ТЕТ-А-ТЕТ
"КАКОЙ ЖЕ Я ОСЕЛ!"
Техники абсурда и нонсенса в
психологическом консультировании
Как часто нам, психологам и педагогам,
приходится быть серьезными! Еще бы, столько чужих
проблем нужно с честью разрешить! Однако
серьезность имеет оборотную сторону — утомление
и «приедание». Может быть, сказочная практика
имеет «рецепт» и на этот случай?
Конечно! И доказательство этому — произведения
Э. Лира, Л. Кэрролла, Д. Хармса, Е. Клюева
и других замечательных «абсурдистов».
Однако уважающий себя специалист возразит нам:
«У людей проблемы, а вам все смешно!» Нам не
смешно, нам грустно, оттого что страдание
становится привычным.
В ПОИСКАХ АБСУРДА
Часто,
для того чтобы осознать всю нелепость
проблемного «хождения по кругу», нужно довести
ситуацию до абсурда, увидеть ее бессмысленность.
После чего обычно некоторые хлопают себя по лбу и
восклицают: «Какой же я осел!» Вот вам и катарсис.
Бывалые консультанты знают, насколько тонкой
должна быть работа психолога, когда он помогает
открыть клиенту нелепость какой-либо ситуации.
Поэтому здесь встает вопрос о технике
абсурдизации. В этом месте психология и
педагогика тесно смыкаются с филологией,
заимствуя у последней бесценный инструментарий.
Хотим особо подчеркнуть, что техника
абсурдизации не является тайной для клиента.
Наоборот, в процессе консультирования нам важно
научить наших воспитанников работе с ней.
Поэтому мы и начнем с техник, чтобы потом перейти
к их практическому применению. При этом будем
помнить о том, что абсурд и нонсенс — это то, чего
быть не может, потому что не может быть никогда.
ТЕХНИКА «РИФМОВАЛОК»
Существуют проверенные временем,
особые, «психотерапевтические» размеры
рифмования. Зарифмовав абсурдную ситуацию таким
способом, человек испытывает определенное
облегчение. Назовем это трио:
— лимерики (то, что пришло к нам из
Англии);
— частушки (любимая форма поэзии русского
народа);
— «черные» двустишия и четверостишия (советская
и постсоветская формы «отыгрывания» напряжения).
Нам важно научить клиента
пользоваться всеми тремя методами рифмования.
Для тренировки можно выбрать любую тему — от
политики до сказочных и литературных сюжетов.
Лимерик состоит из пяти
строчек. Причем первая рифмуется со второй,
третья — с четвертой, а пятая — с первой (или
третьей).
Например, лимерики на тему «Ромео и Джульетта».
Жил Ромео в зеленом дворце
И мечтал о зеленом яйце,
Но Джульетта всегда
Все съедала сама.
Так и жили они во дворце...
Жил Ромео на сопках седых,
Он без дела скучать не привык,
И Джульетте вчера
Подарил он кота,
Чтоб мяукал и спать не давал...
Частушка, как правило,
состоит из четырех строк. Наверное, размер
частушки каждый из нас впитал с молоком матери.
На тему «Ромео и Джульетта» можно создать и
частушку.
Мой миленок — как Ромео,
Ну а я — Джульетта,
Только зелья я не пью,
Не дождетесь этого!
Как Монтекки с Капулетти,
Родичи ругаются,
Ну а нам по «барабану»,
Пусть поупражняются!
«Черное» четверостишие на ту
же тему попробуйте сочинить сами.
«Переключение» внимания клиента с
содержания проблемы на рифмование, обладает само
по себе терапевтическим эффектом. Ведь для того
чтобы найти выход, нужно посмотреть на ситуацию
со стороны. А для этого хорошо бы улыбнуться!
«Рифмовалки» помогают нам работать с внешними и
внутренними объектами. К внешним объектам мы
относим конкретную ситуацию, обидчика,
обстоятельства и пр. К внутренним — черты
характера, качества, тормозящие гармоничное
развитие личности, чувства, мотивы, желания,
переживания и пр.
