Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Школьный психолог»Содержание №21/2000

СВЯЗАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ

В прошлом номере в редакторской колонке мы обсуждали, кто кому что должен, и пришли к выводу, что мы все должны друг другу. Осталось только невыясненным происхождение тех низвергнутых лозунгов, от которых я отталкивался в своих рассуждениях в прошлый раз.
В самом деле, ведь не на пустом же месте произрастает гордыня: «Я пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям»? Да и анонимные авторы нигилистской максимы «Никто никому ничего не должен» тоже наверняка на чем-то основывались, когда делали свой категоричный вывод. На чем же?
Чтобы попытаться это понять, достаточно представить, когда возникает желание пройти какой-нибудь тренинг личностного роста и научиться в ответ на притязания окружающих гордо и неприступно ответствовать: «Да ничего я вам не должен, отстаньте от меня». А возникает такое желание тогда, когда окружающие уж слишком достают этими самыми притязаниями, требуя от нас того, что мы, собственно, и не обещались делать.
Вот, по-видимому, ключевой момент: для нас действительны только те обязательства, которые мы сами на себя взяли.
А такое происходит каждый раз, когда мы вступаем в общение или во взаимодействие с другими людьми, о чем я уже писал в прошлый раз. Причем обязательства могут быть явными, то есть произнесенными вслух («я торжественно обещаю и клянусь»), а могут быть и неявными, то есть подразумевающимися (например, добровольное вступление в брак подразумевает обязательство относиться друг к другу с уважением и любовью).
С вербализованными обязательствами дело обстоит еще более-менее просто, если не считать проблем формулировок. А вот с неявными все гораздо туманнее. Вы уверены, что он (она) подразумевал(а) то же, что и вы сами? То-то и оно. Материя тонкая.
Вот пример. Для кого-то прийти после педвуза в школу означает признать необходимость любить своих учеников и свою работу. Еще для кого-то работа в школе лишь обязанность отбывать уроки от звонка до звонка. Добровольно выбирая одну и ту же работу, разные люди подразумевают разные обязательства.
Другой пример. Один соглашается на тяжелую работу при небольшой зарплате и после этого считает своим долгом честно выполнять производственные обязанности. Другой тоже соглашается, но держит фигу в кармане: «Как мне платят, так я и работаю». Соглашается и третий, но подразумевает, что делает одолжение работодателю. А если тот тоже считает, что сделал одолжение, предложив хоть какой-то заработок в условиях повальной безработицы? Конфликт неизбежен.
Но мало нам проблем с неявными обязательствами. Вдобавок к ним существуют еще невольные, навязанные неписаными законами социальной роли. Они иногда не слабее уголовного или административного кодекса. Сел за руль — останавливайся на красный свет. Угораздило родиться мужчиной — не смей плакать. Не заплатил налоги — заплати штраф. Пришел на банкет — произнеси хвалебный тост в честь юбиляра.
Мощное давление невольных обязательств, а точнее — необходимости соответствовать общественным стереотипам, и рождает внутреннее сопротивление, знакомое, наверное, каждому из нас. Помните у «Наутилуса»: «Я уже не хочу быть мужчиной, я уже не хочу быть поэтом. Я хочу быть — всего лишь». Желание «просто быть» в экстремистских случаях и кристаллизуется в вышеупомянутых формулах. Дальше — разрушение стереотипа («ведь я ничего не должен»), выход из роли («да мало ли чего вы от меня ждете») и...
Но об этом в следующий раз.

Марк САРТАН

В оформлении использована линогравюра мексиканского художника Леопольда Мендеса «Заключенный»