ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
БАБУШКИНЫ СОВЕТЫ
Для матери первый ребенок — кукла,
для бабушки первый внук — ребенок.
Народная мудрость
Мудрость
этих слов мне открылась в 50 лет, когда в семье
появился первый внучок — милое, очаровательное
существо, сразу же завоевавшее любовь и
привязанность всех членов семьи.
С распространенным высказыванием о том, что
внуков любят больше, чем детей, думаю, можно
поспорить. Что же касается качественной стороны
любви, то имею смелость утверждать, что это
чувство носит более деятельный характер, имеет
большую эмоциональную окрашенность, с ним
связаны особая ответственность, постоянная
тревога за жизнь и здоровье малыша, забота о нем.
От зоркого глаза бабушки не ускользает малейший
штрих в поведении внука, успехи в его развитии и
возникающие проблемы. В каком возрасте пойдет,
когда заговорит, каким будет: общительным,
доброжелательным, щедрым или же замкнутым,
агрессивным, жадным? В кого будет именно таким,
что унаследует от родителей? Как преодолеть
негативные проявления в поведении, в отношениях
с людьми, с окружающим миром? И главное, как
помочь ребенку в его личностном становлении
вовремя, не упустить момент? Верно гласит
пословица: «Воспитывать следует, пока поперек
лавки лежит»!
Все началось с необычного подарка Паше в его день
рождения — кукольного театра «Колобок». В
небольшой коробке лежало пять пластмассовых
головок в матерчатом оформлении: заяц, лиса, волк,
медведь и колобок. Каждого персонажа можно было
надеть на руку и устраивать представление на
тему русской народной сказки.
Трехлетний Паша поначалу с большим интересом
отнесся к новой коробке и ее содержимому: брал в
руки каждую куклу, рассматривал. По выражению
лица малыша, его возгласам было понятно, кто
пришелся ему по душе, а к кому симпатия явно не
возникла.
В праздничной суматохе со все прибывающими
гостями и подарками коробка с куклами отошла на
задний план. А на другой день молодые родители
сами заинтересовались и увлеклись новинкой,
попытались организовать кукольный театр, но
вскоре поняли: сказочный сюжет не волнует
сынишку. Ведь он уже слушал «Буратино», «Незнайку
и его друзей», сказки В. Сутеева, веселые
рассказы Н. Носова. «Перерос» сынок «Колобка».
Так и остались лежать поначалу столь заманчивые
игрушки.
Ребенок подрастал, а бабушка стала все чаще
замечать его нежелание делиться с кем-либо
игрушками, особенно если они были ему по душе.
Больше всего Паша любит машинки, кубики, набор
детского инструмента. Я обратила внимание на
естественно-математическую направленность
познавательного интереса ребенка: особенно
мальчик уважает кубики и книжки с цифрами,
зоолото, рисунки, картинки с изображением
бабочек, гусениц, жуков и птиц. Паша знает
циферблат, считает до 20. А вот к азбуке, даже к
занимательной, с загадками, ребенок относится с
прохладцей и, когда бабушка пытается переключать
его внимание на такое занятие, то, как правило,
бурно выражает свое нежелание.
«Ну и что? — скажет читатель. — Это же следует
только приветствовать. Растет смышленый мальчик.
И вообще — не рано ли беспокоиться? Все еще
изменится, и не раз». Да, но как же математик может
обойтись без грамоты, а ведь все начинается с
алфавита, со звука, слога, буквы, с кубиков с
обычными буквами или слогами (по методике
Зайцева).
Поиск ответов на возникшие вопросы привел к
арт-терапии — новой, но уже завоевавшей интерес
педагогов и психологов, как теоретиков, так и
практиков, методике. В частности, я
воспользовалась куклотерапией, предполагающей
позитивное личностно-ориентированное
взаимодействие взрослых и детей, то есть особую
организацию воспитательной работы.
С позиции гуманистического подхода
арт-терапевтические техники, по мнению
педагога-исследователя Л.Д. Лебедевой,
являются позитивными техниками педагогики
ненасилия, поскольку предполагают ненавязчивое,
личностно-ориентированное взаимодействие
взрослого и ребенка, создание психологической
безопасности, эмпатическое понимание и
безусловное принятие другого человека.
С помощью искусства, по утверждению Э. Крамер,
ребенок получает возможность для самовыражения,
самопознания, конструктивных действий с учетом
реальностей окружающего мира.
«В процессе арт-терапии создаются условия, при
которых каждый ребенок переживает успех в той
или иной деятельности, самостоятельно
справляется с трудной ситуацией, что
способствует самоуважению и самопринятию
личности, развитию образа «Я», — считает
Л.Д. Лебедева. — Дети учатся вербализации
эмоциональных переживаний, открытости в общении,
спонтанности. Это способствует личностному
росту участника арт-терапии, обретению нового
опыта, развитию социальной компетентности».
Итак, было решено привлечь к решению
педагогических задач заброшенный кукольный
театр. Вначале бабушка, учитывая вкусы внука,
выбрала себе в помощницы лису. (Было замечено, что
его внимание привлекают симпатичные и нарядные
герои сказок и рассказов — Мальвина, Аленушка,
Настенька из «Аленького цветочка», а неопрятным,
не отличающимся добротой дурнушкам Паша
неизменно предлагает одно «Уйди!», тыча
пальчиком в картинку.)
Лисонька была миловидная, кокетливая, нарядно
одетая в белую блузку с желтой, в черный горошек
пелериной и такую же юбку, отделанную кружевами.
Вот эта лиса по имени Патрикеевна и стала
участницей бабушкиного арт-терапевтического
эксперимента, участницей игр и забав малыша.
Бабушка, как вы догадались, была кукловодом.
С помощью лисички Паша учился преодолевать в
своем формирующемся характере все, что волновало
и заботило бабушку.
С Патрикеевной Паша охотно делился любимыми
игрушками, утешал ее при неудачах, ошибках и
промахах, проявляя при этом нежность и ласку. С
увлечением учил ее грамоте, показывал на кубиках
буквы и заставлял повторять за собой звуки,
слоги, слова. Ну, а если лиса «огорчалась» по
поводу своих неудач и затруднений, то ласково
утешал ее, брал в руки и прижимал к щечке.
Через несколько дней наши игры пополнились еще
одним участником — мишкой, Михаилом Потаповичем,
который по сравнению с лисой Патрикеевной знал и
умел еще меньше, и Паша вместе с лисой вовсю
старались помочь ему добиться успехов на пути
познания.
Шло время, а интерес к таким играм-занятиям у
внучка не ослабевал. По всему было видно, что ему
импонирует новая позиция участника игры —
активно действующего субъекта, наставника
друзей, нуждающихся в его помощи. Ведь маленькому
человеку в семье постоянно приходится быть
объектом забот и наставлений старших, причем
нередко все это приобретает формы авторитарного
нажима, подавления инициативы и
самостоятельности ребенка.
Что же касается речи малыша, то она с каждым днем
становилась все ярче, выразительнее,
эмоциональнее. Пополнился и словарный запас.
На глазах Паша становился добрее, заботливее,
искреннее, активнее в познании окружающего мира.
Теперь предстояло закрепить образцы его
поведения в игровой деятельности.
Галина ДЕНИСОВА,
кандидат педагогических наук,
доцент Ульяновского государственного
педагогического университета,
г. Ульяновск