранее заготовленные тексты, через некоторое время начинали повторять друг друга. Очевидно, находясь на столь высокой трибуне, они боялись оторваться «от бумажки». Большинство выступлений строилось одинаково: рисовались картинки резкого ухудшения состояния здоровья детей, все это сопровождалось диаграммами, и в результате наступил момент, когда стало действительно страшно...
На этом фоне более оптимистичными и обнадеживающими выглядели выступления представителей системы образования (И.В. Дубровиной, В.Н. Касаткина).

Следующие полтора дня были посвящены непосредственному знакомству участников с учебными заведениями, в которых ведется реальная работа по укреплению здоровья детей. Там и проходили секционные заседания (их было 10), «круглые столы» и тематические симпозиумы. Вся работа конференции была построена таким образом, что участники могли послушать и обсудить доклады и выступления, познакомиться с уникальным опытом этих учебных заведений. Причем не только посмотреть, но и испытать на себе различные двигательные паузы и разгрузки, поесть дешевых, но вкусных пирожков (которые стоят тридцать копеек) и даже искупаться в целебном источнике.
Чего только не было на этих секциях... Участники конференции имели возможность обсудить интересующие их проблемы и посмотреть, как можно в условиях школы беречь здоровье детей, заняться моделированием школы, которая сохраняет здоровье. Подобное моделирование стало темой «круглого стола», организованного В.Н. Касаткиным и А.Н. Тубельским. Это был, пожалуй, самый творческий и живой «круглый стол». Каждый его участник в подтверждение правильности своих идей должен был представить один день ребенка в такой школе.

Итоги семинаров, «круглых столов» и тематических симпозиумов подводились на заключительном пленарном заседании. Докладчики представили серьезные и конкретные предложения по изменению ситуации в стране. Многие из предложений были приняты в качестве дополнений к проекту решения конференции.
Прежде всего (и в этом все участники были единодушны) надо формировать у детей и подростков мотивацию к здоровому образу жизни. Причем — действовать «всем миром», а для реальной консолидации сил создать межведомственную комиссию по разработке концепции укрепления здоровья детей. Это позволит реально приблизить психологию и педагогику к медицине. Хотя здесь предстоит еще большая работа. Хотя бы потому, что не разработан общий понятийный аппарат.
Больше внимания следует уделять ранней (дошкольной) диагностике нарушений в развитии детей и оказывать им необходимую и своевременную помощь.
И конечно же, все участники были поражены увиденным в тех образовательных учреждениях, где реально занимаются сохранением здоровья школьников (всего участники посетили 15 учреждений). В целом можно говорить о формировании в Татарстане региональной модели содействия здоровью детей.
Д.С. Шилов в заключительном слове отметил, что конференцию отличала содержательность, конструктивность, комплексность, межведомственный подход и массовость. Ее резолюция вполне может стать программным документом, поскольку она деловая, глубокая и конкретная. Главное теперь — реализовать ее...
После окончания конференции возникло ощущение, что не все так плохо. Решительные действия могут многое исправить даже при нынешнем массовом ухудшении здоровья детей.
Может быть, полезно выходить на рельсы?

Ольга РЕШЕТНИКОВА

Р.S. От лица всей московской делегации хочется выразить искреннюю благодарность Министерству образования Республики Татарстан и лично Галине Михайловне Ульдановой за помощь в работе, гостеприимство и радушие.