ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПЛАВАНИЕ
Я довольно давно работаю психологом в
обычной средней школе г. Кургана. С первых
номеров читаю вашу прекрасную газету, в которой
так подкупают душевность, простота и
убедительность материалов. Очень ценно для меня
и моих коллег то, что все публикуемое применимо в
нашем повседневном труде, подчас сильно
перегруженном разными проблемами. Все
опубликованные вами методики, тесты, игры прямо
просятся в жизнь, а их применение вызывает массу
новых вариантов даже в самых привычных
«плановых» делах.
Я классный руководитель сложного пятого класса,
где как-то не специально, но собрались семь
неуспевающих, два второгодника и одиннадцать
слабоуспевающих ребят, имеющих большой опыт
учебных неудач и совершенно не любящих получать
знания. Необходимость формировать учебную
мотивацию у моих ребят толкнула меня на
применение множества известных
психотренинговых методик.
Наши условия часто не позволяют применять
какие-то методики в чистом виде, поэтому я
придумала несколько простых занятий, игр с
элементами рисования и свободного общения,
которые не напрягают ребят после пяти-шести
уроков. Я провожу их в виде классного часа. Эти
занятия немного повышают у ребят мотивацию к
учебе, снимают напряженность и одновременно
вселяют чувство ответственности за свою жизнь.
АНАЛИЗ ИТОГОВ УЧЕБНОЙ ЧЕТВЕРТИ
Это занятие я провожу так.
Заранее помогаю ученикам в «Тетради для
саморазвития» нарисовать солнце, звезду, тучку,
падающий снег, сугроб, лужицу и крохотный росток,
появившийся из-под снега.
Затем ребята размещают оценки там, где они, по их
мнению, должны быть: на солнышке — самую лучшую
оценку или ту, которая вызывает гордость; на
звезде — ту, что чуть похуже или далась меньшим
количеством усилий; в тучке размещаются тройки; в
сугробе — неудовлетворительные оценки или те, за
которые стыдно (например, «тройка» по пению); в
лужице — плохие и случайные оценки; в ростке —
плохие оценки, но которые могут быть исправлены.
В заключение ребята обсуждают и записывают в
своих тетрадях, как они могут улучшить оценки,
что им мешает это сделать.
УПРАЖНЕНИЕ
«НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
Мне кажется, что это упражнение
помогает ребятам осознать необходимость
получения знаний.
Сначала с моей помощью дети изображают себя (в
той же тетради) в виде Робинзона, попавшего в наши
дни на необитаемый остров. При рисовании можно
использовать фотографию ребенка.
Потом предлагаю детям определить пользу, которую
им принесут школьные знания на необитаемом
острове.
Например, знание истории древнего мира, которую
ребята как раз сейчас изучают, поможет применить
древние способы получения огня и строительства
жилья; математика поможет рассчитать, сколько
потребуется срубить деревьев, — ведь это очень
трудно сделать с помощью одного ножа;
природоведение подскажет, как найти воду. И даже
знание иностранного языка может пригодиться на
необитаемом острове, если вдруг туда прибудут
другие путешественники.
Все эти выводы ребята сначала делают
самостоятельно, затем идет обсуждение. Проходит
оно весело, ненавязчиво, но ребята долго потом
вспоминают это занятие, и на уроке иностранного
языка спрашивают у учительницы — на всякий
случай — как сказать «спасите»?
ИГРА «МОРЕ ЖИЗНИ И КОРАБЛЬ СУДЬБЫ»
Эта игра, я думаю, пробуждает в ребятах
ответственность за свои поступки и готовность к
преодолению трудностей.
В начале занятия ребята рисуют море и волны.
Потом они получают следующее задание. Нужно
нарисовать корабль, но с таким условием: ты
делаешь один штрих или одну линию, только если ты
можешь назвать дело, которое способен выполнить
самостоятельно, без помощи взрослых. В виде
иллюминаторов можно изобразить личные умения
(например, кататься на коньках).
У каждого получился свой корабль: у кого-то —
линкор с 12 пушками, а у кого-то — почти плот.
На обсуждении мы сравнивали рисунки, по-доброму
советовали друг другу научиться выполнять
разные домашние дела, убеждали друг друга в том,
что они не так скучны и трудны, как кажется.
Затем дети на корабль помещали якоря — в виде
дел, которые делать надо, но не хочется (у каждого
опять-таки получилось разное количество якорей).
Мы обсудили это и выразили беспокойство, что если
таких якорей слишком много, то как бы корабль
судьбы не начал погружаться в море проблем.
В конце занятия я использовала элементы
внушения: мы открыли слово «должен». Это слово —
«топорик», которым можно рубить якоря, тянущие на
дно.
ИГРА «УЧИТЕЛЯ ОБО МНЕ И Я О СЕБЕ»
Эта игра помогла снять напряженность в
отношениях детей с учителями-предметниками,
стабилизировала дисциплину на некоторых уроках,
педагоги осознали необходимость
индивидуального подхода к моим ребятам.
Сначала все учителя высказали свое мнение о
каждом ученике, коротко, в 3—4 словах. Эти мнения я
записала в тетрадях ребят, свернула лист, чуть
склеила, чтобы не подглядывали раньше времени. На
занятии же ребята написали, что, по их мнению,
думают о них учителя разных предметов.
Не скрою, что, читая после занятия эти
самохарактеристики, я не удержалась от слез.
Высказываясь от имени учителей, ребята имели
возможность подумать над своими положительными
и отрицательными качествами.
Все это мы обсудили. Важно, чтобы ребята поняли,
что могло вызвать такие мысли у учителей:
какое-то отклонение в поведении, в отношении к
учебе и домашним заданиям.
После обсуждения мы с ребятами вскрыли закрытые
страницы и узнали, что думают учителя о них на
самом деле. Глаза ребят загорелись добрым светом,
светом надежды, когда они прочли взвешенные,
доброжелательные советы-характеристики. Затем
мы сравнили количество положительных отзывов у
ребят и у учителей и сделали вывод, что учиться у
таких учителей надо старательно и усердно.
Рассказывать обо всех своих
«находках» было бы, конечно, слишком
самоуверенно, я выбрала, чтобы не перегружать
ваше внимание, только эти и постаралась
рассказать покороче. Но как мне кажется, из таких
маленьких задумок, если их позаимствовать у всех
читателей газеты, могла бы возникнуть прекрасная
программа на любой вкус, с учетом любых
особенностей.
Лариса КУНДЕР,
педагог-психолог,
г. Курган