СВЯЗАННЫЕ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ
В прошлом номере в редакторской
колонке мы обсуждали, кто кому что должен, и
пришли к выводу, что мы все должны друг другу.
Осталось только невыясненным происхождение тех
низвергнутых лозунгов, от которых я отталкивался
в своих рассуждениях в прошлый раз.
В самом деле, ведь не на пустом же месте
произрастает гордыня: «Я пришел в этот мир не для
того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям»?
Да и анонимные авторы нигилистской максимы
«Никто никому ничего не должен» тоже наверняка
на чем-то основывались, когда делали свой
категоричный вывод. На чем же?
Чтобы попытаться это понять, достаточно
представить, когда возникает желание пройти
какой-нибудь тренинг личностного роста и
научиться в ответ на притязания окружающих гордо
и неприступно ответствовать: «Да ничего я вам не
должен, отстаньте от меня». А возникает такое
желание тогда, когда окружающие уж слишком
достают этими самыми притязаниями, требуя от нас
того, что мы, собственно, и не обещались делать.
Вот, по-видимому, ключевой момент: для нас
действительны только те обязательства, которые
мы сами на себя взяли.
А такое происходит каждый раз, когда мы вступаем
в общение или во взаимодействие с другими людьми,
о чем я уже писал в прошлый раз. Причем
обязательства могут быть явными, то есть
произнесенными вслух («я торжественно обещаю и
клянусь»), а могут быть и неявными, то есть
подразумевающимися (например, добровольное
вступление в брак подразумевает обязательство
относиться друг к другу с уважением и любовью).
С вербализованными обязательствами дело обстоит
еще более-менее просто, если не считать проблем
формулировок. А вот с неявными все гораздо
туманнее. Вы уверены, что он (она) подразумевал(а)
то же, что и вы сами? То-то и оно. Материя тонкая.
Вот пример. Для кого-то прийти после педвуза в
школу означает признать необходимость любить
своих учеников и свою работу. Еще для кого-то
работа в школе лишь обязанность отбывать уроки
от звонка до звонка. Добровольно выбирая одну и
ту же работу, разные люди подразумевают разные
обязательства.
Другой пример. Один соглашается на тяжелую
работу при небольшой зарплате и после этого
считает своим долгом честно выполнять
производственные обязанности. Другой тоже
соглашается, но держит фигу в кармане: «Как мне
платят, так я и работаю». Соглашается и третий, но
подразумевает, что делает одолжение
работодателю. А если тот тоже считает, что сделал
одолжение, предложив хоть какой-то заработок в
условиях повальной безработицы? Конфликт
неизбежен.
Но мало нам проблем с неявными обязательствами.
Вдобавок к ним существуют еще невольные,
навязанные неписаными законами социальной роли.
Они иногда не слабее уголовного или
административного кодекса. Сел за руль —
останавливайся на красный свет. Угораздило
родиться мужчиной — не смей плакать. Не заплатил
налоги — заплати штраф. Пришел на банкет —
произнеси хвалебный тост в честь юбиляра.
Мощное давление невольных обязательств, а точнее
— необходимости соответствовать общественным
стереотипам, и рождает внутреннее сопротивление,
знакомое, наверное, каждому из нас. Помните у
«Наутилуса»: «Я уже не хочу быть мужчиной, я уже
не хочу быть поэтом. Я хочу быть — всего лишь».
Желание «просто быть» в экстремистских случаях и
кристаллизуется в вышеупомянутых формулах.
Дальше — разрушение стереотипа («ведь я ничего
не должен»), выход из роли («да мало ли чего вы от
меня ждете») и...
Но об этом в следующий раз.
Марк САРТАН
В оформлении использована
линогравюра мексиканского художника Леопольда
Мендеса «Заключенный»