АЛГОРИТМ
Рискнем представить алгоритм работы с
техникой «рифмовалок» в виде таблицы .
|
Работа с внешним
объектом |
Работа с
внутренним объектом |
1. Представить
обидчика в смешной, нелепой ситуации (на горшке,
измазанным тортом и пр.); представить исход
проблемной ситуации в виде абсурда. |
1. Найти то
внутреннее качество, которое «мешает жить». |
2. Выбрать размер
(лимерик, частушка, «чернушка») |
2. Представить это качество в
образе сказочного, мифологического,
литературного, кино- или любого другого героя. |
3. Сочинить стихи в
выбранном размере (можно по очереди использовать
все размеры, чтобы посмотреть на ситуацию с
разных сторон и размеров). Стихи обязательно
записать! |
3. Представить этого
героя в смешной ситуации; представить себя
одержимым этим персонажем; довести собственные
переживания до абсурда. |
4. Прочитать стихи. |
4. Сочинить стихи в выбранном
размере. Записать их. |
5. Обменяться впечатлениями и
переживаниями. |
5. Озвучить стихи и обменяться
впечатлениями. |
Удивительно, но подбор рифмы помогает
нашим клиентам и воспитанникам абстрагироваться
от своей проблемы, посмотреть на нее со стороны.
И, увидев нелепость ситуации, первыми посмеяться
над собой.
Хотим предупредить, что некоторые «рифмовалки»
не рекомендуется выносить на всеобщее
обсуждение из этических соображений.
ПРОСТОВАСЯ И МАТЕМАТИКА
Итак, теперь мы готовы поработать с
конкретными ситуациями, встречающимися в
школьной жизни.
Например, к психологу приводят ученика пятого
класса, имеющего проблемы с успеваемостью по
математике. Назовем этого ученика Простовася.
Простовася в своей недлинной жизни выслушал
немало наставлений — директивных и
демократических. Перед нами выбор: собирать
анамнез; дать нарисовать несуществующее
животное; рассказать психокоррекционную сказку
о плохом ученике, который в результате
необыкновенных приключений осознал роль и место
математики в своей жизни, или... использовать наши
«рифмовалки».
Изобразим эту сцену в виде диалога.
Психолог (в дальнейшем — П).
Да-а, похоже ты, Простовася, очень любишь
математику, коли столько времени в твоей жизни
посвящено разговорам о ней.
Простовася (в дальнейшем — ПВ).
Ну...
П. (игнорируя «не ту, которую хотелось
бы», реакцию Простоваси). Если столько времени в
твоей жизни посвящено математике, значит, она
твоя Муза!
ПВ. Чего?!
П. Муза, то есть вдохновительница,
помогающая творчеству. Например, написанию
стихов. Ты, Простовася, стихи когда-нибудь писал?
ПВ. Ну...
П. Знаешь, иногда Муза бывает
шаловливой. Ведь невозможно все время быть
серьезным, умным, правильным...
ПВ. Угу...
П. Давай попросим у шаловливой Музы
помощи, чтобы написать частушку про математику.
ПВ. Как это?
П. Да так. Вот если бы художник захотел
написать портрет математики, как бы он ее
изобразил?
ПВ. Не знаю...
П. А мне она представляется в тяжелых
одеждах, на голове корона, на каждом зубчике
короны по цифре... Слушай, у меня сложилась
частушка:
Математика сидит,
«Цифирями» шевелит,
Ну, а нам какое дело,
Может, там у ней магнит!
ПВ (уже улыбается). Здорово!
П. Теперь давай представим себе, будто к
ней кто-то пришел из любознательных людей:
К математике пришел
И потряс рукавчик,
Вот таблица умноженья,
Вот и мой пенальчик!
(Простовася улыбается.)
П. Ну что, интересно? А ты хочешь
научиться сочинять частушки и смешные стихи?
Давай попробуем вместе...
Это только маленький эпизод
«пробуждения» сознания ребенка. Теперь можно
освоить с ним и лимерики, и «чернушки».
Поработать с математикой, с перспективами
применения математических знаний в будущей
жизни Простоваси, с его невнимательностью (ее
тоже можно представить себе в виде сказочного
образа).
О других техниках абсурдизации мы расскажем в
следующих статьях.
Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА,
доктор психологических наук,
директор Института сказкотерапии,
Виолетта МИНИНА,
кандидат философских наук,
главный аналитик-лингвист
Института сказкотерапии,
г. Санкт-Петербург