Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2000

IV МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ

В Москве, в Сокольниках, 13–16 апреля прошла IV Московская Международная выставка «Школа-2000»

На любую выставку приходят и приезжают люди, для того чтобы «на других посмотреть и себя показать». Тем более что программа выставки не сводилась лишь к демонстрации того, что было на стендах. Содержательное наполнение программы готовилось заранее и было насыщенным. А с учетом того, что генеральным информационным спонсором выступила газета «Первое сентября», недостатка в посетителях не наблюдалось. Скорее даже их было с избытком. Что самое интересное — на выставку пришли не только специалисты: педагоги, руководители образовательных учреждений, ученые, издатели, — но также родители и дети.
Каждый посетитель мог найти для себя что-то интересное. Для профессионалов проходили предметные конференции, на которых желающие могли познакомиться с лучшими разработками в преподавании различных предметов. Среди конференций — организованная «Школьным психологом» под названием «Модели психологической службы в школах на примере опыта нескольких регионов».

Выступления на «круглом столе» были весьма эмоциональными

Вообще формы организации профессионального общения и творческих встреч были самыми разнообразными. Это — «круглые столы», пресс-конференции, презентации. Для родителей, которые пришли на выставку, чтобы побольше узнать о своих детях или определить форму и место их дальнейшего обучения, работали консультационные пункты. Среди консультантов были врачи различных специальностей, школьные психологи. Приятно было узнать в одном из них нашего постоянного автора, руководителя психологической службы НОУ «Премьер» В.А. Родионова.
На площадке «Музей школ» были представлены различные нетрадиционные направления в педагогике: школы развивающего обучения, Монтессори, Макаренко, Вальдорфское направление.
Кроме того, любые справки и консультации можно было найти на стендах, представляющих учебные округа Москвы.
Для детей тоже происходило немало интересного. Были и серьезные вещи. Например, предметное тестирование для старшеклассников.
Проходили различные выставки, спектакли, конкурсы, выступления. Причем как для самых маленьких детей, так и для «крутых» подростков. Желающие могли, например, принять участие в спартакиаде по «стрит-болу», экстремальному катанию на скейтборде, армрестлингу. (Спорим, что не все даже знают, что это такое?)
Было ли интересно на этой выставке школьному психологу? Скажем так: если вдумчивому, то — да. Поскольку всегда есть чему поучиться.
Хотя моя оценка стендов и того, что на них представлено, была довольно прагматической. Хотелось найти все, что имеет отношение к психологии, и среди этого выбрать что-то интересное.
Прежде всего, на таких выставках есть возможность завязать контакты с регионами. Я была очень рада познакомиться с их представителями, тем более что на многих региональных стендах были материалы о психологической службе в образовании. Это приятно удивило.
Настоящим потрясением стало знакомство с психологами из Агинского Бурятского автономного округа (у них был собственный маленький стенд). Такой работы по психологическому сопровождению, которая проводится в школе № 2 поселка Могойтуй, мне не приходилось встречать даже в самых «продвинутых» школах крупных городов. Надеюсь, что в будущем представится возможность увидеть это своими глазами...

Работа психологов МСШ № 2 поселка Могойтуй Агинского Бурятского автономного округа поразила многих

Стенды большинства московских школ (в основном — частных) особого интереса не вызвали и были достаточно однотипны. Исключение составлял разве что «Музей школ».
На фоне этого мне очень понравилась работа, представленная на стенде образовательного учреждения с таинственным названием «ЭПШАО». Знакомство с этим учебным заведением началось с того, что ко мне подошли двое ребят, внешний вид которых явно говорил об их принадлежности к альтернативному образованию, и предложили познакомиться с их школой. Стенд ЭПШАО был оформлен детьми: здесь присутствовали и рисунки и фотографии. В процессе общения с педагогами и ребятами стало понятно, что школа действительно необычная и учиться там интересно. Среди представителей школы был и психолог, который оказался одним из «виновников» происходящего. Надеюсь, что дальнейшее знакомство с ЭПШАО не разочарует.
Третьим объектом, наиболее понравившимся мне на выставке, был не стенд, а человек, стоявший за небольшим столиком, — Виктор Августович Кайе. А интересен он тем, что является изобретателем развивающих игрушек и игр для детей. Таких практических материалов всегда не хватает психологам для коррекционных и развивающих занятий. Тем более что изобретения Кайе не только красивые и многофункциональные, но и недорогие.

Настоящую ловкость рук демонстрировал
Виктор Кайе, показывая возможности своих изобретений

Внимательно всматриваясь в содержимое стендов, можно было найти и развивающие игры, и, конечно, книги.
Что касается массовых мероприятий, то мое внимание привлек «круглый стол» «Перспективы перехода на новый срок обучения в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для воспитанников с отклонениями в развитии», который вел Д.С. Шилов, начальник управления общего и специального образования Минобразования РФ. Хотя, конечно, происходящее мало было похоже на «круглый стол». Поскольку зал, где он проходил, на мой взгляд, не годился для этого. Ведущие сидели на возвышении типа сцены, вдали от народа. Это сразу лишило собравшихся возможности вести живую дискуссию. Тем более что народ наш в таких случаях предпочитает сесть подальше от сцены. Мешал и постоянный шум, который неизбежен на выставках: постоянная громкая информация, музыка и просто гул. Так что всем (и выступавшим и слушателям) приходилось излишне напрягаться.
Выступавшие говорили много интересного. Как всегда, эмоционально отстаивал необходимость сертификации диагностических методик, коррекционных программ и даже самих специалистов М.М. Семаго.
Л.А. Сеннер, директор школы индивидуального обучения из города Дубны, своим рассказом заинтересовала очень многих. Мы узнали об уникальном опыте получения детьми-инвалидами высшего образования на базе Челябинского государственного университета и МВТУ им. Баумана.
Непосредственно по теме «круглого стола» выступила лишь Е.Д. Худенко (директор центра «Развитие и коррекция»), которая выдвинула возражения против перехода специальных коррекционных школ на 12-летнюю программу обучения. Она считает, что есть большой резерв интенсификации учебного процесса, что много времени расходуется непродуктивно из-за непрофессионализма педагогов. Она назвала это «зоной спящего потенциала». Кроме того, значительный эффект принесет подключение психолога к составлению коррекционных программ. Эти и другие меры, считает она, помогут освоению программы в спецшколах лучше, чем увеличение срока обучения.

Ольга РЕШЕТНИКОВА