Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №19/2000

ГИЛЬДИЯ

ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Можно выделить следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения.

  • Конкретно-адаптационный. В периоды социально-экономических бедствий и массовой безработицы (главное — помочь «трудоустроиться»).

  • Диагностико-рекомендательный. В основе — «трехфакторная» модель Ф. Парсонса: изучение требований профессии к человеку — первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов — второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии — третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора.

  • Искусственная «подгонка» человека к профессии. Возможны варианты: обман, манипуляция, агитация; умелая продажа себя на «рынке труда» (это скорее уже обман предприятий и государства в целом); разработка методик с элементами манипуляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям).

  • Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессии, здесь все построено на учете изменений в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку. Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в ситуации и постоянно корректировать свой выбор в зависимости от изменения требований профессии (по Е.М. Борисовой и К.М. Гуревичу).

  • Учет изменяющегося общества. Учитывается динамика общественных процессов. Профессия все больше начинает рассматриваться как средство для достижения жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации: профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни.

  • Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности.

Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы.
Существует неясность вектора развития (изменения) общества, когда сложно определить свое место в таком неопределенном (или, лучше сказать, «несамоопределившемся») обществе. В этом случае важно формировать у клиента готовность к различным вариантам самоопределения, а также не только готовность ориентироваться в реальном обществе, но и умение прогнозировать (по-своему) изменение общества.

Существует неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремиться, с кого брать пример). Это прежде всего столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проблема «элиты» (элитарных ориентаций). Между тем еще Э. Эриксон писал, что для подростка важно определить для себя «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свой жизненный выбор.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Можно выделить следующие приоритетные направления творческого поиска профконсультанта.

  • Помощь самоопределяющемуся подростку в адаптации к реальным социально-экономическим условиям «рынка». Даже тогда, когда не ясно, что за «рынок» построен в России, выпускнику школы надо предложить наиболее оптимальный вариант его места в обществе. Однако и здесь перспективной представляется идея «опережающей профконсультации», то есть ориентация не только на то, что есть сейчас, но и на то, что будет при изменении общества.

  • Формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Важной становится не помощь подростку в конкретном выборе, а формирование у него способности совершать профессиональный и жизненный выбор. При этом нужно ориентировать клиента на возможное позитивное изменение ситуации (формирование «социального оптимизма»). В идеале — это формирование стремления вносить свой позитивный вклад в улучшение ситуации (формирование «действенного социального оптимизма»). Все это связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея своей «миссии», своего предназначения в этом мире). Но «действенный социальный оптимизм» и вера в свое предназначение обязательно должны сочетаться со способностью адаптироваться в реальном мире.

  • Формирование морально-волевого «тыла» самоопределяющегося человека. Идея такого «тыла» подсказана профконсультационной практикой. Иногда самоопределяющийся человек рассуждает примерно так: «Сначала я должен чего-то добиться в этом мире (приобрести престижную и денежную профессию, устроиться, купить то-то и то-то), а затем можно заняться и любимым делом». Правда, далеко не все потом действительно имеют такую возможность, так как «бизнес» (современная круговерть) сильно затягивает и накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Часто потом такие люди пытаются «реализовать» себя в своих детях.
    «Тыл» понимается как основа самостоятельности, творчества и совести (хорошо быть честным и порядочным, когда есть надежные «тылы»), как условие для значимого дела жизни. Варианты «тылов» могут быть самые разные: хорошее образование (раньше значок о высшем образовании вообще называли поплавком), воспитание, богатые родственники, связи, коммуникативные способности, место проживания (прописка). К «тыловым ресурсам» можно отнести и умение входить в социально-профессиональную или учебно-профессиональную среду (в «профессиональную тусовку»).
    Применительно ко многим людям вхождение в социально-профессиональную «тусовку» — это прекрасный вариант обеспечения «тылов» для успешной карьеры. «Специалист в тусовке» имеет для успешной карьеры гораздо больше шансов, чем «специалист, который гуляет (работает) сам по себе». (Что-то аналогичное есть в преступной среде, ведь «вор в законе» — это прежде всего вор в своей «тусовке».)
    Сначала важно быть принятым в такую «тусовку» (стать «студентом в тусовке», «специалистом в тусовке»). Но затем, если у работника (или у студента) появится истинная потребность творить, проявлять свое достоинство, то может возникнуть другая проблема — безболезненного выхода из «тусовки». Известно, что социально-профессиональная среда сильно ограничивает профессионала в развитии. Часто на первый план в «тусовке» выходят не профессионализм, а такие качества, как «яркость», эффектная скандальность, склочность или же непонятно на чем основанная «харизматичность» (члены «тусовок» любят, когда кто-то из их среды обладает «особыми качествами»).

  • Формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к успеху (часто это бывает неизбежно). Надо сразу разграничить «внутренний компромисс» и «сделку с совестью». Последний вариант — это уступка в значимой ценности (в чем-то «святом»), а внутренний компромисс — это искусство уступать в малом, несущественном. Это чем-то напоминает «психосоциальный мораторий» (по Э. Эриксону), когда молодой человек уже готов что-то сделать, но общая ситуация ему не позволяет реализовать себя в поступке. Надо сказать, что таких психосоциальных (или психопрофессиональных) «мораториев» на протяжении трудовой жизни у каждого самоопределяющегося человека будет немало.

  • Формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности. Главное здесь — построение системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг чего-то самого важного для конкретного человека. Эта система становится важнейшим условием для выявления наиболее значимых ценностей («святынь»).

  • Подготовка самоопределяющегося человека к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса. Сам кризис понимается как условие личностного роста (своеобразный «шанс» стать лучше). Традиционно выделяют нормативные и ненормативные кризисы. Через нормативные кризисы (например, возрастные) проходит большинство людей. Ненормативное кризисы — это отдельные сложные жизненные события, сильно влияющие на всю дальнейшую жизнь человека (например, болезнь, переезд, смерть близкого, увольнение).
    Реализация кризиса как «шанса» может рассматриваться трояко: во-первых, как реализация чего-то неизбежного, почти предопределенного («шанс нормативный»); во-вторых, как реализация незапланированной жизненной трудности (проблема готовности к «сюрпризам жизни»); в-третьих, как самостоятельное усложнение для себя жизненной ситуации («создание шанса» — для неугомонных, ищущих людей).

Проблемой для профконсультанта (или для педагога-психолога в школе) становится помощь молодому человеку в момент жизненного испытания и обеспечение ему перехода на более высокий уровень самоопределения и личностного развития (надо научить человека «воспользоваться своим шансом»).

Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук