Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №20/2000

НОВОСТИ
МАЙ 2000

КРАСНОДАР

19 марта прошла городская деловая игра по разработке этического кодекса психолога, организованная сотрудниками муниципального городского центра диагностики, коррекции и психологической помощи детям и подросткам «Детство»

Инициаторами этого мероприятия выступили департамент образования города, кафедра психологии Кубанского университета и кафедра прикладной психологии Межрегионального института переподготовки кадров. Психологи города с воодушевлением подхватили эту идею, поскольку считают, что этика — немаловажная вещь в работе с такой тонкой сферой, как душа.
Игра носила длительный и многоступенчатый характер. Сначала она проходила в муниципальных округах. В результате было разработано Положение об этическом кодексе психолога. Заключительный, общегородской этап прошел на базе Кубанского университета.
Присутствовали все психологи, работающие в системе образования города Краснодара. Для того чтобы разместить всех желающих, потребовалась большая аудитория. Это был настоящий праздник, который проходил по заранее разработанному сценарию. В конце был выработан единый этический кодекс психолога. После прохождения экспертного совета он будет утвержден на краевом уровне.
Этот документ психологи считают важным. Руководители и преподаватели учебных заведений, готовящих психологов, специалисты центра «Доверие», курирующего психологическую службу системы образования, считают необходимым нести ответственность за каждого практикующего психолога. В идеале, считают они, должен быть принят западный образец, где практический психолог может самостоятельно работать только после 1000 часов личной психотерапии, куда входят и длительные программы обучения методикам. Более пятисот психологов города уже имеют опыт личной психотерапии.
Кроме этого, к концу учебного года должны завершиться несколько длительных обучающих программ, среди которых основными являются «Социальная адаптация учеников школ» и «Одаренные дети».
В программу «Социальная адаптация учеников школ» входят диагностический блок, видение проблемы (ее научное обоснование, актуальность для города) и коррекционная часть. После ознакомления городских психологов с программой (а это происходит, как правило, на августовских педчтениях) желающие проходят обучение по ней.
Работа над программой «Социальная адаптация выпускников школ» рассчитана на два года. В апреле было проведено тестирование выпускников по их адаптации. В выборку (600 человек) входили учащиеся обычных школ, лицеев и гимназий. Проводили обследование специально обученные школьные психологи. Обработка результатов будет проходить в течение лета. В итоге психологи хотели бы получить представление о том, как социализированы школьники, есть ли пробелы в их воспитании, наработаны ли меры, позволяющие этого избежать.
На основании исследования будет выпущен методический материал с адаптированными под краснодарских учеников нормами, то есть будут разработаны региональные нормативы (до этого приходилось пользоваться московскими или прибалтийскими).
На следующий год предполагается разработка развивающих и коррекционных программ в базовых школах.
Программа «Одаренные дети» была разработана по заказу департамента образования для обследования одаренных детей. Правда, в Краснодаре не любят термин «одаренные», а предпочитают называть таких детей «вовремя замеченными» (поскольку не одаренных не бывает). Работа с этой категорией проходит как в специальных лагерях, так и в постоянно действующем подростковом клубе. Последний был организован по инициативе детей, которые пожелали продолжить групповые психологические занятия после окончания зимней лагерной смены.
Специалисты центра не забывают и о других детях «группы риска». У них есть уникальный опыт работы с девиантными детьми. Поскольку не все школьные психологи готовы к работе с такой сложной категорией, специалисты центра работают «на выезде». Школьные психологи собирают группы, а специалисты проводят с ними тренинговые занятия. Это приносит ощутимый результат, в частности, снижается агрессивность детей и их стремление к неадекватным формам самоутверждения.

Муниципальный городской центр диагностики, коррекции и
психологической помощи детям и подросткам «Детство»,
г. Краснодар
Тел.: (8612) 57-43-16


НОВОРОССИЙСК

В мае сотрудники Центра социально-психологической адаптации при управлении образования города проводят активную работу по приданию своему центру статуса муниципального учреждения

Служба практической психологии в городе существует недавно: всего пять лет. Тем не менее в городе сформировалась единая команда, которая объединяет психологов системы образования, социальной защиты, медицинских, военных психологов и тех, кто работает в системе УВД. Координирующим, обучающим и консультативным центром для всех является Центр социально-психологической адаптации.
В последние месяцы специалисты заняты тем, что создают организационную структуру городского психологического центра. Для них стало неожиданностью то, что их занесли в реестр ЮНЕСКО.
По оценке психологов центра, в Новороссийске, где 330 тысяч человек населения, психологическая служба должна быть серьезной, структурированной, иметь муниципальный статус. И сейчас психологи срочно оформляют все необходимые документы, чтобы сделать центр официальным учреждением этого уровня.
Основной болью здесь является наркомания. Новороссийск — портовый город, и эта проблема стоит очень остро. В центре имеются серьезные наработки в этом направлении. Сотрудники думают и над тем, как им получить статус федеральной экспериментальной площадки.
С сентября в городе организован «телефон доверия». Здесь работают профессионалы, но на добровольной основе. Работа отдельно не оплачивается, но время работы засчитывается как рабочее. Зато психологи, работающие на телефоне, имеют возможность бесплатно обучаться на семинарах, тренингах и проходить супервизорскую практику.

Центр социально-психологической адаптации,
г. Новороссийск
Тел.: (8617) 25-23-98


ПЕТРОЗАВОДСК

Психологи Психолого-медико-педагогического центра Республики Карелия собираются бить тревогу в связи с тем, что, по данным их исследования, психологическое неблагополучие учителей серьезно сказывается на детях

Специалисты республиканского центра, анализируя характер нарушений у детей, обследованных в республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, выяснили, что наряду с экологическими и социально-экономическими причинами наиболее часто встречаются последствия травмирующих воздействий на учащихся в процессе обучения. Среди них — особенности организации процесса обучения, включающие скоростные методы контроля (в частности, измерение скорости чтения), и другие «показушные» формы.
Эти нарушения не вызваны объективным состоянием ребенка, а являются следствием того, что с ним сделала школа. Например, если в процессе обучения не учитываются ритмы работоспособности (недельные, суточные), то у детей начинаются неврозы, различные болезни. В центр такой ребенок попадает, как правило, с диагнозом «отклонение в развитии». Хотя объективно никаких отклонений у него нет.
Такого рода нарушения чаще наблюдаются у детей из элитарных школ, где нагрузки и требования к детям увеличены.
Более того, сотрудники центра установили, что часто именно учитель становится для ребенка своеобразным травмирующим фактором. Поэтому психологи поставили перед собой задачу: тем или иным образом уводить ребенка от негативного влияния учителя. Вопрос в том, как это сделать.
Было решено подготовить информацию для руководителей системы образования разных уровней: администрации школы, городского отдела образования, республиканского министерства. Необходимо всем вместе задуматься над тем, как повернуть учителя лицом к ребенку.
Что касается психологической грамотности, то в центре пришли к неутешительному выводу: традиционно проводимая психологизация учителей неэффективна, особенно для педагогов старшего поколения, которые являются наиболее консервативными.
Надо что-то менять коренным образом. Может быть, начиная с вузов, которые занимаются подготовкой учителей. Там и начинается ломка психики учителя. К сожалению, те нагрузки, которые ложатся на плечи учителей, в сочетании с социальными и личными проблемами, приводят их к сильной невротизации.
Это негативно отражается на детях, которые и при высоком уровне интеллектуального развития часто имеют серьезные проблемы невротического характера. Иногда страхи достигают такой силы, что ребенок вообще не может переступить порог школы.
Специалистами центра были проведены специальные исследования, подтверждающие, что невротизация учителей очень высока. И здесь необходимо принимать неотложные меры, так как учителя находятся на грани нервного истощения.
Как показал предшествующий опыт работы с педагогами, любой регулярный тренинг может помочь решить психологические проблемы учителя. Многие учителя закрыты и не понимают, что начинать изменения надо в первую очередь с себя.
Для учителей практика группового тренинга гораздо более эффективна, чем индивидуальная работа. Хотя они более охотно идут на личные консультации, считая, что так они в гораздо большей степени могут обезопасить себя.
Заниматься же с учителями, считают в центре, должен не школьный психолог, даже если он способен проводить такую работу. Поскольку, при условии доверия к психологу, учитель готов поделиться с ним проблемами детей, но не своими. Поэтому специалисты центра решили, что именно им необходимо заниматься проведением групповой работы с учителями. Тем более что центр имеет высокий статус не только в городе, но и во всей республике.

Психолого-медико-педагогический центр Республики Карелия
Министерства образования и по делам молодежи,
г. Петрозаводск
Тел.: (8142) 77-23-26, 77-43-87, 77-44-44


БУДЕНОВСК
(Ставропольский край)

 В течение апреля психологи одного из самых молодых в стране ППМС-центров — центра социально-психологической реабилитации детей города Буденновска — были заняты очень важной работой. Они проводили во всех школах города собрания, на которых информировали родителей будущих первоклашек о том, как и для чего проводится психологическая диагностика при приеме детей в школу

Психологический центр в Буденновске был открыт недавно — 1 января 2000 года. Но его сотрудники уже начали работать по самым различным направлениям. Собрание родителей будущих учеников — одно из них. В центре считают, что диагностика при приеме детей в школу должна проводиться обязательно, и стараются привлечь к этой работе наиболее подготовленных коллег.
Но непременным условием является заинтересованность самих родителей. Они не должны рассматривать эту процедуру как экзамен или, еще хуже — средство «отсеивания» неподходящих детей. Психологи объясняют, что психологическая диагностика будущих первоклашек — начальный этап психологического сопровождения ребенка на протяжении всей его учебы.
Другой не менее важной работой специалисты буденновского центра считают проведение методических семинаров для дошкольных и школьных психологов, социальных педагогов. К сожалению, уровень их подготовки не всегда достаточен для эффективной работы с детьми.
За четыре месяца своего существования специалисты центра провели серию методических семинаров практической направленности. Основной стала проблема преодоления школьной дезадаптации.
Участников семинаров (а среди них были руководители школ и завучи коррекционных классов) подробно знакомили с видами дезадаптации, способами их выявления и путями коррекции.
Главная задача, которую поставил перед собой центр, — создать единую социально-психологическую службу города. В этом им помогают шефы из Московского института социального развития. С их участием разработана специальная программа развития ребенка, включающая раннюю диагностику, профилактику и коррекцию нарушений у детей. Уже начата работа по созданию единого компьютерного банка данных на всех детей города, где особое внимание уделяется раннему выявлению школьной дезадаптации.
Сотрудники центра стараются заявить о себе на всех уровнях. Для этого они посещают различные предприятия, учебные заведения, центры, выступают на радио, телевидении и даже выпустили рекламный проспект своего центра. И это еще не все: есть мечта о создании постоянной психологической рубрики в городской газете.
Кстати, работу центра уже оценили. В сентябре будет получен грант на оказание психологической помощи детям, пострадавшим в результате теракта 1995 года.

Центр социально-психологической реабилитации детей г. Буденновска
Тел.: (86559) 3-47-26


БЕЛГОРОД

25 апреля Белгородский областной центр психолого-педагогической помощи детям при управлении образованием администрации области провел первую городскую родительскую конференцию по проблемам алкоголизма и наркомании среди детей и подростков «Спасем наших детей»

Благодаря информационной поддержке радио и телевидения в работе конференции приняли активное участие родители, педагоги, психологи, социальные педагоги городских школ.
Специалисты областного наркологического диспансера, центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, областного психологического центра в своих выступлениях пришли к очевидному выводу: проблема профилактики зависимостей — комплексная. Свести ее к одному или двум аспектам (медицинскому, социальному, правовому или психолого-педагогическому) просто недопустимо.
Отрадно было отметить живой интерес и непосредственное участие родителей в конференции.
В результате была достигнута основная цель: установить отношения сотрудничества с родителями и педагогами детей и подростков, дать им адекватную информацию об опасности употребления наркотических веществ и предложить активные формы совместного решения проблемы.
Проект решения конференции был принят лишь с одной, но очень существенной поправкой: как можно чаще и активнее привлекать средства массовой информации (особенно местную прессу) к пропаганде здорового образа жизни семьи и детей.
Кроме того, в решении конференции нашли отражение главные задачи, стоящие перед нами, взрослыми, на данном этапе: обеспечить активное противостояние нравственному злу, относиться к детям и подросткам в связи с их физической, эмоциональной и интеллектуальной ранимостью с особой осторожностью, пониманием.

Белгородский областной центр
психолого-педагогической помощи детям
Тел.: (0722) 32-68-54, 27-4635


МУРОМ
(Владимирская область)

30 марта педагоги и психологи города приняли участие в традиционном мероприятии — ярмарке педагогических идей

Недавно на базе городской ПМПК в Муроме создан психолого-медико-педагогический центр. Там работают высококвалифицированные специалисты, у которых всегда есть чему поучиться. Они становятся руководителями творческих групп по наиболее актуальным проблемам, а желающие психологи и педагоги работают в течение года в одной из таких групп.
Как считают специалисты управления образованием, это не только одна из эффективных форм повышения квалификации, но и возможность для творческой самореализации и профессионального общения. Результаты этой работы и «выставляются» на ярмарке педагогических идей в качестве товара.
Каждая из групп проводит своеобразную презентацию своей программы, рассказывая о том, когда ее можно применять, для работы с какой проблематикой она наиболее эффективна, другие полезные сведения. В результате после окончания ярмарки набирается группа желающих работать по той или иной методике или программе.
Непосредственно обучение по программам проходит в течение апреля и мая, а с сентября уже подготовленные специалисты могут использовать их в своей работе.
В этом году большой популярностью пользовались разработки, основанные на применении активных методов развивающей и коррекционной работы с детьми.
Как считают сами психологи, в Муроме еще недостаточно хорошо освоены тренинговые формы. Поэтому многие из них решили обучаться по тренинговой программе, направленной на развитие эмоционально-волевой сферы детей в начальных классах.

Муромское городское управление образованием
Тел.: (09234) 3-30-50

Спонсор публикации статьи: врач Ахмеров Ренат Рашитович предоставляет услуги в сфере косметологии, пластической и челюстно-лицевой хирургии. В широкий спектр работ Рената Рашитовича входят такие процедуры, как плазмолифтинг волос, ринопластика, пластика век, лечение переломов лицевых костей, дентальная имплантация, и многое другое. Высокий профессионализм врача и более 15 лет успешной работы, обеспечат превосходный результат всех проводимых операций и процедур. Подробнее ознакомиться с предложением можно на сайте http://www.doctor-akhmerov.ru