ГИЛЬДИЯ
ПЕРСПЕКТИВЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Можно выделить следующие этапы
развития проблематики профессионального
самоопределения.
Конкретно-адаптационный. В
периоды социально-экономических бедствий и
массовой безработицы (главное — помочь
«трудоустроиться»).
Диагностико-рекомендательный.
В основе — «трехфакторная» модель Ф. Парсонса:
изучение требований профессии к человеку —
первый «фактор», исследование качеств человека с
помощью тестов — второй «фактор», сопоставление
требований с качествами человека и выдача
рекомендации о пригодности или непригодности к
данной профессии — третий «фактор». При этом
качества человека и требования профессии
рассматриваются как относительно стабильные,
что и служит основой для «объективного» выбора.
Искусственная «подгонка»
человека к профессии. Возможны варианты:
обман, манипуляция, агитация; умелая продажа себя
на «рынке труда» (это скорее уже обман
предприятий и государства в целом); разработка
методик с элементами манипуляции (например,
после обследования у многих «вдруг» выявляется
интерес к «требуемым» профессиям).
Диагностико-корректирующая,
диагностико-развивающая профконсультация.
В отличие от диагностико-рекомендательной
модели профориентационной помощи, основанной на
неизменности качеств и требований профессии,
здесь все построено на учете изменений в
выбираемых профессиях, в их требованиях к
человеку. Важной особенностью такого рода помощи
оказывается возможность что-то улучшить в
ситуации и постоянно корректировать свой выбор в
зависимости от изменения требований профессии
(по Е.М. Борисовой и К.М. Гуревичу).
Учет изменяющегося общества.
Учитывается динамика общественных процессов.
Профессия все больше начинает рассматриваться
как средство для достижения жизненного успеха, а
также как средство для нахождения с помощью
профессии своего места в обществе. Основные
понятия, характерные для данного уровня развития
профориентации: профессиональный и жизненный
успех, карьера, образ жизни.
Учет изменения (развития)
«ценностно-нравственного, смыслового ядра»
самоопределяющегося человека. На данном
уровне профориентационной помощи учитывается
изменение представлений самоопределяющегося
человека о самом смысле его профессионального
выбора. Также учитывается не просто «успех», но и
«моральная цена» за такой успех. Основными
понятиями здесь становятся совесть, чувство
собственного достоинства, смысл жизни и
выбираемой профессиональной деятельности.
Выход на более высокие (и более
сложные) уровни развития профориентации
порождает особые проблемы.
Существует неясность вектора развития
(изменения) общества, когда сложно определить
свое место в таком неопределенном (или, лучше
сказать, «несамоопределившемся») обществе. В
этом случае важно формировать у клиента
готовность к различным вариантам
самоопределения, а также не только готовность
ориентироваться в реальном обществе, но и умение
прогнозировать (по-своему) изменение общества.
Существует неясность с идеалами
личностного и профессионального
самоопределения (к чему стремиться, с кого брать
пример). Это прежде всего столь нелюбимая и
болезненная для многих психологов проблема
«элиты» (элитарных ориентаций). Между тем еще
Э. Эриксон писал, что для подростка важно
определить для себя «аристократию» (образец
«лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать
свой жизненный выбор.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
Можно выделить следующие приоритетные
направления творческого поиска
профконсультанта.
Помощь самоопределяющемуся
подростку в адаптации к реальным
социально-экономическим условиям «рынка».
Даже тогда, когда не ясно, что за «рынок» построен
в России, выпускнику школы надо предложить
наиболее оптимальный вариант его места в
обществе. Однако и здесь перспективной
представляется идея «опережающей
профконсультации», то есть ориентация не только
на то, что есть сейчас, но и на то, что будет при
изменении общества.
Формирование способности
самостоятельно ориентироваться в постоянно
меняющейся ситуации. Важной становится не
помощь подростку в конкретном выборе, а
формирование у него способности совершать
профессиональный и жизненный выбор. При этом
нужно ориентировать клиента на возможное
позитивное изменение ситуации (формирование
«социального оптимизма»). В идеале — это
формирование стремления вносить свой позитивный
вклад в улучшение ситуации (формирование
«действенного социального оптимизма»). Все это
связано и с оптимизмом по отношению к себе (идея
своей «миссии», своего предназначения в этом
мире). Но «действенный социальный оптимизм» и
вера в свое предназначение обязательно должны
сочетаться со способностью адаптироваться в
реальном мире.
