ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ
Одни дети пишут грамотно, другие — нет. Вы скажете, какая банальность! Но это действительно так. Как научить ребенка писать без ошибок? Прежде всего необходимо помнить, что многие орфографические ошибки делаются по причинам чисто психологического характера. В основе орфографической грамотности лежат очень существенные психологические факторы, которые мы старались учесть. Орфографическая линия в наших учебниках — выделена в зеленый цвет, обладающий удивительной энергетикой. Это цвет надежды, оптимизма, интуиции. То есть все, что связанно с орфографическими смыслами (рисунки, заголовки, значки, звездочки, отмечающие пропуски букв в словах), у нас зеленое. В учебниках ребенку показаны три альтернативных способа писать правильно. Первый — это путь осмысленного применения орфографических правил. Второй — путь запоминания конкретных слов. (Когда речь идет о словарных словах, без этого не обойтись.) Третий — путь обращения к орфографической интуиции, орфографическому чутью. Мы обучаем ребенка этим трем способам и одновременно простейшей самодиагностике. Например, после текста с пропущенными буквами можно встретить такие задания: «Обведи в кружок слова, в которых избежать орфографических ловушек тебе помогли наши правила. Отметь «птичкой» слова, в которых тебя выручила твоя необыкновенная, удивительная память. А в каких словах приходил ОРЧик?» ОРЧик — это персонаж, образ, орфографический психолог, как его могли бы, наверное, назвать взрослые, воплощение орфографического чутья (ОР.Ч., ОРЧ, а ласково — ОРЧик), забавное, зеленое существо с добрыми, лукавыми глазами и длинным носом. Ребенок, если делать все правильно,
очень быстро осознает, что выбор способа в каждый
конкретный момент зависит от самых разных вещей:
от погоды, от того, третий урок или первый, устал
он или нет, в каком настроении пришел в школу.
Сейчас ему легче забыть про все правила и слушать
голос ОРЧика, а завтра — расслабиться не
получается, зато с правилом работается
прекрасно. Главное — слышать самого себя.
Эти приемы можно использовать уже на первом этапе развития орфографической интуиции. На следующем — возможен, например, прием, основанный на восприятии «настоящей» картинки, изображающей предметы, признаки и действия, которые ребенку предстоит описывать под чью-то диктовку. Ребенок смотрит на картинку, и из глубины его сознания поднимаются образы слов, называющих эти предметы и действия... Вот, взгляните: После того, как дети рассмотрят рисунок, мы пишем диктант «Солнечный зайчик». Слова зайчик, солнечный, ладонь, держать, мальчик, улыбается проплывают перед мысленным взором детей, прежде чем оказаться в тетрадке. Для них это почти то же самое, что нарисовать цветок или звездочку, которые где-то когда-то видели... Очень жаль, что этот рисунок вы видите черно-белым. С цветом все совсем по-другому. Если у вас есть возможность, загляните на нашу интернет-страничку (www.metodika.ru). Там и этот рисунок, и многие другие вы увидите такими, какими видят их дети на страницах учебника, и подробнее узнаете об адаптивной методике. На следующем этапе можно попробовать еще один прием — включить параллельный мысленный поток, то есть попросить детей думать не о тексте, который они пишут, а о чем-нибудь другом. В этом случае сигнал от мозга будет идти непосредственно к пальцам руки. Бывало с вами, чтобы вы писали под диктовку, может быть даже довольно долго, а потом вдруг ловили себя на том, что понятия не имеете, о чем писали, и с удивлением смотрите на выведенные строчки? В учебнике для второго класса мы проводим эксперимент: детям предлагается написать под диктовку два текста: один они пишут, опираясь исключительно на правила, второй — полностью доверившись орфографическому чутью. Важная роль в эксперименте отведена рисункам, которые создают необходимую психологическую установку. Формулировки заданий перед текстами диктантов передают суть эксперимента. Перед первым диктантом: «Попроси кого-нибудь продиктовать тебе текст. Соберись. Сосредоточься. Будь предельно внимателен. Думай над каждой буквой. Вспоминай правила и успевай их применять. Перед вторым диктантом: «ОРЧик пришел! Расслабься! Попробуй одновременно писать и вспоминать последний хороший фильм, который ты видел. Только непременно хороший!» Во втором задании ключевое слово — «расслабься». Мы собирались выделить его жирным шрифтом, но, увидев, что получилось, на экране компьютера, тут же передумали: как расслабишься, глядя на черные, резкие буквы в тексте? Здесь важна каждая мелочь, а точнее, мелочей просто нет. После диктантов ребенку предлагаются три вопроса: «Какой из двух текстов писать было легче? В каком из них ты сделал меньше ошибок? Как ты это сам себе объяснишь?» Конечно, развитие орфографической интуиции — настолько тонкая вещь, что работа с ней возможна лишь в атмосфере взаимного доверия, доброжелательности и дружелюбия. Здесь от учителя требуются особый такт, деликатность, мягкость, непринужденность. Важно научить ребенка расслабляться, когда он пишет, обращаясь к внутреннему орфографическому голосу: тогда доступ к информации, лежащей в подсознании, окажется легче. Не буду скрывать, из всего материала учебников самое большое волнение вызывал у меня именно материал, связанный с развитием орфографической интуиции. И это несмотря на то, что я почти двадцать лет занималась этим с учениками и студентами. Тем радостнее было, когда результаты намного превзошли все ожидания. Среди учителей, рассказавших мне о своей работе, нет почти никого, кто не отметил бы успехи детей в этом направлении. Чрезвычайно важным, на мой взгляд, стал тот факт, что образ ОРЧика дети приняли в себя настолько, что не просто стали делать гораздо меньше ошибок, — они «принесли» его с собой на уроки математики! Образ вышел за пределы учебника русского языка, он стал частью их мышления, помогает им включать и математическую интуицию! Конечно, орфографическая интуиция и математическая интуиция — совершенно разные вещи, но общий корень есть. ОРЧик оказался нужным и полезным детям независимо от уровня их подготовки к школе. В коррекционном классе, когда нужно было вставлять букву вместе с ОРЧиком, 12—13 детей из 14 выбирали букву правильно! Для слабо подготовленных детей, с
нарушениями речи и памяти, все это особенно
важно, потому что среди факторов, мешающих им
учиться, почти всегда есть комплекс неверия в
свои силы. Ребенок не верит, что может написать
грамотно, верно выбрать букву, отсюда —
бесконечные ошибки и исправления с правильного
на неправильное. Сказка об ОРЧике стала для этих
детей реальностью. Теперь им не страшно, у них
есть тыл, есть верный помощник, от этого
(возможно, впервые в жизни!) приходит чувство
уверенности в собственных силах. Это чувство,
важность которого в учебном процессе
переоценить вообще нельзя, распространяется и на
другие области обучения русскому языку, на весь
процесс школьной жизни. Нельзя путать два разных понятия:
орфографическая интуиция и орфографическая
зоркость. Попытавшись, насколько это возможно,
отождествиться с ребенком, с его восприятием и
мышлением, мы предложили ему аналогию, словесную
и изобразительную метафору: «Когда пишешь,
можешь представить себе, что ты идешь по траве, а
под ней спрятаны ловушки. Не спеши, не топай
ногами. Наступил неосторожно — и тут же
провалился, в смысле — ошибся. Остается только пожелать вам все же
попасть на интернет-страничку и увидеть эти
ловушки в цвете. Ольга СОБОЛЕВА, |