Формирование морально-волевого
«тыла» самоопределяющегося человека. Идея
такого «тыла» подсказана профконсультационной
практикой. Иногда самоопределяющийся человек
рассуждает примерно так: «Сначала я должен
чего-то добиться в этом мире (приобрести
престижную и денежную профессию, устроиться,
купить то-то и то-то), а затем можно заняться и
любимым делом». Правда, далеко не все потом
действительно имеют такую возможность, так как
«бизнес» (современная круговерть) сильно
затягивает и накладывает отпечаток на всю жизнь
человека. Часто потом такие люди пытаются
«реализовать» себя в своих детях.
«Тыл» понимается как основа самостоятельности,
творчества и совести (хорошо быть честным и
порядочным, когда есть надежные «тылы»), как
условие для значимого дела жизни. Варианты
«тылов» могут быть самые разные: хорошее
образование (раньше значок о высшем образовании
вообще называли поплавком), воспитание, богатые
родственники, связи, коммуникативные
способности, место проживания (прописка). К
«тыловым ресурсам» можно отнести и умение
входить в социально-профессиональную или
учебно-профессиональную среду (в
«профессиональную тусовку»).
Применительно ко многим людям вхождение в
социально-профессиональную «тусовку» — это
прекрасный вариант обеспечения «тылов» для
успешной карьеры. «Специалист в тусовке» имеет
для успешной карьеры гораздо больше шансов, чем
«специалист, который гуляет (работает) сам по
себе». (Что-то аналогичное есть в преступной
среде, ведь «вор в законе» — это прежде всего вор
в своей «тусовке».)
Сначала важно быть принятым в такую «тусовку»
(стать «студентом в тусовке», «специалистом в
тусовке»). Но затем, если у работника (или у
студента) появится истинная потребность творить,
проявлять свое достоинство, то может возникнуть
другая проблема — безболезненного выхода из
«тусовки». Известно, что
социально-профессиональная среда сильно
ограничивает профессионала в развитии. Часто на
первый план в «тусовке» выходят не
профессионализм, а такие качества, как «яркость»,
эффектная скандальность, склочность или же
непонятно на чем основанная «харизматичность»
(члены «тусовок» любят, когда кто-то из их среды
обладает «особыми качествами»).
Формирование готовности к
внутренним компромиссам на пути к успеху
(часто это бывает неизбежно). Надо сразу
разграничить «внутренний компромисс» и «сделку
с совестью». Последний вариант — это уступка в
значимой ценности (в чем-то «святом»), а
внутренний компромисс — это искусство уступать
в малом, несущественном. Это чем-то напоминает
«психосоциальный мораторий» (по Э. Эриксону),
когда молодой человек уже готов что-то сделать,
но общая ситуация ему не позволяет реализовать
себя в поступке. Надо сказать, что таких
психосоциальных (или психопрофессиональных)
«мораториев» на протяжении трудовой жизни у
каждого самоопределяющегося человека будет
немало.
Формирование
ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся
личности. Главное здесь — построение
системы (иерархии) ценностей и смыслов вокруг
чего-то самого важного для конкретного человека.
Эта система становится важнейшим условием для
выявления наиболее значимых ценностей
(«святынь»).
Подготовка самоопределяющегося
человека к достойному поведению в ситуациях
ненормативного жизненного и профессионального
кризиса. Сам кризис понимается как условие
личностного роста (своеобразный «шанс» стать
лучше). Традиционно выделяют нормативные и
ненормативные кризисы. Через нормативные
кризисы (например, возрастные) проходит
большинство людей. Ненормативное кризисы — это
отдельные сложные жизненные события, сильно
влияющие на всю дальнейшую жизнь человека
(например, болезнь, переезд, смерть близкого,
увольнение).
Реализация кризиса как «шанса» может
рассматриваться трояко: во-первых, как
реализация чего-то неизбежного, почти
предопределенного («шанс нормативный»);
во-вторых, как реализация незапланированной
жизненной трудности (проблема готовности к
«сюрпризам жизни»); в-третьих, как
самостоятельное усложнение для себя жизненной
ситуации («создание шанса» — для неугомонных,
ищущих людей).
Проблемой для профконсультанта (или
для педагога-психолога в школе) становится
помощь молодому человеку в момент жизненного
испытания и обеспечение ему перехода на более
высокий уровень самоопределения и личностного
развития (надо научить человека
«воспользоваться своим шансом»).
Николай ПРЯЖНИКОВ,
доктор педагогических наук
|